Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" (в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка)"
(подготовлен МВД России 18.03.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" (в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка) разработан во исполнение пункта 24 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р, и на основании предложений, содержащихся в Докладе о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2015 году, представленном 16 мая 2016 года в Минюст России (исх. N 1/4413).
Разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью корректировки положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"*(1).
Основным предметом нормативного регулирования проекта федерального закона является определение порядка приема граждан в народную дружину, создания и деятельности народных дружин в городе федерального значения Севастополе, а также закрепление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия во всех мероприятиях по охране общественного порядка.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин Российской Федерации не может замещать должности в органах внутренних дел Российской Федерации*(2) в случае, если он неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.
Вместе с тем пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что если гражданин подвергался неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения (то есть вне зависимости от умысла), то он не может быть принят в народную дружину.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ устанавливает более жесткие ограничения к гражданам, желающим вступить в народную дружину, чем к гражданам, которые претендуют на замещение должностей в органах внутренних дел. При этом деятельность народной дружины не является особым видом государственной службы, в связи с чем отсутствует необходимость в установлении такого рода ограничений.
Выявленный пробел предлагается урегулировать путем внесения соответствующих изменений в пункт 8 части 2 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.
Таким образом, страхование предусматривается только в период осуществления основных направлений деятельности народных дружин, предусмотренных пунктом 1 части 6 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ.
В то же время, согласно пунктам 2 и 3 части 6 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ, к основным направлениям деятельности народных дружин относятся, в том числе и участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины, и участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ граждане вправе участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту "е" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно- спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения.
Как следует из подпункта 3 и 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления относится организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан, содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Следовательно, члены народных дружин и иные граждане могут привлекаться к охране общественного порядка не только органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, но и органами местного самоуправления.
Вместе с тем случаи гибели, получения травм при осуществлении функций, аналогичных исполняемым во время участия в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, в такой ситуации не будут являться страховыми, что грубо нарушает права народных дружинников, участвующих в охране общественного порядка по приглашению органов местного самоуправления, организаторов спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, в виду невозможности получения страхового возмещения за причиненный ущерб.
Выявленный пробел целесообразно урегулировать путем внесения изменений в часть 6 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в составе Российской Федерации образован город федерального значения Севастополь.
В части 4 статьи 11, частях 1 и 2 статьи 12, части 1 статьи 13, статье 22, частях 2 и 4 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ упоминаются только два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, положения данных статей не распространяются на город федерального значения Севастополь.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в часть 4 статьи 11, части 1 и 2 статьи 12, часть 1 статьи 13, статью 22, части 2 и 4 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
МВД России |
|
-------------------------------------------
*(1) Далее - "Федеральный закон N 44-ФЗ".
*(2) Далее - "органы внутренних дел".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.