Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования лизинговых компаний"
(подготовлен Минфином России 27.03.2017 г.)
Российский рынок лизинга по данным международного исследования White Clarke Group Global Leasing Report (2016) занимает 11 место по объему лизингового портфеля и второе после Китая среди стран с формирующимися рынками. Несмотря на зрелую стадию развития, лизинговый сектор сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют дальнейшему развитию лизинга. Прежде всего, отсутствие регулирования в отношении лизинговых компаний и их низкая информационная прозрачность, которые приводят к увеличению системных рисков лизинговой деятельности по мере роста лизингового рынка. К числу наиболее важных проблем относится отсутствие унификации учета и отчетности с МСФО, недостаточная защита имущественных прав лизингодателей, высокие операционные издержки. Отдельную проблему составляют слабо развитые системы риск-менеджмента и корпоративного управления, что в 2014-2016 гг. привело к ухудшению финансового положения некоторых крупных лизингодателей. Проблемы отдельных компаний привели к росту стоимости заемных средств для остальных лизингодателей и, как следствие, завышению стоимости лизинга для нефинансового сектора экономики.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" и отдельные законодательные акты" (далее - Законопроект) предусматривает регулирование деятельности лизинговых компаний со стороны саморегулируемых организаций и Банка России в целях поддержания надежности и обеспечения эффективности деятельности лизинговых компаний для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать улучшению инвестиционного климата и экономическому росту. Предусмотренные Законопроектом меры позволят решить ряд среднесрочных задач. Принятие Законопроекта призвано:
сформировать прозрачную и полноценную нормативно-правовую основу деятельности лизингодателей;
повысить транспарентность лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности;
обеспечить защиту имущественных интересов лизингодателей;
внедрить на рынке общие стандарты, которые приведут к частичной унификации лизинговой деятельности и позволят минимизировать риски лизингодателей.
Законопроектом, в частности, предусматривается отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций, наделение Банка России полномочиями по регистрации лизинговых компаний путем внесения их в реестр субъектов лизинговой деятельности, обязательное членство лизинговых компаний в саморегулируемой организации (далее - СРО).
Наряду с лизинговыми компаниями банки и микрофинансовые компании, включенные в реестр субъектов лизинговой деятельности, вправе осуществлять лизинговую деятельности. В отношении указанных субъектов лизинговой деятельности также предусмотрено обязательное членство в СРО.
В качестве требования к финансовому положению лизинговых компаний предусматривается требование к минимальным собственным средствам: в отношении лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет 500 миллионов рублей и более, - 70 миллионов рублей, в отношении лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет менее 500 миллионов рублей, - 20 миллионов рублей. При этом предусмотрен переходный период для приведения лизинговыми компаниями размера собственных средств до указанного уровня.
Законопроектом также предусмотрены обязанности лизинговой компании по осуществлению внутреннего контроля и управлению рисками, а также обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности лизинговой компании.
Предложенный набор изменений в регулировании лизинговой деятельности должен привести к улучшению бизнес-климата и условий финансирования лизингодателей. В частности, принятие Законопроекта призвано:
повысить роль лизинга в модернизации российской экономики;
удешевить заемное финансирование для лизингодателей и снизить стоимость лизинга для нефинансового сектора;
обеспечить ценовую конкуренцию лизинга с банковским кредитом;
сформировать условия для долгосрочных инвестиций через увеличение сроков договоров в рамках лизингового портфеля;
способствовать развитию публичных заимствований лизинговых компаний;
обеспечить приемлемое кредитное качество лизингового портфеля и эффективное управление рисками через стандарты СРО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.