Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
(от 11.11.2016 г. N 1695-СШ/Д26вн)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проектом акта предусмотрены нормы в части наделения органов государственного контроля (надзора) полномочиями по контролю за соблюдением требований технических регламентов (далее - уполномоченные органы), а также по принятию решений о признании недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия продукции с установлением оснований для принятия соответствующих решений. Проектом акта определена обязанность органов по сертификации в части принятия решения на основании обращения уполномоченных органов о необходимости признания недействительным или приостановления сертификата соответствия на продукцию. Кроме того, в соответствии с проектируемыми нормами Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению порядка признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия продукции.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта акта 02/04/05-16/00049152).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 24 мая по 5 июля 2016 г., проекта акта и сводного отчета в срок с 5 июля по 1 августа 2016 г.
Замечания и предложения, полученные на этапе уведомления о подготовке проекта акта, а также в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 21 по 27 октября 2016 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования. В ходе публичных консультаций получены отзывы на проект акта от ПАО "Ростелеком", ОАО "ТАИФ-НК", АО "Зарубежнефть", ПАО "НК "Роснефть", Ассоциации прямых продаж, ООО "Деловая Россия", Комитета по качеству Ассоциации компаний розничной торговли, Союза участников потребительского рынка, НО "Союз рыбопромышленников Севера", ИП А.С. Свердлин, ПАО "Татнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается). ПАО МТС, ПАО "СИБУР Холдинг", АО "Зарубежнефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО НК "Русснефть", Российский автотранспортный союз выразили поддержку проекта акта.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски.
1. Проектом акта предлагается дополнить статью 24 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) пунктом 8, в соответствии с которым "в случае ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), принявшего декларацию о соответствии, удовлетворения судом иска о принудительном отзыве продукции в соответствии со статьей 40 Федерального закона, выдачи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Федерального закона, а также выявления нарушений требований к декларации о соответствии и порядку ее принятия, определяемых Правительством Российской Федерации, декларация о соответствии признается недействительной".
Необходимо отметить, что исходя из сложившейся практики выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов, существуют значительные риски отмены данных предписаний в рамках судебного рассмотрения. При этом в случае принятия решения о признании недействительной декларации о соответствии декларант несет существенные экономические риски, связанные с невозможностью обращения на рынке продукции, в отношении которой получена декларация о соответствии, а также с возвратом такой продукции из торговых организаций.
С учетом изложенного представляется целесообразным определить закрытый перечень оснований признания декларации о соответствии недействительной в случае выдачи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ в рамках акта Правительства Российской Федерации (предусмотренного подпунктом "г" пункта 2 проекта акта). В частности, в данном акте Правительства Российской Федерации могут быть закреплены особенности принятия решения о недействительности декларации о соответствии по рассматриваемому основанию, в том числе порядок обжалования данного решения.
2. Проектом акта предлагается дополнить пункт 2 статьи 25 Закона N 184-ФЗ абзацами 13 и 14 следующего содержания: "Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить инспекционный контроль в порядке и с периодичностью, предусмотренными соответствующей схемой сертификации и документами по стандартизации. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в единый реестр сертификатов соответствия. В случае прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части, истечения действия документа об аккредитации) органа по сертификации и (или) невозможности проведения в установленные сроки инспекционного контроля сертификат соответствия прекращает действие в последний день месяца, в котором в соответствии со схемой сертификации и документами по стандартизации должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года с момента прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части, истечения действия документа об аккредитации) аккредитованного лица, выдавшего сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации), либо действие документов об аккредитации которого истекло".
Представляется, что прекращение действия сертификата соответствия на продукцию, связанное с сокращением области аккредитации органа по сертификации или истечения действия документа об аккредитации органа по сертификации может привести к тому, что производителю необоснованно потребуется повторная сертификация продукции.
Учитывая длительную процедуру выбора контрагентов, а также недостаточное количество во многих регионах Российской Федерации органов по сертификации с требуемой областью аккредитации существует риск остановки заводами-изготовителями выпуска в обращение продукции, что может привести к необходимости выплаты неустойки по уже заключенным договорам на поставку, либо к отгрузки продукции без документов в нарушение законодательства Российской Федерации.
По итогам публичных консультаций 1 ноября 2016 г. Минэкономразвития России было проведено совещание с субъектами предпринимательской деятельности, по результатам которого было предложено включить в проекта акта положение о наделении органа государственного контроля (надзора) полномочиями органа по сертификации (например, в части контроля за объектом сертификации) либо предусмотреть механизм передачи контроля за соответствием продукции другому органу по сертификации без внесения хозяйствующим субъектом дополнительной платы и прекращения срока действия сертификата.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточным обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также при условии учета замечаний Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 18 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.