Минэкономразвития России в соответствии с разделом VI Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) (далее соответственно - проект акта, регламент), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 38 - 42 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 8 июля по 4 августа 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/07-16/00050450).
Предложения и замечания к проекту акта сведены в сводку предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта.
В соответствии с пунктом 44 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности, с субъектами Российской Федерации. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в ряд профессиональных союзов и ассоциаций, являющихся участниками отношений, на которые направлено регулирование проекта акта. Участники публичных консультаций представили замечания и приложения к проекту акта, которые были учтены при подготовке настоящего заключения. Справка о результатах публичных консультаций по проекту акта прилагается.
Проектом акта предлагается внести изменения в регламент, заключающиеся в следующем.
Сведения о составе и количестве пищевой продукции, о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции; рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО) и сведения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза должны наноситься на потребительскую упаковку или этикетку с лицевой стороны или на листок-вкладыш "способом, исключающим сокрытие или иное искажение передаваемой информации". Размер шрифта должен составлять не менее 1,2 мм. В случаях, когда поверхность упаковки или этикетки составляет менее 80 кв.см., размер шрифта должен быть не менее 0.9 мм.
Согласно пояснительной записке к проекту акта, предлагаемые изменения гармонизированы с положениями регламентов и директив в части предоставления обязательных сведений о продуктах питания, принятых в Европейском Союзе.
Разработчиком предлагается для реализации проектируемых положений установление переходного периода на срок 18 месяцев с даты официального опубликования.
Минэкономразвития России разделяет подход, связанный с надлежащим информированием потребителей о пищевой продукции и созданием единых требований к такой информации. Вместе с тем к проекту акта имеются следующие замечания.
1. Исходя из замечаний участников публичных консультаций, можно сделать вывод о наличии риска неоднозначного толкования следующих понятий, используемых в проекте акта:
"лицевая сторона (сторона, обращенная к потребителю)",
"сокрытие или иное искажение передаваемой информации",
"наибольшая поверхность потребительской упаковки".
Указанные понятия не определены проектом акта, регламентом и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Риск неоднозначного толкования указанных понятий влечет за собой риск необоснованного наложения административного взыскания на участников обращения пищевой продукции при осуществлении мероприятий по государственному контролю, например:
- за размещение информации на нескольких сторонах упаковки;
- за расположение информации под отгибающимися клапанами и краями упаковки;
- за размещение информации не на "наибольшей по площади поверхности упаковки".
Неопределенность указанных понятий влечет также некоторый риск ограничения способов дизайнерского оформления товаров, а вследствие этого снижение конкурентоспособности отдельных видов пищевой продукции и, соответственно, убытки субъектов предпринимательской деятельности.
2. Риски, вызванные установлением минимального размера шрифта для нанесения информации заключаются в следующем.
Для широкого спектра пищевой продукции, в частности кондитерской, включая порционный шоколад, жевательную резинку, леденцы в упаковке сравнимого размера, шоколадные батончики, выполнение указанного требования на сегодня крайне затруднительно. Оно потребует либо увеличения размера упаковки (а значит, количества упакованного продукта и его цены), либо приложения вкладышей.
Размер этикетки при существующем объеме требуемой информации для потребителя необходимо будет увеличить ориентировочно в два раза, что повлечет за собой не только дополнительные расходы на этикетку, но также и дополнительные инвестиции в новые формокомплекты для этикетировочных автоматов, вплоть до замены существующих этикетировочных автоматов на новые.
Разработчик, согласно пояснительной записке к проекту акта, в проектируемых требованиях ориентируется на документы Европейского союза. Однако Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) не содержит положений о необходимости гармонизации требований технических регламентов с требованиями Европейского союза.
Обращаем внимание, что объем наносимой обязательной информации на этикетку, в соответствии с регламентом и другими регламентами Таможенного союза, устанавливающими требования к пищевой продукции, шире, чем в Европейском союзе, и применение в этих условиях требований к размерам шрифта, аналогичных европейским, ставит производителей Союза в неравные условия и создает дополнительные обязательства и финансовые обременения.
Таким образом, исполнение проектируемых требований повлечет за собой пересмотр технологических процессов, связанных с нанесением информации на упаковку и упаковыванием пищевой продукции. В связи с изменением внешнего вида упаковки потребуется также пересмотр всех маркетинговых мероприятий, спланированных для продвижения отдельных видов пищевой продукции. Это потребует дополнительных затрат от производителей и приведет к повышению цен на отдельные виды пищевой продукции. Списание неиспользованных запасов упаковочных материалов приведет к росту числа отходов и увеличению негативного воздействия на окружающую среду.
При этом использование шрифта размером не менее 0,9 мм не решает проблемы легкочитаемости - шрифт всё равно остаётся мелким для слабовидящих людей, поиск необходимой информации для потребителя не упрощается, а для недобросовестных производителей в любом случае остается возможность выделять удобную им информацию шрифтом большего размера, чем вся остальная информация.
3. Участники предпринимательской деятельности обратили внимание на риск, вызванный недостаточной продолжительностью срока переходного периода.
Проектом акта предусмотрено вступление предлагаемых изменений в силу уже через 18 месяцев после публикации Решения Совета ЕЭК, в то время как реализация указанных требований потребует значительных усилий со стороны производителей. Введение проектируемых требований потребует смены упаковки большинства видов продовольственных товаров и увеличение количества видов упаковки, предназначенных для реализации на рынках Союза.
Также обращаем внимание разработчика, что обязательное требование о соблюдении размера шрифта на упаковке повлечет необходимость осуществления контрольных мероприятий, что в свою очередь, повлечет необходимость разработки межгосударственного стандарта на метод измерения шрифтов.
По экспертным оценкам, минимальный срок, необходимый для адаптации к изменениям и разработки необходимых нормативных документов составляет 3 года.
4. Экспертная оценка расходов на изменение условий нанесения информации на упаковку, связанных с изменением дизайна и технологических процессов изготовления упаковки, затруднена вследствие большого объема видов продукции, затрагиваемой проектируемым регулированием. По предварительным данным, разовые расходы на замену дизайна упаковки для одного предприятия, выпускающего более пятидесяти видов пищевой продукции, упакованной в бумажные коробки, составят более 20 млн. руб.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводке предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.