Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(от 30.03.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=58775.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 9 ноября по 22 ноября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 16 января по 10 февраля 2017 года.
В ходе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета в адрес разработчика поступили замечания от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, учтенные разработчиком при доработке проекта акта.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 29 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с субъектами предпринимательской деятельности в срок со 2 марта по 9 марта 2017 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "ГЛОНАСС" и СПАО "Ингосстрах", приведенные в приложении к настоящему заключению. Минэкономразвития России рекомендует разработчику учесть указанные замечания и предложения с целью их возможного учета при проведении работы по совершенствованию законодательства в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Таким образом, в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не выявлено.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств"
N п/п |
Структурная единица проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1 |
2 |
3 |
АО "ГЛОНАСС" | ||
1. |
Часть 2 статьи 2 проекта акта |
Частью 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что положения, касающиеся фиксации ДТП с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт ДТП и его координаты, применяются в отношении владельцев транспортных средств, оснащенных такими технических средств контроля в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Вместе с тем, указанным федеральным законом не предусмотрено оснащение транспортных средств техническими средствами контроля, а предусмотрено оснащение транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб. Указанная правовая коллизия может привести к невозможности реализации положений законопроекта.
|
АО "ГЛОНАСС", СПАО "Ингосстрах" | ||
2. |
Пункт 4 статьи 1 проекта акта |
Проектом акта предусмотрено два способа фиксации ДТП для оформления его по "европротоколу": а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и его координаты; б) с использованием программного обеспечения для мобильных устройств, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, обеспечивающего в частности фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". При этом законопроектом предусмотрена возможность выбора одного из указанных способов. Однако способ, указанный в подпункте "б" не обеспечивает некорректируемость передачи информации о ДТП, а мобильное устройство не является частью конструкции автомобиля, но в тоже время указанный способ позволяет передавать фотоизображение с места ДТП. Ограничение фиксации ДТП лишь одним способом не позволит обеспечить предоставление в страховую компанию полной и достоверной информации о ДТП, что может привести к отказам страховых компаний в выплате страховых возмещений по ДТП, оформленным по "европротоколу". Представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте в целях оформления ДТП по "европротоколу" предоставление данных о ДТП, зафиксированных и тем, и другим способом одновременно. |
Необходимо установить, что в рамках "безлимитного европротокола" факт ДТП нужно фиксировать как с помощью технического средства контроля, обеспечивающих получение некорректируемой информации, позволяющий установить факт ДТП от ГЛОНАСС, так и с помощью мобильного приложения, соответствующего требованиям РСА, которое должно обеспечить фотосъемку ТС на месте ДТП. Фиксация обстоятельств ДТП только одним из указанных в пункте 5 статьи 11.1 способов не позволит достоверно установить все обстоятельства страхового случая, все повреждения транспортных средств и иную информацию, необходимую страховщику для признания события страховым случаем. Например, если участники ДТП зафиксируют обстоятельства ДТП только с помощью фотосъемки ТС после ДТП, то не исключается риск мошенничества, риск искажения информации о месте совершения ДТП и т.д. В связи с этим предлагаем установить, что для выполнения требований по "безлимитному европротоколу" обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы обоими способами, указанными в пункте 5 статьи 11.1. | ||
СПАО "Ингосстрах" | ||
3. |
Пункт 3 статьи 1 проекта акта |
Не увеличивать лимит по "европротоколу" с 50 т.р. до 100 т.р., так как такое увеличение приведет к значительному росту мошенничества. |
4. |
Пункт 2 статьи 1 проекта акта |
Необходимо сохранить условие, согласно которому оформление ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции возможно только при отсутствии у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений. Отмена условия об обязательном отсутствии разногласий относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений приведет к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу. Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника ДТП будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что маневр перестроение при продольном столкновении совершил другой автомобиль. Учитывая крайне негативную судебную практику, страховщики при наличии таких противоречивых показаний вынуждены будут платить по 50% каждому участнику ДТП, что приведет к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объеме, а виновники ДТП будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию - защита имущественных интересов потерпевших. С учетом изложенного, считаем, что необходимо в спорых ситуациях (когда у участников есть разногласия относительно обстоятельств ДТП) вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД для фиксации всех обстоятельств и проведения административного расследования |
5. |
Часть 3 статьи 2 проекта акта |
Необходимо установить, что новые правила оформления ДТП без участия полиции распространяются только на договоры, заключенные после вступления в силу изменений в закон (оба договора должны быть заключены после 01.01.2018). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.