Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О техническом регулировании"
(подготовлен Минпромторгом России 07.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 11 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам Российского инвестиционного форума в г. Сочи 27-28 февраля 2017 г.
Законопроектом закрепляется понятие нотификации, устанавливается требование к органам по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по обязательной сертификации по прохождению процедуры нотификации. При этом законопроектом предусмотрено, что порядок прохождения нотификации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом уточняются переходные положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части обязательного подтверждения соответствия, маркирования продукции и осуществления государственного контроля (надзора) до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор, Союз соответственно) органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть аккредитованы и включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации).
В соответствии с Законом об аккредитации критерии аккредитации устанавливаются на основании международных стандартов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" обозначено множество критериев аккредитации, например, критериями аккредитации органов по сертификации установлены:
1) наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества;
2) наличие у органа по сертификации сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащего информацию о деятельности органа по сертификации в соответствии с требованиями системы менеджмента качества, установленными в руководстве по качеству;
3) наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;
4) наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:
- высшего образования либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;
- опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
- допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости), и т.д.
Вместе с тем, из проведенного анализа оценки деятельности органов по сертификации, осуществляющих работы по осуществлению обязательного подтверждения соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, можно сделать вывод, что принятых мер в отношении указанных органов недостаточно.
Сертификаты соответствия нередко выдаются органами по сертификации с нарушением законодательства, что позволяет выйти на российский рынок опасной продукции. Неправомерные действия недобросовестных органов по сертификации способствуют незаконному обороту продукции не только на российском рынке, но и на территории Союза, чем наносится ущерб не только экономике Российской Федерации, но и причиняется вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Системным решением указанной проблемы может стать введение процедуры нотификации в отношении аккредитованных органов, осуществляющих работы по подтверждению соответствия. Как показывает международный опыт, в первую очередь опыт Европейского союза, введение института нотификации, наряду с другими административными мерами, позволяет повысить доверие к органам по сертификации, их ответственность, а также минимизировать риски появления на рынке опасной продукции.
Одновременно необходимо обратить внимание на пункт 5 приложения N 9 к Договору, в соответствии с которым аккредитованные органы по оценке соответствия, осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза. Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией.
Включение органа по сертификации в национальную часть Единого реестра и направление информации об этом в Евразийскую экономическую комиссию является аналогом процедуры нотификации в Европейском союзе.
В соответствии со статьей 53 Договора продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
Согласно статье 54 Договора аккредитация в рамках Союза осуществляется в том числе в соответствии с принципом обеспечения объективности, беспристрастности и компетентности органов по аккредитации государств-членов Союза. Таким образом, законопроект соответствует положениям Договора, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.