Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов"
(подготовлен Минэкономразвития России 04.04.2017 г.)
В рамках исполнения пункта 6 раздела III Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 991-р, Минэкономразвития России были проанализированы предложения федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, предоставляющих государственные услуги, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги).
Необходимость оптимизации структуры административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций (далее - административные регламенты), порядка их разработки и утверждения была отмечена подавляющим большинством органов, предоставляющих государственные услуги.
С учетом проработки и анализа поступивших предложений разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов" (далее - проект постановления).
В проекте постановления предполагается интегрировать процессы разработки и утверждения административных регламентов как нормативных правовых актов в бумажном виде с процессами отражения сведений, содержащихся в административных регламентах, в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФРГУ, Единый портал, соответственно).
Сведения о государственных услугах и функциях в рамках административных регламентов предлагается структурировать по принципу отнесения к статической или динамической информации. Статическая часть подлежит утверждению посредством нормативного правового акта. К динамической части, размещаемой в информационных системах, относится справочная информация ненормативного характера, а также сведения, утвержденные нормативными правовыми актами высшей юридической силы и (или) являющиеся типовыми и не требующие в этой связи дублирования в каждом административном регламенте. Указанная мера позволит обеспечить актуальность административных регламентов и повысить роль информационных систем в процессе предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Дополнение предмета экспертизы, проводимой Минэкономразвития России в соответствии с частью 13 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федерального закона N 210-ФЗ), положениями о необходимости проверки сведений о государственной услуге (функции) в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - перечень государственных услуг и государственных функций) позволит активно стимулировать федеральные органы исполнительной власти поддерживать информацию в актуальном состоянии. При этом отсутствие сведений в перечне государственных услуг и государственных функций будет являться основанием для возврата проекта административного регламента без заключения Минэкономразвития России.
В качестве мер организационного характера предлагается определить ответственных лиц по размещению сведений о государственных услугах (функциях) в ФРГУ и на Едином портале. Одновременно с этим Правила ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (далее - Правила ведения ФРГУ), дополняются указанием четких сроков представления сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в ФРГУ. Так, сведения о государственных услугах (функциях) должны быть представлены для размещения в течение 10 рабочих дней со дня утверждения или внесения изменений в административный регламент.
В Положении о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, закрепляется полномочие Минэкономразвития России по формированию перечня государственных услуг и государственных функций. Указанный перечень формируется с учетом методических рекомендаций, утверждаемых решениями правительственных координационных органов, и размещается Министерством экономического развития Российской Федерации на портале административной реформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проектом постановления определены следующие основные направления по совершенствованию нормативного обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
1. Оптимизация структуры административных регламентов.
1.1. Исключение из административного регламента информации справочного характера.
Правила по услугам (подпункт "в" пункта 13) и Правила по функциям (пункт 15) содержат указание на необходимость отражения в тексте административного регламента контактной информации уполномоченных органов (сведений об адресах, графике работы, времени приема заявителей, справочных телефонах, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты). Сведения, относящиеся к контактной информации, являются наиболее востребованными у заявителей, однако они существенно увеличивают объем административного регламента, а их оперативное изменение и поддержание в актуальном состоянии не может быть обеспечено в полном объеме, поскольку в настоящий момент они являются неотъемлемой частью нормативного правового акта, а значит, требуют проведения полного спектра административных процедур, аналогичных процедурам по утверждению административного регламента. Вместе с тем, эти сведения сами по себе не носят нормативного характера.
В целях обеспечения доступности и поддержания сведений о контактных данных органов, предоставляющих (исполняющих) государственные услуги (функции), в наиболее актуальном состоянии проектом постановления предлагается исключить контактную информацию из текста административного регламента. При этом регламент должен содержать лишь общие требования к порядку информирования с указанием на возможность получения контактной информации на официальных сайтах органов власти в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на стендах в местах предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) и на Едином портале.
1.2. Оптимизация раздела, касающегося состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме.
Во исполнение подпункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ соответствующий раздел подлежит дополнению нормами, устанавливающими особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Такое требование является обязательным для государственных услуг, включенных в перечни государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах в соответствии с подпунктом 1 части 6 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ. В начале раздела отдельно должны быть указаны административные процедуры, выполняемые в многофункциональных центрах.
1.3. Оптимизация раздела, касающегося досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, органа государственного внебюджетного фонда, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц (далее - порядок досудебного обжалования).
Порядок досудебного обжалования в соответствии с главой 2.1. Федерального закона N 210-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - постановление N 840). При этом положения Федерального закона N 210-ФЗ также детально описывают процедуры досудебного обжалования.
Таким образом, представляется возможным исключить дублирование порядка досудебного обжалования, предусмотрев в тексте административного регламента необходимость указания органа государственной власти и должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалобы, и способов информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала.
1.4. В стандарт предоставления государственной услуги в обязательном порядке включается информация о возможности предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу, а также об особенностях такого предоставления, либо об установленных законодательством ограничениях в выборе места предоставления государственной услуги.
2. Оптимизация порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления (исполнения) государственных услуг (функций).
2.1. Сокращение сроков независимой экспертизы проектов административных регламентов.
Проектом постановления предлагается сократить сроки проведения независимой экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг до 30 дней.
2.2. Закрепление единого порядка проведения экспертизы для проектов административных регламентов исполнения функций и проектов административных регламентов предоставления услуг.
2.3. Совершенствование механизма контроля полноты учета замечаний, представленных уполномоченным органом по результатам проведения экспертизы.
В соответствии с частью 13 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ Минэкономразвития России является уполномоченным органом по проведению экспертизы проектов административных регламентов.
Проектом постановления предполагаются следующие меры по совершенствованию проведения экспертизы проектов административных регламентов:
дополнение предмета экспертизы административного регламента предоставления государственной услуги положениями о проверке особенностей выполнения административных процедур в многофункциональном центре;
закрепление прямого указания на необходимость урегулирования разногласий по заключению Минэкономразвития России (ранее необходим был только учет замечаний).
2.4 Уточнение понятия государственной функции. Проектом постановления к государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), требующей разработки административного регламента, отнесены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), на которые полностью или частично распространяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.