Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении товаров, реализуемых физическим лицам и вывозимых за пределы территории Евразийского экономического союза)"
(от 11.04.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 15 января 2016 г. N ИШ-П13-1пр, от 8 июля 2016 г. N ИШ-П13-43пр и от 9 ноября 2016 г. N ИШ-П13-83пр, а также в целях создания системы tax-free в Российской Федерации.
Проектом актом предусматривается установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров уполномоченными организациями розничной торговли, если приобретенные товары вывозятся физическими лицами, имеющими право на получение возмещения налога на добавленную стоимость, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и устанавливается порядок применения указанной ставки налога на добавленную стоимость.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет). Проект акта в установленном порядке размещен разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/52623 (ID проекта: 02/04/08-16/00052623). По информации разработчика, замечания и предложения на этапах публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта, текста проекта акта и сводного отчета не поступали.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие вопросы, требующие дополнительной проработки разработчика с целью снижения рисков правоприменения.
1. Частью 1 проектируемой статьи 1691 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливается, что физические лица - граждане иностранных государств при вывозе товаров, приобретенных ими у налогоплательщиков - организаций розничной торговли, при реализации которых был исчислен налог, имеют право на получение компенсации этой суммы налога, уплаченной таким физическим лицом в составе цены товара, исчисленного организациями розничной торговли (в том числе, при осуществлении деятельности через обособленное подразделение) при реализации товаров указанным физическим лицам.
Исходя из буквального толкования указанной нормы проекта акта (с учетом предусмотренного статьей 11 Кодекса понятия "организация") можно сделать вывод, что предлагаемое проектом акта регулирование распространяется исключительно на налогоплательщиков - организаций, осуществляющих розничную торговлю.
Однако следует отметить, что в соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются не только организации и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, но и индивидуальные предприниматели.
Учитывая, что предусматриваемые проектом акта изменения предлагается внести в главу 21 Кодекса, остается не ясным предполагается ли предлагаемое проектом акта регулирование распространить на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
2. Также обращаем внимание, что в соответствии с проектируемой частью 11 статьи 172 Кодекса вычеты суммы налога, исчисленные налогоплательщиками - организациями розничной торговли, указанными в части 6 проектируемой статьи 1691 Кодекса, по товарам, реализованным физическим лицам - гражданам иностранных государств, указанным в части 1 проектируемой статьи 1691 Кодекса, в случае их вывоза с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, производятся на основании чека на выплату суммы налога, при наличии на нем отметки таможенного органа Российской Федерации, подтверждающей вывоз товаров физическим лицом - гражданином иностранного государства, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, и при условии, что указанному лицу была произведена выплата компенсации сумм налога.
Следует отметить, что в соответствии проектируемой частью 7 статьи 1691 Кодекса чек на выплату суммы налога оформляется по требованию физического лица - иностранного гражданина в одном экземпляре при реализации ему организацией розничной торговли в течение одного календарного дня товаров на сумму не менее десяти тысяч рублей с учетом налога.
Далее, исходя из положений проекта акта, вычеты суммы налога физическому лицу - гражданину иностранного государства осуществляются лицом, оказывающим услуги по выплате данных сумм на основании выданного розничным продавцом чека на выплату сумм налога.
В этих условиях остается не ясным, каким образом и в каком порядке ранее выданные розничными продавцами физическим лицам - гражданам иностранного государства чеки на выплату сумм налога возвращаются к розничным продавцам в целях получения ими вычета суммы налога, предусмотренного положениями проектируемой части 11 статьи 172 Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.