Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минобороны России 18.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 29 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
В целях повышения эффективности деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации законопроектом предлагается наделить ее дополнительными полномочиями, для чего внести изменения в отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии со статьей 20 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 (далее - Устав), функциями военной полиции являются:
обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;
предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей и иные функции;
прием, регистрация, осуществление проверки заявлений и сообщений об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции военной полиции.
В целях реализации указанных функций военнослужащие военной полиции наделены полномочиями:
требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части;
задерживать и доставлять в военную полицию военнослужащих в связи с совершением ими административного правонарушения, а также иными полномочиями, установленными статьей 21 Устава.
В соответствии со статьей 280 Устава воспрепятствование выполнению военнослужащим военной полиции должностных и специальных обязанностей либо неповиновение его законному требованию влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в КоАП ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего военной полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей не предусмотрена.
Учитывая изложенное, пунктом 1 законопроекта предлагается дополнить статью 19.3 КоАП частью 5.1, которой будет определена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего военной полиции, а также воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.5 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями, указанными в пунктах 2 и 5 законопроекта (за исключением статей 17.7 и 17.9), военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" административное правонарушение, за которое военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несут дисциплинарную ответственность, является грубым дисциплинарным проступком, что учитывается при назначении дисциплинарного взыскания.
Для фиксации совершенного военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, административного правонарушения в соответствии со статьей 28.1 КоАП возбуждается дело об административном правонарушении.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП после выяснения всех обстоятельств совершения административных правонарушений, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении прекращается.
В целях фиксации административного правонарушения, неотвратимости наказания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за совершение административных правонарушений, а также для реализации основных направлений деятельности и функций военной полиции, установленных Уставом, пунктами 2 и 5 законопроекта предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями по рассматрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 20.1, 20.17, частью 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 КоАП, и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.8, частью 1 статьи 6.9, частью 1 статьи 6.13, частью 1 статьи 6.16.1, статьями 17.7, 17.9-17.11, 17.13, частью 1 статьи 19.3, статьями 19.6, и 20.19 КоАП, в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (при совершении административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей).
Кроме того, при совершении лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, решение об их доставлении и административном задержании принимается с учетом требований КоАП. При этом должностные лица военной полиции не имеют права в установленном порядке применять в отношении указанных лиц меры обеспечения по делу об административном правонарушении (в частности доставление, административное задержание).
Пунктами 3 и 4 законопроекта предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями по применению мер обеспечения по делу об административном правонарушении в виде доставления и административного задержания в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации при совершении ими административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Доставление и задержание военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, будет осуществляться в порядке, определенном статьей 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая, что для реализации законопроекта потребуется разработка и принятие ведомственных нормативных правовых актов срок вступления в силу предлагается отложить на девяносто дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.