Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части регламентации порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока применения соответствующей меры пресечения)"
(подготовлен МВД России 19.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части регламентации порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока применения соответствующей меры пресечения" (далее - законопроект) разработан во исполнение плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
Законопроект направлен на решение проблемы, связанной с неоднократным продлением сроков содержания под стражей в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, обозначенной Европейским Судом по правам человека (далее - Европейский Суд).
Так, в Постановлении от 29 мая 2012 г. по делу "Суслов (Suslov) против Российской Федерации" Европейский Суд отметил, что согласно имеющим обязательную силу разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации (от 13 июня 1996 г. N 14-П и 25 декабря 1998 г. N 167-О) в отсутствие прямого указания в законе на возможность неоднократного продления предельного срока содержания под стражей на том основании, что обвиняемый не закончил ознакомление с материалами дела, удовлетворение неоднократных ходатайств о продлении срока содержания обвиняемого под стражей не допускается законом и противоречит гарантии против произвольного содержания под стражей.
По мнению Европейского Суда прецедентная практика Конституционного Суда Российской Федерации требует, чтобы неоднократное продление срока содержания под стражей по одному и тому же основанию было прямо упомянуто и предусмотрено уголовно-процессуальным законом.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации основана на том, что положения статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в системе действующего правового регулирования предполагают, что при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, продление срока содержания обвиняемого под стражей, превышающего предусмотренный для стадии предварительного расследования предельный срок содержания под стражей, допускается лишь при сохранении оснований и условий применения данной меры пресечения и на установленный судом разумный срок (Определение от 7 октября 2014 г. N 2162-О).
При этом не исключается возможность принятия федеральным законодателем дополнительных нормотворческих решений в регулировании порядка применения заключения под стражу в качестве меры пресечения при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела с тем, чтобы наиболее эффективно гарантировать конституционные права всех участников уголовного процесса (Определение от 6 июня 2016 г. N 1436-О).
С учетом изложенного, законопроектом в статью 109 УПК вносятся изменения, регламентирующие порядок неоднократного продления меры пресечения в виде содержания под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока применения соответствующей меры пресечения.
Указанная статья УПК дополняется положениями, согласно которым общий срок содержания под стражей не может превышать максимальный срок лишения свободы, предусмотренный Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве наказания за инкриминируемые обвиняемому преступные деяния; в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения меры пресечения в виде заключения под стражу в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела; в постановлении о продлении срока содержания под стражей указывается дата, до которой продлевается срок содержания под стражей; продление срока содержания под стражей в период ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.
Предлагаемые изменения позволят сократить сроки ознакомления содержащихся под стражей обвиняемых с материалами уголовного дела.
Так, например, по сведениям Федеральной службы исполнения наказания по состоянию на 17 февраля 2017 г. в следственных изоляторах содержится 629 обвиняемых, которым срок содержания под стражей в связи с ознакомлением с материалами уголовного дела продлен сверх сроков, установленных статьей 109 УПК, из них привлекаемых за совершение преступлений:
небольшой и средней тяжести - 58 обвиняемых (из них - 10 содержится под стражей свыше 12 месяцев);
тяжких - 288, из них - 59 содержится под стражей свыше 18 месяцев;
особо тяжких - 283, из них - 89 содержится под стражей свыше 24 месяцев.
Положения законопроекта также исключат возможность произвольного и несоразмерного ограничения основанного на Конституции Российской Федерации права на свободу и личную неприкосновенность.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и не противоречат иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, поскольку расходы будут осуществляться за счет средств и в пределах, предусмотренных федеральным бюджетом на осуществление правоохранительной деятельности компетентных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.