Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"
(подготовлен Минсельхозом России 26.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14 октября 2016 г. N Пр-1971, поручения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N АД-П11-6284.
Законопроект направлен на устранение недостатков действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, выявленных правоприменительной практикой.
Так, наличие в действующем законодательстве положений, допускающих признание общего собрания участников долевой собственности правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа, позволяет при принятии решений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, не учитывать мнение большинства участников долевой собственности, а также допускает принятие непопулярных решений путем проведения нескольких общих собраний по одному и тому же вопросу.
В связи с этим законопроект предусматривает повышение кворума общего собрания.
Согласно законопроекту общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, владеющих более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены иным способом.
При этом, с учетом позиции субъектов Российской Федерации, в законопроекте предлагается сохранить норму, согласно которой в случае, если общее собрание признано несостоявшимся в связи с недостаточностью количества участников долевой собственности на земельный участок, необходимых для обеспечения его правомочности, при повторном проведении общего собрания оно считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, владеющие более чем 30 процентами долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или не менее чем 30 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок.
Кроме того, в целях исключения случаев принятия противоречивых решений путем проведения нескольких общих собраний по схожим вопросам законопроектом предусмотрено, что:
общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания, а также изменять повестку дня общего собрания;
в повестку дня общего собрания не допускается включение вопросов, решение по которым принято менее трех месяцев назад;
решение общего собрания, отменяющее и (или) изменяющее ранее принятые решения общего собрания, должно содержать указание на такие решения.
Также законопроектом предусматривается возложение обязанности по организации и проведению общего собрания на уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте), согласно которым порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби устанавливается Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы законопроект предусматривает обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, осуществить определение размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби.
Расчет размера земельных долей представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования расчета размера земельных долей не принято решение об утверждении расчета размера земельных долей, орган местного самоуправления утверждает такой расчет размера земельных долей самостоятельно.
Вместе с тем законопроект уточняет норму о возможности выдела земельного участка в счет земельной доли в случае, если земельный участок передан в аренду.
Законопроектом также вносятся изменения в Закон об обороте, предусматривающие расширение перечня случаев, когда земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться без проведения торгов.
В частности, согласно законопроекту в аренду без проведения торгов предоставляются земельные участки, предоставляемые впервые гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок четыре года при условии, что площадь предоставляемого земельного участка, не превышает минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом арендная плата за земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога.
С учетом правоприменительной практики, сложившейся при реализации действующего земельного законодательства, законопроект дополняет подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации положениями, согласно которым при заключении на новый срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, сохраняются прежние условия договора аренды.
Предлагаемые изменения позволят исключить случаи включения исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в договоры аренды земельных участков, заключаемые на новый срок, условий, существенно ухудшающих положение арендаторов.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон об обороте, согласно которым минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства и не могут быть более устанавливаемого законами субъектов Российской Федерации предельного минимального размера земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Предлагаемые изменения упростят доступ граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным ресурсам, а также позволят решить проблему, связанную с невозможностью конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств, представляющих собой преимущественно семейные хозяйства, с крупными сельскохозяйственными организациями, созданными как крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных действующим земельным законодательством.
Также следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, превышение которого влечет необходимость создания хозяйственного товарищества или общества для возможности дальнейшего осуществления деятельности, связанной с ведением сельского хозяйства.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей и задач, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.