Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры"
(подготовлен Минстроем России 25.04.2017 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Статью 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2010, N 31, ст. 4158) изложить в следующей редакции:
"9.17. Нарушение тепловыми электростанциями, теплоснабжающими организациями нормативов запасов топлива, порядка создания и использования запасов топлива, а также непредоставление или ненадлежащее предоставление тепловыми электростанциями, теплоснабжающими организациями информации о фактическом запасе топлива и его соответствии нормативным запасам топлива, утвержденным уполномоченным органом
1. Нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц - в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
2. Нарушение собственниками или иными законными владельцами объектов теплоснабжения, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива (за исключением собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц - в размере одной второй стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
3. Непредоставление или ненадлежащее предоставление собственниками или иными законными владельцами объектов теплоснабжения, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами информации о фактическом запасе топлива и его соответствии нормативным запасам топлива, утвержденным уполномоченным органом (за исключением собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечание. Под стоимостью предмета административного правонарушения для целей настоящей статьи понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива на тепловой электростанции или ином источнике теплоснабжения. При этом указанная стоимость топлива определяется исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию.
В случае, если указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию, цена топлива устанавливается исходя из рыночной цены данного вида топлива, определяемой в соответствии с официальными источниками информации о рыночных ценах и (или) биржевых котировках.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2007, N 49, ст. 6079; 2011, N 45, ст. 6321; 2012, N 50, ст. 6963; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 45, ст. 6147; 2015, N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6678) следующие изменения:
1) Статью 2 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Создание государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления деятельности в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, не допускается";
2) статью 3 дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не может осуществлять деятельность в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.";
3) пункт 4 статьи 8 дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:
"необходимости осуществления деятельности в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение;"
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 561; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; N 49, ст. 6913; 2015, N 1, ст. 38; N 45, ст. 6208) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 34 и 35 следующего содержания:
"34) публичное управление - процедура, применяемая в отношении теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в целях предотвращения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций;
35) публичный управляющий - юридическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления публичного управления в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;";
2) часть 1 статьи 4 дополнить пунктом 15.3 следующего содержания:
"15.3) установление порядка мониторинга наличия фактических запасов топлива у собственников или иных законных владельцев объектов теплоснабжения, производящих тепловую энергию для потребителей, и его соответствия нормативным запасам топлива (за исключением собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности);";
3) часть 2 статьи 5 дополнить пунктами 7.5 и 7.6. следующего содержания:
"7.5) обращение в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации, о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
7.6) мониторинг наличия фактических запасов топлива у собственников или иных законных владельцев объектов теплоснабжения, производящих тепловую энергию для потребителей, и его соответствия нормативным запасам топлива (за исключением собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности), утвержденным уполномоченным органом;";
4) в статье 20:
часть 5 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9) предоставлять должностным лицам территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о фактических запасах топлива и их соответствии нормативам, утвержденным уполномоченным органом.";
дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Нарушение теплоснабжающими организациями нормативов запасов топлива, а также непредоставление или ненадлежащее предоставление теплоснабжающими организациями информации о фактическом запасе топлива и его соответствии нормативным запасам топлива, утвержденным уполномоченным органом, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
5) дополнить главой 5.1 следующего содержания:
"5.1. Изъятие объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации, принудительное расторжение договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, и публичное управление теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций (за исключением собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, являющихся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности)
Статья 23.3. Основания и порядок обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации, расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией
1. Координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) с рекомендацией об обращении в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации, о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией при наличии любого из следующих оснований:
- введение в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации, последствиями которой стало или может стать прекращение теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией осуществления теплоснабжения в отношении одного или нескольких потребителей сверх нормативно разрешенных сроков, установленных Правительством Российской Федерации (за исключением случаев ограничения или прекращения теплоснабжения, предусмотренных статьей 22 настоящего Федерального закона);
- введение в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации вследствие прекращения или угрозы прекращения теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией осуществления теплоснабжения в отношении одного или нескольких потребителей.
2. При наличии обращения координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указанного в части 1 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в арбитражный суд с одним из следующих заявлений:
- об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией, прекративших осуществление теплоснабжения в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи;
- о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией, прекративших осуществление теплоснабжения в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Заявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд, указанные в части 2 настоящей статьи, подаются и рассматриваются в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4. В течение срока действия обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которого расположены объекты теплоснабжения, эксплуатируемые теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, может быть предусмотрено выделение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование мероприятий по эксплуатации, реконструкции (модернизации) указанных объектов.
Статья 23.4. Публичный управляющий
1. Публичным управляющим назначается единая теплоснабжающая организация, в чьей зоне деятельности находятся объекты теплоснабжения, при ее отсутствии или если публичное управление вводится в отношении самой единой теплоснабжающей организации - иная единая теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на территории данного муниципального образования, а при ее отсутствии - иная единая теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на территории смежного муниципального образования, определяемые в соответствии с критериями, установленными правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. С даты назначения публичного управляющего:
прекращаются полномочия руководителя теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, управление делами таких организаций осуществляется публичным управляющим;
руководитель публичного управляющего вправе издать приказ об увольнении руководителя теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации или предложить руководителю организации перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
прекращаются полномочия органов управления теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, полномочия руководителя теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации и иных органов управления указанных организаций переходят к руководителю публичного управляющего.
Органы управления теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации в течение трех дней с даты назначения публичного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации организации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей публичному управляющему.
3. Публичный управляющий имеет право:
владеть и пользоваться имуществом теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации;
заключать от имени теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации мировое соглашение.
5. Публичный управляющий обязан:
принять в управление имущество теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации и провести его инвентаризацию;
разработать план публичного управления и представить его для утверждения высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к организации требований кредиторов;
принимать меры по взысканию задолженности перед организацией;
реализовывать мероприятия, предусмотренные планом публичного управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
информировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о реализации мероприятий, предусмотренных планом публичного управления;
представить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации) отчет об итогах реализации плана публичного управления.
Статья 23.5. План публичного управления
1. Не позднее чем через 2 дня с даты принятия обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией публичный управляющий обязан разработать план публичного управления и представить его для утверждения высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
План публичного управления должен предусматривать меры по устранению оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 23.3. настоящего Федерального закона, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации.
2. План публичного управления должен:
соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
предусматривать срок устранения оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 23.3. настоящего Федерального закона;
содержать обоснование возможности устранения оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 23.3. настоящего Федерального закона.
3. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
4. План публичного управления рассматривается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в течение 5 дней с даты представления плана публичного управления публичным управляющим в указанный орган.
5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) имеет право принять одно из решений:
об утверждении плана публичного управления;
об отклонении плана публичного управления с требованием доработки плана публичным управляющим;
об отклонении плана публичного управления и обращении в арбитражный суд с заявлением о назначении иного публичного управляющего с указанием оснований для замены публичного управляющего.
6. Публичный управляющий по требованию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) отчитывается перед указанным органом о ходе публичного управления и реализации плана публичного управления.
7. План публичного управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана публичного управления.
Статья 23.7. Замена публичного управляющего, прекращение публичного управления
1. Публичный управляющий может быть заменен арбитражным судом на основании заявления органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд:
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения мер, предусмотренных планом публичного управления;
в случае если публичный управляющий перестал являться единой теплоснабжающей организацией.
2. Определение арбитражного суда о замене публичного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда о замене публичного управляющего не приостанавливает исполнение такого определения.
3. Публичный управляющий, который был заменен, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь назначенному публичному управляющему в течение трех дней с даты его замены.
4. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны компенсировать субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления денежные средства, выделенные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование мероприятий по эксплуатации, реконструкции (модернизации) объектов систем теплоснабжения.
5. До вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации или о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, собственник или иной законный владелец объектов теплоснабжения вправе вступить в арбитражный процесс на стороне ответчика и заявить ходатайство о прекращении производства.
Арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если собственник или иной законный владелец объектов теплоснабжения компенсировал субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию средства, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на ремонт, реконструкцию и эксплуатацию объектов теплоснабжения, а также возместил убытки, понесенные публичным управляющим в процессе осуществления им публичного управления.
Под убытками публичного управляющего понимаются экономически обоснованные расходы, которые были осуществлены в целях выполнения мер, предусмотренных планом публичного управления, и не обеспеченные полученными доходами за счет тарифов, установленных для теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации.
6. Прекращение действия полномочий публичного управляющего осуществляется с даты вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда об отмене обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего, а также в случаях, установленных частью 1 настоящей статьи.
7. В случае, если действиями публичного управляющего был причинен вред жизни или здоровью людей, имуществу теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, такой вред подлежит возмещению за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. В случае вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется изъятие объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации с компенсацией бывшему собственнику стоимости объектов теплоснабжения за вычетом средств, равных средствам, выделенным из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на эксплуатацию объектов теплоснабжения, и убытков, понесенные публичным управляющим в процессе осуществления им публичного управления.
С заявлением о компенсации стоимости объектов теплоснабжения бывший собственник данных объектов вправе обратиться в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов теплоснабжения в собственность субъекта Российской Федерации.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2012, N 53, ст. 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; N 30, ст. 4077; N 52, ст. 6976, 6982; 2014, N 26, 3406; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 38; N 29, ст. 4347; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 21.1 и 21.2 следующего содержания:
"21.1) публичное управление - процедура, применяемая в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в целях предотвращения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций;
21.2) публичный управляющий - юридическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления публичного управления в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;";
2) часть 1 статьи 5 дополнить пунктом 10.4 следующего содержания:
"10.4) обращение в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации, о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;";
5) дополнить главой 7.2 следующего содержания:
"7.2. Изъятие объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации, принудительное расторжение договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и публичное управление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в целях предотвращения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 41.5. Основания и порядок обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации, расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
1. Координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) с рекомендацией об обращении в арбитражный суд с заявлением об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации, о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при наличии любого из следующих оснований:
- введение в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации, последствиями которой стало или может стать прекращение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществления водоснабжения и (или) водоотведения в отношении одного или нескольких абонентов сверх нормативно разрешенных сроков, установленных Правительством Российской Федерации (за исключением случаев ограничения или прекращения водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона);
- введение в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации вследствие прекращения или угрозы прекращения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществления водоснабжения и (или) водоотведения в отношении одного или нескольких абонентов.
2. При наличии обращения координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указанного в части 1 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в арбитражный суд с одним из следующих заявлений:
- об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, прекративших осуществление водоснабжения и (или) водоотведения, в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи;
- о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также о принятии обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, прекративших осуществление водоснабжения и (или) водоотведения, в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Заявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд, указанные в части 2 настоящей статьи, подаются и рассматриваются в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4. В течение срока действия обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которого расположены объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатируемые организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, может быть предусмотрено выделение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование мероприятий по эксплуатации, реконструкции (модернизации) указанных объектов.
Статья 41.6. Публичный управляющий
1. Публичным управляющим назначается гарантирующая организация, в чьей зоне деятельности находятся объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при ее отсутствии или если публичное управление вводится в отношении самой гарантирующей организации - иная гарантирующая организация, осуществляющая деятельность на территории данного муниципального образования, а при ее отсутствии - иная гарантирующая организация, осуществляющая деятельность на территории смежного муниципального образования, определяемые в соответствии с критериями, установленными настоящим Федеральным законом.
2. С даты назначения публичного управляющего:
прекращаются полномочия руководителя организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, управление делами такой организации осуществляется публичным управляющим;
руководитель публичного управляющего вправе издать приказ об увольнении руководителя организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или предложить руководителю организации перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
прекращаются полномочия органов управления организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, полномочия руководителя организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и иных органов управления указанной организации переходят к руководителю публичного управляющего.
Органы управления организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение трех дней с даты назначения публичного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации организации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей публичному управляющему.
3. Публичный управляющий имеет право:
владеть и пользоваться имуществом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
заключать от имени организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, мировое соглашение.
5. Публичный управляющий обязан:
принять в управление имущество организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и провести его инвентаризацию;
разработать план публичного управления и представить его для утверждения высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к организации требований кредиторов;
принимать меры по взысканию задолженности перед организацией;
реализовывать мероприятия, предусмотренные планом публичного управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
информировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о реализации мероприятий, предусмотренных планом публичного управления;
представить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации) отчет об итогах реализации плана публичного управления.
Статья 41.7. План публичного управления
1. Не позднее чем через 2 дня с даты принятия обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, публичный управляющий обязан разработать план публичного управления и представить его для утверждения высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
План публичного управления должен предусматривать меры по устранению оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
2. План публичного управления должен:
соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
предусматривать срок устранения оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 41.5 настоящего Федерального закона;
содержать обоснование возможности устранения оснований введения режима чрезвычайной ситуации, указанного в части 1 статьи 41.5 настоящего Федерального закона.
3. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
4. План публичного управления рассматривается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в течение 5 дней с даты представления плана публичного управления публичным управляющим в указанный орган.
5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) имеет право принять одно из решений:
об утверждении плана публичного управления;
об отклонении плана публичного управления с требованием доработки плана публичным управляющим;
об отклонении плана публичного управления и обращении в арбитражный суд с заявлением о назначении иного публичного управляющего с указанием оснований для замены публичного управляющего.
6. Публичный управляющий по требованию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) отчитывается перед указанным органом о ходе публичного управления и реализации плана публичного управления.
7. План публичного управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана публичного управления.
Статья 41.8. Замена публичного управляющего, прекращение публичного управления
1. Публичный управляющий может быть заменен арбитражным судом на основании заявления органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в арбитражный суд:
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения мер, предусмотренных планом публичного управления;
в случае если публичный управляющий перестал являться гарантирующей организацией.
2. Определение арбитражного суда о замене публичного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда о замене публичного управляющего не приостанавливает исполнение такого определения.
3. Публичный управляющий, который был заменен, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь назначенному публичному управляющему в течение трех дней с даты его замены.
4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны компенсировать субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления денежные средства, выделенные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование мероприятий по эксплуатации, реконструкции (модернизации) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
5. До вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации или о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, собственник или иной законный владелец указанных объектов вправе вступить в арбитражный процесс на стороне ответчика и заявить ходатайствово о прекращении производства.
Арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если собственник или иной законный владелец объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения компенсировал субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию средства, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на ремонт, реконструкцию и эксплуатацию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также возместил убытки, понесенные публичным управляющим в процессе осуществления им публичного управления.
Под убытками публичного управляющего понимаются экономически обоснованные расходы, которые были осуществлены в целях выполнения мер, предусмотренных планом публичного управления, и не обеспеченные полученными доходами за счет тарифов, установленных для организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
6. Прекращение действия полномочий публичного управляющего осуществляется с даты вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда об отмене обеспечительной меры в виде введения публичного управления и назначения публичного управляющего, а также в случаях, установленных частью 1 настоящей статьи.
7. В случае, если действиями публичного управляющего был причинен вред жизни или здоровью людей, имуществу организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, такой вред подлежит возмещению за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. В случае вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется изъятие объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации с компенсацией бывшему собственнику стоимости указанных объектов за вычетом средств, равных средствам, выделенным из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на эксплуатацию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и убытков, понесенные публичным управляющим в процессе осуществления им публичного управления.
С заявлением о компенсации стоимости объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения бывший собственник данных объектов вправе обратиться в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда об изъятии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в собственность субъекта Российской Федерации.".
Статья 5
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 31, ст. 4197; 2011, N 29, ст. 4291; 2016, N 10, ст. 1321; N 26, ст. 3889) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 91 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) введение публичного управления и назначение публичного управляющего теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение в случаях, установленных федеральными законами.";
2) часть 1 статьи 227 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) об изъятии в собственность субъекта Российской Федерации объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также о расторжении договоров аренды государственного или муниципального имущества и (или) концессионных соглашений, заключенных в отношении указанных систем (объектов) в случаях, установленных федеральными законами.".
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и частями 3 и 4 настоящей статьи.
2. Часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и части 3 и 4 настоящей статьи вступают в силу с даты официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 года:
а) приводят в соответствие с положениями настоящего Федерального закона уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, созданных до даты официального опубликования настоящего Федерального закона;
б) одновременно принимают решения об изъятии имущества, переданного государственному или муниципальному унитарному предприятию, созданному до даты официального опубликования настоящего Федерального закона и осуществляющему деятельность в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и о передаче имущества унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления.
4. Основаниями для государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения и государственной регистрации права оперативного управления унитарного предприятия, указанного в подпункте "б" пункта 4 настоящей статьи, являются решение собственника имущества унитарного предприятия и передаточный акт.".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.