Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 28.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан по результатам мониторинга правоприменительной практики реализации миграционного учета субъектами Российской Федерации и во исполнение протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 31 марта 2016 г. и направлены на совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена.
В этой связи законопроектом предусматривается коррекция терминологии в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части уточнения понятия "орган миграционного учета".
В Федеральном законе предусмотрена постановка иностранного гражданина на учет у физических или юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Данная правовая неопределенность не позволяла однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится) и, соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета.
Законопроектом предлагается разграничить понятие принимающей стороны и конкретизировать случаи постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания по месту фактического пребывания и, в случае постановки на учет по месту пребывания, по адресу работодателя.
В Федеральном законе определено понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания только в жилом помещении. Вместе с тем, предусмотренная Федеральным законом постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания в иных, в том числе нежилых помещениях, учреждениях, организациях, либо по адресу юридического лица, приводит к тому, что различного рода фирмы-посредники оказывают коммерческие услуги по миграционному учету по адресам, в которых иностранные граждане не работают и фактически не пребывают.
В связи с этим законопроектом предлагается закрепить понятие фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, в том числе по адресу юридического лица.
Законопроектом предлагается установить возможность осуществления миграционного учета в электронном виде, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), что позволит значительно упростить для принимающей стороны и иностранных граждан административные процедуры, снизить нагрузку на сотрудников территориальных органов МВД России по обработке и вводу сведений в информационные системы.
Кроме того, законопроектом предусмотрено направление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания в электронном виде.
Также законопроектом предлагается при постановке на учет по месту пребывания в жилом помещении предоставление согласия собственника жилого помещения или подтверждения права пользования жилым помещением у лица, которое выступает в качестве принимающей стороны.
Федеральным законом не установлена возможность для иностранного гражданина, являющегося собственником жилого помещения, выступать принимающей стороной в отношении членов своей семьи - иностранных граждан, что ограничивает их право на совместное проживание и создает предпосылки для фиктивного миграционного учета указанных лиц по иным адресам. В целях устранения данного пробела вносится соответствующее изменение в Федеральный закон.
Законопроектом предлагается наделить принимающую сторону правом снятия иностранного гражданина с миграционного учета в случае его убытия из места пребывания.
Для реализации указанного права принимающей стороне предоставлена возможность представления уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, как непосредственно в территориальный орган МВД России, так и его направление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или почтовым отправлением.
Федеральным законом установлено, что иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.
Вместе с тем, Конституционным Судом Российской Федерации, в определениях от 16 декабря 2010 г. N N 1680-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1297-О-О, и в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 5-АД16-261 указано, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.
Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев, установлена пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона.
Таким образом, иностранный гражданин, не исполнив предусмотренную миграционным законодательством обязанность по постановке на учет по месту пребывания, допускает нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета и влечет административную ответственность по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С целью устранения данной правовой коллизии законопроектом предусмотрено исключение части 2 статьи 24 Федерального закона, устанавливающей освобождение иностранного гражданина от ответственности за нарушение правил миграционного учета.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию механизмов миграционного учета иностранных граждан, а также станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что для реализации законопроекта потребуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, законопроектом предусматривается вступление его в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в случае принятия не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.