Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Роспотребнадзором 03.05.2017 г.)
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Реализация полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от N
Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 N 412 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435), дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода.";
дополнить пунктами 12 - 21 следующего содержания:
"12. В целях применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска согласно приложению.
13. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска осуществляется:
а) решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории чрезвычайно высокого риска;
б) решениями руководителей территориальных органов Роспотребнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям высокого и значительного риска;
в) решениями должностных лиц по месту нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя, определенных руководителями территориальных органов Роспотребнадзора, - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям среднего и умеренного риска.
14. В случае пересмотра указанного в пункте 13 настоящего Положения решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
15. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
16. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ведет перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечни). Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующим категориям риска.
17. Перечни содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
д) реквизиты решения о присвоении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска.
18. На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоены указанные категории риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска.
19. Размещение информации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
20. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.
21. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.";
дополнить приложением следующего содержания:
"Приложение
к Положению о федеральном государственномнадзоре
в области защиты прав потребителей
Критерии
отнесения объектов государственного надзора к категориям риска
I. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области защиты прав потребителей, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей
1. Тяжесть потенциальных негативных последствий определяется вредом, причиненным жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в денежном выражении, и масштабом данного вреда.
2. Денежное выражение вреда оценивается по суммам возмещений, присужденных судами в пользу потребителей разных видов товаров (работ и услуг).
3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин:
- частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение;
- денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу);
- коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям.
3.1. Частота нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок для хозяйствующих субъектов, установлена для каждого вида деятельности как 95% персентиль регионального распределения частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзора.
3.2. Количество исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение, определяется по результатам анализа зависимостей между количеством исков, удовлетворенных судом и числом нарушений статей закона о защите прав потребителей. Устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.
3.3. Денежное выражение одного случая материального и морального вреда, признанного и удовлетворенного судом, определяется как отношение суммы присужденных денежных средств в пользу потребителей к числу исков, удовлетворенных судом для каждого вида деятельности.
В качестве параметра "тяжести" случая вреда принят 95%-ный персентиль регионального распределения сумм средств, присужденных судами в пользу потребителей (на 1 случай причинения вреда).
3.4. Коэффициент масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям, определяется исходя из пропорции между числом указанных предприятий и размером годовой выручки (до 60 млн. руб. для микропредприятий; до 400 млн. руб. для малых предприятий, до 1000 млн. руб. для средних предприятий, более 1000 млн. руб. для крупных предприятий).
4. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относится к категориям риска, определяемым в соответствии с пунктом 3, согласно приложению:
а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн руб. - чрезвычайно высокий риск;
б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 1 млн. руб. до 10 млн руб., - высокий риск;
в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. - значительный риск
г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., - средний риск;
д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. - умеренный риск;
а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет менее 1 тыс. руб. - низкий риск.
II. Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
5. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая в соответствии с разделом I настоящего документа отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежит отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии одного из следующих условий:
- вступившие в законную силу 3 постановления и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Роспотребнадзора, в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска;
- вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.1, 14.7, 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- привлечение к ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за невыполнение предписания, выданного должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, о прекращении нарушения прав потребителя, о прекращении нарушения обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- повторное совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем однородного административного правонарушения;
- удельный вес жалоб на оказание услуг, выполнение работ в отдельных сферах в общей структуре обращений граждан, поступивших в Роспотребнадзор по вопросам нарушения прав потребителей, составляет в последние 2 года 10 % и более.
При наличии в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска 3 и более указанных в пункте 5 условий может быть принято решение о повышении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на 2 категории.
6. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению в соответствии с разделом I настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежит отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствие при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей, предписаний об устранении нарушений обязательных требований;
- применение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем процедуры медиации к спорам с потребителями, как способа урегулирования таких споров на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Приложение
к критериям отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к категориям риска
Вид деятельности/предоставляемые услуги |
Микро- предприятия |
Субъекты малого предприни-мательства |
Субъекты среднего предприни-мательства |
Субъекты крупного предприни-мательства |
Категория риска | ||||
Розничная торговля в целом |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Торговля продовольственными товарами |
Низкий |
Умеренный |
Средний |
Значительный |
Торговля дистанционным способом |
Значительный |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Торговля по образцам |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Чрезвычайно высокий |
Общественное питание |
Низкий |
Умеренysq |
Средний |
Значительный |
Бытовое обслуживание населения |
Средний |
Средний |
Значительный |
Высокий |
Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Услуги автостоянок |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Гостиничные услуги |
Умеренный |
Средний |
Значительны |
Высокий |
Туристские услуги |
Средний |
Значительный |
Значительны |
Высокий |
из них (из строки 11): туристские услуги организованных групп детей |
Средний |
Значительный |
Высокий |
Чрезвычайно Высокий |
Транспортные услуги в целом |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Перевозки на железнодорожном транспорте |
Средний |
Средний |
Значительный |
Высокий |
Перевозки на внутреннем водном транспорте |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Перевозки воздушным транспортом |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Услуги связи в целом |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Значительный |
Услуги проводного радиовещания |
Низкий |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Услуги подвижной связи |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Значительный |
Услуги телематической связи |
Низкий |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Услуги по передаче данных |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Услуги местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Значительный |
Деятельность на финансовом рынке |
Значительный |
Высокий |
Высокий |
Чрезвычайно высокий |
Страховая деятельность |
Значительный |
Высокий |
Высокий |
Чрезвычайно высокий |
Банковская деятельность |
Значительный |
Высокий |
Высокий |
Чрезвычайно высокий |
Микрофинансовая деятельность |
Средний |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Деятельность платежных агентов |
Средний |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Долевое строительство жилья |
Значительный |
Высокий |
Чрезвычайно высокий |
Чрезвычайно высокий |
Жилищно-коммунальные услуги |
Средний |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Образовательные услуги |
Низкий |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
Медицинские услуги |
Умеренный |
Средний |
Средний |
Значительный |
Риэлтерская деятельность |
Средний |
Значительный |
Значительный |
Высокий |
Услуги киновидеообслуживания |
Умеренный |
Умеренный |
Умеренный |
Средний |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В деятельность Роспотребнадзора внедряется риск-ориентированный подход.
В целях его применения при осуществлении госнадзора деятельность юрлиц и ИП планируется относить к определенной категории риска. Для этого разрабатываются соответствующие критерии.
Во-первых, речь идет о критериях тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований в области защиты прав потребителей. Тяжесть может определяться вредом, причиненным жизни, здоровью или имуществу потребителя. Определяется, как будут оценивать денежное выражение вреда и показатель потенциального риска его причинения. Речь также идет о частоте нарушений, выявленных в результате проверок, количестве исков, удовлетворенных судом.
Закрепляются следующие категории риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умереннный, низкий. Приводится распределение категорий в зависимости от вида деятельности и субъекта предпринимательства.
Во-вторых, определяются критерии вероятности возможного несоблюдения юрлицами и ИП обязательных требований. Они позволят повышать или понижать ранее присвоенные категории риска. Так, понизить категорию можно будет, в частности, при наличии вступивших в законную силу постановлений об административных нарушениях (определенное количество за период), удельный вес жалоб в общей структуре обращений, поступивших в Роспотребнадзор. Повышение категории предусматривается в т. ч. в случае отсутствия при последней проверке нарушений обязательных требований.
Прописываются процедуры принятия решения об отнесении хозсубъектов к категориям риска. Определяется периодичность плановых проверок в зависимости от присвоенной категории (от ежегодных при чрезвычайно высоком риске и до их отсутствия - при низком).
На сайте Службы предусматривается размещение и актуализация соответствующих перечней юрлиц и ИП. Последние смогут по своим запросам узнавать о присвоенной категории, а также просить о ее изменении.