Проект Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 04.05.2017 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Дополнить пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026,, N 30, ст. 3021, 3027; 2003, N 1, ст. 2, 6, N 19, ст. 1749, N 21, ст. 1958, N 28, ст. 2886, N 46, ст. 4435; 2004, N 27, ст. 2711, 2715, N 31, ст. 3221, N 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525, N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 30, 38, N 24, ст. 2312, N 27, ст. 2710, 2717, N 30, ст. 3104, 3129, 3130; 2006, N 10, ст. 1065; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, 3452; N 45, ст. 4628, N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20, 31, N 13, ст. 1465, N 21, ст. 2462, N 23, ст. 2691, N 31, ст. 3991, 4013, N 45, ст. 5416, 5417, 5432, N 49, ст. 6045, N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942, N 27, ст. 3126, N 30, ст. 3591, 3614, 3616, N 48, ст. 5504, 5519, N 49, ст. 5723, 5749, N 52, ст. 6237; 2009, N 1, ст. 13, N 18, ст. 2147, N 23, ст. 2772, N 29, ст. 3598, 3639, N 30, ст. 3739, N 39, ст. 4534, N 45, ст. 5271, N 48, ст. 5726, 5731, 5737, N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6444, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, N 25, ст. 3070, N 31, ст. 4176, 4186, 4198, N 32, ст. 4298, N 40, ст. 4969, N 45, ст. 5756, N 48, ст. 6247, N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, N 23, ст. 3262, N 24, ст. 3357, N 26, ст. 3652, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4575, 4583, 4593, N 45, ст. 6335, N 47, ст. 6611, N 48, ст. 6729, 6731, N 49, ст. 7014, 7016, 7017, 7037, 7043, N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164, N 19, ст. 2281, N 26, ст. 3447, N 31, ст. 4334, N 41, ст. 5526, N 49, ст. 6747, 6750, 6751, N 53, ст. 7596, 7603, 7604, 7607, 7619; 2013, N 14, ст. 1647, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2866, 2889, N 27, ст. 3444, N 30, ст. 4031, 4048, 4049, 4084, N 40, ст. 5033, 5037, 5038, N 44, ст. 5640, 5645, 5646, N 48, ст. 6165, N 51, ст. 6699, N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544, N 16, ст. 1838, N 23, ст. 2938, N 26, ст. 3373, N 30, ст. 4239, N 40, ст. 5315, 5316, N 45, ст. 6157, N 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6661, 6663; 2015, N 1, ст. 13, 15, 17, 18, 32 N 18, ст. 2613, N 24, ст. 3373, 3377, N 27, ст. 3968, N 29, ст. 4340, N 41, ст. 5632, N 48, ст. 6684, 6686, 6687, 6688, 6689, 6691, 6692, 6693; 2016, N 1, ст. 16; N 7, ст. 920, N 22, ст. 3092,N 23, ст. 3298; 2016, N 23, ст. 3298, N 26, ст. 3856, N 27, ст. 4175, N 49, ст. 6844; "Российская газета", 2016, N 298) подпунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях освобождения от налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18% (далее - НДС) работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.
До принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществлялась как посредством размещения заказов (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации), так и на условиях предоставления перевозчикам субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Как показывает практика, более 85% органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применяли последнюю из указанных форм организации регулярных перевозок.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Одновременно, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Однако статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что предметом государственного (муниципального) контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Предметом правоотношений по государственным (муниципальным) контрактам, определенным в Федеральном законе N 220-ФЗ как "работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам,", фактически являются те же перевозки пассажиров пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) на единых условиях перевозок пассажиров по единым регулируемым тарифам на проезд с предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Таким образом, Федеральный закон N 220-ФЗ не допускает иного способа организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, кроме заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок.
Вместе с тем, перевозки пассажиров, осуществляемые на основании указанных государственных контрактов, не входят в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установленный пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная правовая коллизия приводит к необоснованному завышению ежемесячных бюджетных расходов в размере начисляемых и уплачиваемых исполнителями государственных контрактов сумм НДС, которые до принятия Федерального закона N 220-ФЗ не были предусмотрены и в настоящее время включаются в цену государственных контрактов.
В этой связи Минтрансом России письмом от 14 декабря 2016 г. N 03-03/21012-ИС направлены запросы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой высказать свою позицию о целесообразности внесения изменений в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения указанного пункта положениями, позволяющими освободить от обложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными государственными (муниципальными) контрактами, предусматривающими оказание таких услуг.
По состоянию на 10 марта 2017 г. в Минтранс России поступили позиции от 78 субъектов Российской Федерации, из которых 72 субъекта Российской Федерации поддержали указанную инициативу.
На основании изложенного, дополнение пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации положениями, позволяющими освободить от обложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными государственными (муниципальными) контрактами, предусматривающими оказание таких услуг, представляется обоснованным.
Кроме того, в целях исключения широкого толкования смысла определения "работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок" Минтрансом России подготовлены поправки к проекту федерального закона N 936778-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми предусматривается в том числе дополнение части 3 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ положением о том, что объем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, устанавливается в километрах пробега транспортных средств и (или) в часах работы транспортных средств.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.