Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 04.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подготовлен в целях актуализации законодательства о контрольно-надзорной деятельности и направлен на обеспечение реализации положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 13 июля 2016 г. N 1)
В целях совершенствования порядка осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля Минэкономразвития России предложено внести изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В целях совершенствования правового регулирования лицензионного контроля предлагается установить, что порядок его организации и осуществления устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях восполнения правового пробела в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предлагается включить в определение муниципального контроля организацию и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях расширения сферы применения риск-ориентированного подхода законопроект предусматривает установление полномочий высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по определению видов регионального государственного контроля (надзора),в отношении которых применяется риск-ориентированный подход (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ), а также по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 4 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях приведения отдельных положений Федерального закона N 294-ФЗ во взаимное соответствие законопроектом предусматривается включение в число объектов, причинение вреда которым исключает направление предостережения о недопустимости нарушении обязательных требований, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда" (часть 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях уточнения порядка объявления предостережения законопроектом предусматривается, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требований о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, сведений и документов (часть 6 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях расширения возможностей применения мероприятий по контролю, осуществление которых проводится без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, законопроектом предлагается расширить случаи получения контрольно-надзорным органом информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, без возложения на них обязанностей, не предусмотренных законодательством (пункт 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
Также законопроектом предлагается внести изменения в часть 11.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в целях ее согласования с положениями пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ об установлении порядка организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предусмотрено внесение изменений в пункт 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в целях его согласования с положениями пункта 5.1 статьи 2, части 8 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ по порядку утверждения индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В целях установления гарантий прав подконтрольных субъектов при проведении плановых (рейдовых) обследований законопроектом предлагается установить, что данные мероприятия по контролю не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
Также в текст Федерального закона N 294-ФЗ вносится ряд редакционных изменений направленных, в частности, на указание требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Помимо изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ, законопроект предусматривает внесение изменения в статью 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения использования риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.