Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с реформированием акционерного общества "Росинфокоминвест"
(подготовлен Минкомсвязью России 16.05.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с реформированием акционерного общества "Росинфокоминвест" (далее - проект Постановления) подготовлен во исполнение абзаца 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1529 (далее - Постановление N 1529), а также в целях завершения реформирования АО "Росинфокоминвест" (далее - Общество).
Проектом Постановления предлагается внести в текст некоторых актов Правительства Российской Федерации изменения, связанные с переименованием и завершением реформирования АО "Росинфокоминвест".
Проектом Постановления предлагается признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 476 "О создании акционерного общества "Российский Инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (далее - Постановление N 476), носящий характер поручения, в связи с его надлежащим исполнением и утратой актуальности. Необходимость утверждения инвестиционной декларации АО "Росинфокоминвест" была продиктована требованиями ст. 6 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и утратила свою актуальность после принятия Постановления N 1529 и отказа АО "Росинфокоминвест" от лицензии акционерного инвестиционного фонда (далее - АИФ). Формирование совета директоров АО "Росинфокоминвест" в соответствии с пунктами 1 и 6 Положения об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера акционерного общества "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий", утвержденного Постановлением N 476 (введено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 147 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 476", далее - Постановление N 147), осуществляет Минкомсвязь России.
Пунктом 2 проекта Постановления предлагается поручить Минкомсвязи России обеспечить утверждение новой редакции устава акционерного общества "Росинфокоминвест", предусмотрев в нем:
а) определение в качестве основной цели деятельности развитие российской отрасли информационно-коммуникационных технологий как одного из приоритетных направлений технологического развития и модернизации экономики Российской Федерации;
б) определение в качестве основного предмета деятельности инвестирование в проекты отрасли информационно-коммуникационных технологий;
в) предельный размер средств, выделяемых на осуществление одного инвестиционного проекта, не превышающий 150 млн рублей (или эквивалента указанной суммы в иностранной валюте), при этом одновременно составляющий не более 50 процентов суммарного объема инвестиций в форме денежных средств, направляемых в один инвестиционный проект;
г) предельный размер вознаграждения управляющей компании, составляющий 2 процента среднегодовой стоимости чистых активов акционерного общества в первый год его деятельности, в случае передачи имущества в доверительное управление.
Включение в проект Постановления подпунктов "а" и "б" пункта 2 необходимо для фиксирования уже найденного и включенного в текст устава ориентированного на решение государственных задач целеполагания АО "Росинфокоминвест" как института развития в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Включение в проект Постановления подпункта "в" пункта 2 необходимо для сохранения текущего предельного размера инвестиций в один инвестиционный проект.
Включение в проект Постановления подпункта "г" пункта 2 необходимо для сохранения текущего предельного размера вознаграждения управляющей компании. В отличие от предыдущей редакции текст дополняется указанием на следующее: ", в случае передачи имущества в доверительное управление". Такое уточнение вызвано тем, что в результате отказа АО "Росинфокоминвест" от лицензии АИФ отпало установленное ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" требование о наличии управляющей компании, в результате чего наличие договора доверительного управления является допустимым, но не обязательным для функционирования АО "Росинфокоминвест".
В связи с принятием пункта 2 проекта Постановления в целях недопущения возникновения правовой неопределённости предлагается признать утратившими силу подпункт "г" пункта 1 Постановления 476 и пункт 2 Постановления N 147, имеющих аналогичный предмет регулирования и утрачивающих актуальность в силу принятия пункта 2 проекта Постановления.
Касательно целесообразности признания утратившим силу пункта 2 Постановления N 147 необходимо отдельно отметить следующее.
1. Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 147 предусмотрено определение в уставе АО "Росинфокоминвест" в качестве направления инвестирования организаций отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Признание указанного пункта утратившим силу необходимо для устранения неполного соответствия Постановления N 147 подпункту 1 пункта 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому определение приоритетных направлений деятельности общества относится к компетенции совета директоров общества.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет и цели деятельности коммерческой организации, которыми устанавливаются ключевые аспекты функционирования АО "Росинфокоминвест", утверждаются уставом.
В целях приведения некоторых актов Правительства Российской Федерации в полное соответствие нормам гражданского законодательства Российской Федерации пунктом 2 проекта Постановления предлагается поручить Минкомсвязи России обеспечить утверждение новой редакции устава акционерного общества "Росинфокоминвест", предусмотрев в нем определение соответствующих цели и предмета деятельности. Предлагаемые изменения, с одной стороны, решают задачу по закреплению за АО "Росинфокоминвест" основной цели деятельности, соответствующей фокусу работы института развития в сфере информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны, закрепляют основной коммерческий предмет деятельности АО "Росинфокоминвест" - инвестирование в проекты.
2. Подпунктом "в" пункта 2 Постановления N 147 предусмотрено закрепление в уставе АО "Росинфокоминвест" срока деятельности акционерного общества до 1 января 2018 г.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 22 августа 2014 г. N АД-П10-6371 был инициирован процесс реформирования АО "Росинфокоминвест", в этих целях Минкомсвязью России принят комплекс соответствующих мер. В частности, сформирован новый состав совета директоров, привлечены новые генеральный и инвестиционный директора, полностью обновлен трудовой коллектив общества, разработаны и отлажены процедуры привлечения, анализа и отбора инвестиционных проектов, утверждена необходимая для осуществления инвестиций внутренняя документация. Устранены системные причины неэффективной работы АО "Росинфокомивест" - осуществлён отказ от формы АИФ, которой накладывался ряд существенных ограничений на деятельность общества, отсутствовавших у других институтов развития и частных инвесторов.
Общество сформировало обновленный фокус работы: ИКТ-решения для решения государственных задач в отдельных отраслях (ТЭК, машиностроение, транспорт, финансовый сектор и др.), B2B сегмент ("бизнес для бизнеса"). Общество работает в среднем сегменте, поддерживая российские ИКТ-компании на следующей после стартапа стадии жизненного цикла, обеспечивая коммерциализацию российских разработок и превращение стартапов в конкурентоспособные (в т.ч. на мировых рынках) бизнесы, эффективно работающие на усиление экономики страны. Деятельность АО "Росинфокоминвест" призвана минимизировать имеющийся пробел между институтами развития, ориентированными на посевные инвестиции, и фондами прямых инвестиций, ориентированными на зрелый бизнес национального масштаба. Текущее позиционирование уникально и востребовано.
В АО "Росинфокоминвест" восстановлена эффективная финансово-хозяйственная деятельность, начиная с 2015 г. общество выведено на операционную прибыльность. Полученная в 2015-2016 гг. доходность от управления активами общества превышает ключевую ставку Банка России. К настоящему моменту компенсированы все финансовые потери общества, произошедшие в 2008 и 2011-2014 гг., в январе 2017 г. стоимость чистых активов АО "Росинфокоминвест" превысила величину уставного капитала.
В АО "Росинфокоминвест" запущен полноценный инвестиционный процесс: за период 2015-2016 гг. обществом проанализировано 303 проекта, на рассмотрение инвестиционного комитета АО "Росинфокоминвест" вынесены 18 проектов с суммарной потребностью в инвестициях 3,63 млрд. рублей (с учетом средств соинвесторов). Инвестиционный комитет предварительно одобрил 12 проектов с общей величиной необходимых инвестиций 2,29 млрд. руб. (из них 1,11 млрд. со стороны Общества).
В целях недопущения возможных финансовых потерь в АО "Росинфокоминвест" введены эффективные процедуры риск-менеджмента, 5 из 12 предварительно одобренных проектов были отклонены по итогам проведения комплексной проверки (due diligence). Реализованная в Обществе система риск-менеджмента на практике доказала свою работоспособность, позволив избежать потерь. Ретроспективный анализ подтвердил правильность принятых решений - ни один из отклоненных проектов в дальнейшем не стал успешным, несмотря на то, что некоторые из них получили финансирование от других инвесторов.
В апреле 2017 г. АО "Росинфокоминвест" полностью завершена первая сделка по инвестированию в проект RoboETF - инновационный ИТ-проект мирового уровня в сфере финансовых цифровых технологий. Это единственное в России платформенное решение, объединяющее технологию робо-эдвайзера и биржевых инвестиционных фондов (ETF, exchange traded funds). Проект востребован крупными финансовыми институтами с обширной клиентской базой и способствует развитию финансового рынка России.
Объем осуществленных в проект инвестиций - 75 млн рублей от АО "Росинфокоминвест", аналогичный объем средств от соинвестора, которым стала международная инвестиционная группа FinEx. В дальнейшем в зависимости от эффективности проекта сумма инвестиций со стороны партнеров может увеличиться до 300 млн рублей.
К настоящему моменту в АО "Росинфокоминвест" накоплен значительный практический опыт, связанный с организацией и подготовкой инвестиционных сделок в фокусе работы АО "Росинфокоминвест" с учетом специфики инвестирования государственных средств. Несмотря на спад инвестиционной активности на российском венчурном рынке подготовленные АО "Росинфокоминвест" сделки находят рыночных соинвесторов, что является свидетельством качества отобранных проектов и подготовленных сделок, а также работоспособности и востребованности реализованной модели деятельности АО "Росинфокоминвест".
Полноценная работа АО "Росинфокоминвест" началась в 2016 г. после завершения процедуры отказа от лицензии АИФ. Обычный срок осуществления полного инвестиционного цикла (инвестиции в проекты, их развитие и выход из проектов) составляет порядка 10 лет, тогда как срок деятельности АО "Росинфокоминвест" истекает 1 января 2018 г.
Принимая во внимание вышеуказанные результаты реформирования АО "Росинфокоминвест", а также трудоемкость процедуры выхода из инвестиционных проектов и возможные финансовые потери, связанные с необходимостью безусловного выхода из проектов к предопределенному сроку, представляется целесообразным не устанавливать дополнительных ограничений по сроку деятельности АО "Росинфокоминвест".
Принятие проекта Постановления не потребует выделения дополнительного финансирования и не повлияет на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проект Постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта Постановления будет способствовать эффективной работе АО "Росинфокоминвест", направленной на достижение целей его создания, развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий через создание успешных и конкурентоспособных российских ИТ-компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.