Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29.01.25 Переплетчик"
(подготовлен Минобрнауки России 17.05.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), а также в целях реализации пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2625) приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.25 Переплетчик.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 29.01.25 ПЕРЕПЛЕТЧИК
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 29.01.25 Переплетчик (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 21 Легкая и текстильная промышленность*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
Брошюровщик Переплетчик
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл |
не менее 972 |
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов/
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций квалифицированного рабочего, служащего при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификаций квалифицированного рабочего, служащего |
Брошюровка печатных изданий |
Брошюровщик |
Переплет печатных изданий |
Переплетчик |
Отделка полиграфической продукции |
Переплетчик Брошюровщик |
Ремонт печатных изданий | |
Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции |
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Брошюровка печатных изданий:
ПК 1.1. Фальцевать тетради.
ПК 1.2. Комплектовать печатные издания.
ПК 1.3. Скреплять печатные издания.
ПК 1.4. Доводить печатную продукцию до требуемого формата.
ПК 1.5. Присоединять дополнительные элементы к печатным изданиям.
ПК 1.6. Крыть печатные издания обложками.
3.4.2. Переплет печатных изданий:
ПК 2.1. Изготавливать переплетные крышки.
ПК 2.2. Вставлять блок в переплетную крышку.
ПК 2.3. Круглить корешок книжного блока.
ПК 2.4. Завертывать печатное издание в суперобложку.
ПК 2.5. Изготавливать футляр и вставлять в него печатное издание.
3.4.3. Отделка полиграфической продукции:
ПК 3.1. Лакировать печатные оттиски.
ПК 3.2. Ламинировать печатные оттиски.
ПК 3.3. Выполнять художественное оформление печатного издания.
ПК 3.4. Производить высечку.
3.4.4. Ремонт печатных изданий:
ПК 4.1. Реставрировать печатные издания без разборки.
ПК 4.2. Реставрировать печатные издания в обложке.
ПК 4.3. Реставрировать печатные издания в переплетной крышке.
3.4.5. Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции:
ПК 5.1. Определять соответствие полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции требованиям нормативно-технической и технологической документации послепечатных процессов.
ПК 5.2. Выявлять брак полиграфической продукции на стадии послепечатных процессов.
ПК 5.3. Использовать нормативно-техническую и технологическую документацию послепечатного производства.
ПК 5.4. Принимать участие в работе по улучшению качества послепечатной продукции.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к ФГОС СПО по профессии 29.01.25 Переплетчик
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.25 Переплетчик
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
11.002 |
"Контролер печатной продукции, полуфабрикатов и материалов" приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 N296н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 10 июня 2014., регистрационный N33051) |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по профессии 29.01.25 Переплетчик
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.25 Переплетчик
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
ОП.01 Основы полиграфического производства |
знать: основные технологии и виды работ в полиграфическом производстве; основной ассортимент изделий полиграфического производства; особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития полиграфического производства; организационно-правовые формы организаций; основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения; правила техники безопасности, личной санитарии и гигиены труда; экологические последствия производственной деятельности; уметь: пользоваться полиграфической терминологией; классифицировать продукции. Полиграфического производства, определять технологию ее изготовления; ориентироваться в общих вопросах экономики и организации полиграфического производства; защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда; |
ОП.02 Основы инженерной графики |
знать: виды нормативно-технической документации; правила чтения документации различных видов; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД); правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров; классы и точности и их обозначения на чертежах; уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; |
ОП.03 Основы электротехники и электрооборудования |
знать: электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила графического изображения элементов электрических схем; методы расчета электрических цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ |
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности |
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения о оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меря для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим |
ПМ.01 Брошюровка печатных изданий |
знать: назначение и виды фальцовки; варианты спуска полос и фальцовки; способы образования фальца на машинах, принципы работы фальцевального оборудования; разновидности оборудования для фальцовки; технологии ручной и машинной фальцовки; назначение, виды, режимы прессования; разновидности оборудования для прессования; требования к качеству сфальцованных тетрадей; устройство и принципы работы оборудования для прессования; назначение и виды комплектовки печатной продукции; разновидности оборудования для комплектовки; устройство и принципы работы оборудования для комплектовки печатных изданий; технологии ручной и машинной комплектовки; требования к скомплектованным блокам; виды и способы скрепления печатных изданий; разновидности оборудования для скрепления печатных изданий; устройств и принципы работы оборудования для скрепления печатных изданий; технологии скрепления печатных изданий вручную; технологии скрепления печатных изданий на оборудовании; виды полиграфических материалов для скрепления изданий и их свойства; виды резов; влияние физико-механических свойств полиграфических материалов, на качество реза; способы определения линии реза; влияние геометрических параметров ножей на качество реза; разновидности оборудования для разрезки, подрезки и обрезки полиграфической продукции; технологии выполнения работ на одноножевых и трехножевых резальных машинах; технические требования к качеству разрезки, подрезки; виды и конструкции дополнительных элементов; технологию изготовления дополнительных элементов; назначение, виды, конструкцию и технологии изготовления форзацев; разновидности оборудования для вклейки и приклейки дополнительных элементов в печатные издания; устройство и принципы работы оборудования для присоединения дополнительных элементов; технологию выполнения работ по присоединению дополнительных элементов к печатным изданиям; требования к качеству изготовления сложных тетрадей; виды и характеристики обложек; технологию крытья печатных изданий обложками; оборудование для крытья печатных изданий обложками; технические требования к качеству крытья блоков; уметь: выполнять операции по ручной и машинной фальцовке; выполнять операции по прессованию тетрадей; выполнять операции по обслуживанию фальцевального оборудования; выполнять операции по обслуживанию прессовального оборудования; выполнять операции по бигованию и перфорированию; выполнять операции по комплектовке вкладкой; выполнять операции по комплектовке подборкой; выполнять комплектовку вручную; выполнять операции по шитью блоков проволокой; выполнять операции по шитью блоков нитками; выполнять операции по клеевому бесшвейному скреплению; выполнять операции по настройке резальных машин на требуемый формат; выполнять операции по разрезке печатных изданий; выполнять операции по подрезке печатных изданий; выполнять операции по обрезке печатных изданий; выполнять операции по настройке оборудования для вклейки дополнительных элементов к печатным изданиям; выполнять операции по вклейке и приклейке дополнительных элементов в печатные издания; выполнять операции по настройке оборудования для вкладки дополнительных элементов в тетради печатных изданий вручную; выполнять операции по настройке оборудования для накидки дополнительных элементов на тетради печатных изданий; выполнять операции по крытью печатных изданий обложками вручную и на полиграфическом оборудовании; выполнять операции по настройке оборудования для крытья блока обложкой; иметь практический опыт в: фальцовки тетрадей; комплектовке печатных изданий; скреплении печатных блоков; доведения печатной продукции до требуемого формата; присоединении дополнительных элементов к печатным изданиям; крытья печатных изданий обложками |
ПМ.02 Переплет печатных изданий |
знать: виды, назначение, конструкции и технологические характеристики переплетных крышек; правила расчета размеров деталей переплетных крышек; виды материалов для изготовления переплетных крышек и их свойства; правила раскроя переплетных материалов; назначение, принцип построения картонорезальных машин; принципы работы картонорезальных машин; последовательность сборки переплетных крышек; виды материалов для вставки блока в переплетную крышку; способы вставки блока в переплетную крышку; книговставочное оборудование; технологии ручной и машинной вставки блока в переплетную крышку; требования к качеству книг после вставки; виды и назначения операций по обработке книг после вставки; назначение операций по круглению корешка блока и отгибе корешковых фальцев; технологии ручного и машинного кругления корешка блока; оборудование для кругления корешка блока и отгибки корешковых фальцев; технические требования к обработанным блокам: виды, назначение и технологические характеристики суперобложек; технологии машинного и ручного завертывания книг в суперобложку; виды, назначение и технологические характеристики футляров; технологии машинной и ручной вставки книг в суперобложку; виды, назначение и технологические характеристики футляров; технологии машинной и ручной вставки книг в суперобложку; уметь: выполнять операции по подготовке материалов для изготовления переплетных крышек; выполнять операции по расчету размеров деталей для переплетных крышек; выполнять операции по раскрою материалов для изготовления переплетных крышек; выполнять операции по раскрою материалов на картонорезальных машин; выполнять операции по сборке переплетных крышек на крышкоделательных машинах; выполнять операции по сборке переплетных крышек вручную; выполнять операции по круглению корешка блока вручную и на полиграфическом оборудовании; выполнятьоперации по отгибке фальцев вручную и на полиграфическом оборудовании; выполнять операции по настройке оборудования для кругления корешка блока; выполнять операции по настройке крышкоделательных машин; выполнять операции по изготовлению переплетных крышек с применением кожи; выполнять операции по вставке блока в переплетную крышку вручную и на полиграфическом оборудовании; выполнять операции по обработке книг после вставки; выполнять операции по настройке книговставочного, прессовально-штриховального оборудования; выполнять операции по завертыванию книг суперобложкой на полиграфическом оборудовании; выполнять операции по завертыванию книг суперобложкой вручную; выполнять операции по настройке оборудования для завертывания книг суперобложкой; выполнять операции по изготовлению футляров; выполнять операции по вставке печатного издания в футляр; выполнять операции по изготовлению футляров и вставке в него печатного издания вручную; иметь практический опыт в: изготовлении переплетных крышек; вставке блоков в переплетную крышку; круглении корешка книжного блока; завертывании печатного издания в суперобложку; изготовлении футляра для печатного издания; вставке в футляр печатного издания |
ПМ. 03 Отделка полиграфической продукции |
знать: виды лакирования; назначение операции лакирования; виды и характеристики лаков; технологии лакирования; оборудование для лакирования; назначение операции лакирования; технологии ламинирования; виды, характеристики пленок для ламинирования; оборудование для ламинирования; теорию составления композиции художественных изданий; виды материалов для художественного оформления печатных изданий и их свойства; назначение. Виды и применение операций по оформлению печатных изданий; виды, характеристики и настройки оборудования для оформления печатных изданий; технологии выполнения художественного оформления печатных изданий; оборудование для художественного оформления печатных изданий; технику орнаментации кожи; назначение и виды высечки; технологию выполнения операции; оборудование для высечки; виды беловой продукции; технологии изготовления беловой продукции; уметь: выполнять операции по сплошному лакированию оттисков; выполнять операции по выборочному лакированию оттисков; выполнять операции по настройке лакировального оборудования; выполнять операции по припрессовке пленки на ламинаторах; выполнять операции по припрессовке пленки вручную; выполнять операции по настройке ламинаторов; выполнять операции по тиснению на переплетных крышках; выполнять операции по печати на переплетных крышках; выполнять операции по оплетке инкрустированию и выполнению аппликации на переплетных крышках; выполнять операции по оформлению обрезов печатных изданий; выполнять операции по нумерации; выполнять операции по перфорации; выполнять операции по художественному оформлению печатных изданий вручную и на полиграфическом оборудовании; выполнять операции по настройке оборудования для отделки печатных изданий; выполнять операции по круглению углов блока; выполнять операции по высечке печатной продукции и ее отдельных частей; выполнять операции по настройке высекального оборудования; иметь практический опыт в: лакировании печатных оттисков; ламинировании печатных оттисков; выполнении художественного оформления печатного издания; выполнении высечки; |
ПМ.04 Ремонт печатных изданий |
знать: материалы для реставрации печатных изданий; приемы реставрации изданий без разборки; технологию отделения блока от обложки; инструментарий для сборки и разборки блока; приемы реставрации изданий в обложке; технологию отделения блока от переплетной крышки; технологию шитья нитками; технологии упрочнения корешка блока после шитья нитками; приемы реставрации изданий в переплетной крышке; уметь: выполнять операции по реставрации листов печатных изданий; выполнять работы по вклейке листов в печатные издания; выполнять работы по вставке тетрадей в печатные издания; выполнять работы по отделению обложки от блока; выполнять работы по разборке блока, сшитого проволочными скобами; выполнять работы по разборке блока, скрепленного клеевым бесшейным способом; выполнять работы по отделению переплетной крышки от блока; выполнять работы по разборке блока, сшитого нитками; выполнять работы по шитью блока на три шнура, в две тетради, на тесьму, на марлю, широкую тесьму с прошивкой втачку; выполнять работы по упрочнению корешка блока после шитья нитками; иметь практический опыт в: реставрировании печатных изданий без разборки; реставрировании печатных изданий в обложке; реставрировании печатных изданий в переплетной крышке; |
ПМ.05 Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции |
знать: требования к полиграфическим материалам, полуфабрикатам и готовой продукции послепечатного производства; правила подготовки материалов и полуфабрикатов к работе на операциях послепечатного производства; свойства и параметры полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; технические средства измерения показателей качества продукции послепечатного производства" виды брака полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства; назначение и виды технологической документации послепечатного производства; разновидности отчетной документации послепечатных процессов; правила оформления отчетной документации послепечатного производства; правила хранения и перемещения полиграфических материалов, полуфабрикатов и печатной продукции; правила сортировки и отбраковки печатной продукции, материалов полуфабрикатов полиграфического производства; информационные технологии и программные средства, используемые в полиграфическом производстве; основы статистических методов обработки производственно-технической информации; основы метрологии полиграфического производства; технологические карты производства печатной продукции в соответствии с требованиями сопроводительной документации и с назначением; основы систем менеджмента качества в печатной индустрии; правила проведения лабораторных испытаний и приемки печатной продукции; влияние дефектов и брака на технико-экономические показатели и потребительские свойства готовой печатной продукции; принципы систематизации производственно-технической информации и методы инфографики, применяемые в полиграфическом производстве; инструменты менеджмента качества полиграфического производства; тенденции развития технологических процессов послепечатного производства; тенденции развития рынка полиграфических материалов послепечатного производства; уметь: выполнять операции по контролю и подготовке полиграфических материалов для послепечатной обработки полиграфической продукции; выполнять операции по контролю и подготовке полуфабрикатов послепечатного производства; выполнять операции по контролю готовой продукции; выполнять операции по контролю свойств и параметров полиграфических материалов послепечатных процессов, полуфабрикатов и готовой продукции; выполнять операции по выявлению причин снижения качества продукции; своевременно оповещать технолога о выявленном браке; интерпретировать требования нормативно-технической и технологической документации; соблюдать режимы работы послепечатного оборудования; соблюдать последовательность технологического процесса послепечатной обработки полиграфической продукции; оформлять акты соответствия полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; оформлять акты списания бракованных полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; оценивать условия хранения материалов, полуфабрикатов и печатной продукции; использовать информационные технологии и программные средства обработки оперативной информации по качеству в рамках поставленной задачи полиграфического производства; анализировать и систематизировать информацию по видам брака и несоответствиям печатной продукции и полуфабрикатов нормативно-технической документации; оценивать соответствие качества печатной продукции, полуфабрикатов и материалов заданным параметрам в технологическом процессе полиграфического производства исходя из стандартов, нормативной и сопроводительной документации; использовать статистические методы обработки информации по результатам контроля качества печатной продукции; применять автоматизированные системы учета дефектов и брака для регистрации результатов контрольно-измерительных процедур; применять требования системы менеджмента качества, действующей на полиграфическом производстве; использовать и адаптировать под конкретную производственную задачу формы и шаблоны оценки качества материалов, полуфабрикатов и печатной продукции; иметь практический опыт в: определении соответствия полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции требованиям нормативно-технической и технологической документации послепечатных процессов; выявлении брака полиграфической продукции на стадии послепечатных процессов; оформление результатов контроля на соответствие показателей качества материалов, полуфабрикатов полиграфического производства и печатной продукции нормативно-технической документации; учет и статистическая группировка выявленных дефектов печатной продукции, полуфабрикатов и комплектующих изделий полиграфического производства; выбор метода и средств контроля качества продукции и полуфабрикатов полиграфического производства в соответствии с производственным заданием на проведение контрольно-измерительных операций; контроль транспортировки и складирования материалов, полуфабрикатов и готовой печатной продукции в рамках производственного цикла; определение возможности исправления брака и устранения дефектов полуфабрикатов полиграфического производства и печатной продукции; ввод данных в систему автоматизированного учета брака и технологических отходов полиграфического производства; подготовка предложений для разработки внутренних нормативных документов и методик по текущему контролю качества полуфабрикатов полиграфического производства и печатной продукции |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.