Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 23.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) предусматривает включение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в перечень граждан Российской Федерации, которым при определенных условиях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
В настоящее время часть сотрудников, проходящих службу в Следственном комитете Российской Федерации, не достигли возраста 27 лет, в связи с чем могут быть призваны на военную службу, что существенно ухудшит кадровую ситуацию в системе Следственного комитета Российской Федерации.
Данная ситуация обусловлена также возможностью назначения в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" на должности следователей (следователей-криминалистов) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета Российской Федерации, граждан, обучающихся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Юриспруденция", не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющих академической задолженности.
Сохранение кадрового состава, исходя из задач, возложенных на Следственный комитет Российской Федерации, прежде всего, применительно к категории сотрудников, замещающих должности следователей, направлено на формирование высококвалифицированного кадрового резерва федерального государственного органа и возможно посредством обеспечения дополнительной гарантии в виде отсрочки от призыва на военную службу на время службы в Следственном комитете Российской Федерации.
Законопроектом в качестве субъектов правоотношений, относящихся к предмету его регулирования, также рассматриваются руководители следственных органов.
Вместе с тем следует указать, что под руководителями следственных органов в редакции части 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), предлагаемой законопроектом, понимаются руководители следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов.
Данная позиция обусловлена содержанием части 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 403-ФЗ), предусматривающей возможность назначения на указанные должности лиц, достигших возраста 25 лет, а также положениями статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ, устанавливающей призывной возраст.
Таким образом, ситуация, при которой возрастной ценз, как требование к назначению на должности руководителей соответствующих следственных органов Следственного комитета Российской Федерации соотносится с возрастом лиц, подлежащих призыву на военную службу (с 18 до 27 лет), влечет увольнение соответствующего сотрудника по основанию, определенному статьей 30 Федерального закона N 403-ФЗ во взаимосвязи с требованиями статей 77 и 83 Трудового кодекса Российской Федерации, относящими призыв работника на военную службу к условиям прекращения трудового договора.
Принимая во внимание, что увольнение по данному основанию сотрудников, замещающих должности следователей и руководителей следственных органов, носит системный характер, полагаем возможным говорить о негативном влиянии указанного фактора в целом на деятельность Следственного комитета Российской Федерации, являющегося в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 403-ФЗ федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
При этом необходимо учесть, что численность сотрудников Следственного комитета Российской Федерации призывного возраста (1116 человек, из них 1098 следователей, 18 следователей-криминалистов) в соотношении с количественными показателями мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, определяемыми актами Президента Российской Федерации (152000 человек в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2016 N 503 "О призыве в октябре - декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"), не может рассматриваться в качестве причины дефицита призывного ресурса.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами "з" и "з.1" пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации, а также в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Отсутствие в Федеральном законе N 53-ФЗ положений, регламентирующих предоставление аналогичных гарантий гражданам, поступающим на службу в Следственный комитет Российской Федерации, ставит их в неравные условия по сравнению с гражданами Российской Федерации, проходящими службу в иных правоохранительных органах.
Принятие законопроекта обеспечит соблюдение принципа единства правовых и организационных основ государственной службы в рамках реализации прав граждан, замещающих должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Вносимое законопроектом изменение в Федеральный закон N 53-ФЗ на достижение целей государственных программ Российской Федерации не повлияет.
Кроме того, законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.