Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен ФАДН России 30.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2016 года N Пр-2338 о разработке проекта федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, а также в целях повышения эффективности реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Системная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации является важнейшим условием эффективной реализации государственной национальной политики. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, в качестве одной из целей государственной национальной политики определяет успешную социальную и культурную адаптацию мигрантов, а в качестве одного из направлений - создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Пунктом "з" статьи 21 Стратегии сформулирован перечень задач по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, среди которых:
содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества;
использование потенциала и опыта регулирования евразийских интеграционных процессов при реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
Актуальность проблемы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан связана с сокращением в Российской Федерации трудовых ресурсов, обусловленным неблагоприятной демографической ситуацией двух последних десятилетний, которая привела к кризису воспроизводства населения, с одной стороны, и увеличению численности нетрудоспособного населения, с другой стороны. Эксперты прогнозируют дальнейшее усугубление соотношения численности трудоспособного и нетрудоспособного населения в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поэтому одним из возможных и экономически целесообразных решений этой проблемы является приток трудовых ресурсов в Россию из-за рубежа. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
В соответствии с данными Аппарата Правительства Российской Федерации (ДМ-П4-2622 от 25 апреля 2017 года) в 2016 году на территорию Российской Федерации въехали более 16,4 млн. иностранных граждан, из которых доля иностранных граждан, прибывших с целью "работы по найму", составила 22,4%.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, в Российской Федерации к 2025 г. предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. Однако увеличение миграционных потоков сопровождается постепенной утратой контроля принимающего населения над собственной локальной средой обитания в большинстве субъектов Российской Федерации, что приводит к усилению антимиграционных настроений и возрастанию мигрантофобии.
Ситуация осложняется тем, что большинство иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности, имеет довольно низкий уровень образования. В странах исхода в трудовую миграцию вовлекаются преимущественно молодые люди, большинство из которых не имеют опыта жизни в инокультурной среде, не владеют русским языком даже на элементарном разговорном уровне, а их низкий уровень культуры провоцирует негативное отношение со стороны принимающего общества, приводит к росту социальной межнациональной напряженности. Интенсивная миграция налагает на государство дополнительные обязательства, связанные как с защитой прав прибывших иностранцев и лиц без гражданства, так и с охраной правопорядка.
Сложившаяся миграционная ситуация требует от государства и общества серьёзных усилий, последовательной и планомерной работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество. Именно выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни является эффективным инструментом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений между коренным населением и иностранными гражданами.
Анализ международного опыта убедительно доказывает, что для успешной работы по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающее общество необходима слаженная совместная работа государства и институтов гражданского общества, а также соответствующее финансирование.
Между тем миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития страны, интересам работодателей и российского общества в целом, так как ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, их переезду на постоянное место жительства и участию в жизни государства.
В России мигранты сталкиваются с целым комплексом проблем правового, бытового и адаптационного характера, которым до настоящего времени государством не уделялось должного системного внимания, а работодатель оставался один на один с решением вопросов по урегулированию отношений между привлечёнными иностранными работниками и принимающим обществом. Таким образом, меры, предусмотренные действующим миграционным законодательством недостаточны для полноценной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.
Настоящий проект федерального закона впервые в российском законодательстве закрепляет перечень основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, определения и уточнения функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, определения федерального органа исполнительной власти - координатора деятельности в данной сфере.
Проектом федерального закона устанавливаются основные правовые, экономические и организационные положения координирующего воздействия государства на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается возможность участия некоммерческих организаций в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Некоммерческие организации призваны быть связующим звеном между властью, обществом, предпринимательством, объединяющим и частные инициативы, и научный потенциал, и профессиональные интересы различных слоев общества. Именно через некоммерческие организации, созданные в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности, предполагается привлечь бизнес к осуществлению деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. При этом некоммерческие организации на базе уже имеющихся региональных, муниципальных и зарубежных структур, имеют возможность организовывать работу по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан за счёт средств работодателей, оказывать услуги по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на возмездной основе, осуществлять систему домиграционной подготовки на территории иностранных государств.
Принятие данного проекта федерального закона будет способствовать:
координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере социальной культурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
снижению опасности возникновения социальной напряжённости в обществе;
оптимизации процессов на российском рынке труда;
обеспечению межнационального согласия в российском обществе;
популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации;
повышению эффективности управления миграционными процессами в Российской Федерации;
содействию развития в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействию ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
содействию повышения качества рабочей силы, привлекаемой в экономику Российской Федерации за счёт миграционного ресурса;
усилению роли институтов гражданского общества в решении вопросов социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Принятие данного закона позволит снизить уровень нелегальной трудовой миграции, поскольку воспользоваться предлагаемыми государством и некоммерческими организациями мероприятиями по социальной и культурной адаптации в российское общество смогут лишь те иностранные граждане, которые въехали и пребывают на территории Российской Федерации на законных основаниях. Механизм по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, установленный в проекте федерального закона, начинает работать с момента, законного въезда иностранного гражданина, не скрывающего свою истинную цель пребывания в Российской Федерации - осуществления трудовой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.