Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей"
(подготовлен Минобрнауки России 05.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 августа 2016 г. N Пр-1542 по итогам заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, состоявшегося 31 мая года (подпункт "ж" пункта 1 перечня поручений).
Минобрнауки России совместно с Минфином России и Минтрудом России поручено разработать механизм возврата в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации сумм единовременных пособий, выплаченных из соответствующего бюджета при устройстве ребенка в семью, в случаях отмены усыновления, опеки (попечительства) и возвращения ребенка на полное государственное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) (далее - единовременное пособие). Размер единовременного пособия, с учетом индексации, с 1 февраля 2017 г. составляет 16350,33 рубля - при всех формах семейного устройства. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами размер единовременного пособия, с учетом индексации, с 1 февраля 2017 г. составляет 124929,83 рублей.
Ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях. В 2013 г. отменено решений - 5 521, в 2014 г. - 5 198, в 2015 г. - 5 713.
Из них отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью: в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями, приемными или патронатными родителями обязанностей по воспитанию детей и по причине жестокого обращения с детьми в 2013 г. - 841 (15% от общего количества решений), в 2014 г. - 746 (14% от общего количества решений), в 2015 г. - 761 (13% от общего количества решений), в 2016 г. - 852 (15% от общего количества решений); в том числе отменено решений об усыновлении в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей и по причине жестокого обращения с детьми в 2014 г. - 13 (0,3 (% от общего количества решений), в 2015 г. - 14 (0,2% от общего количества решений), в 2016 г. - 10 (0,2% от общего количества решений).
В рамках осуществления полномочий, определенных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки гражданам, в том числе принявшим в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В настоящее время 54 субъекта Российской Федерации за счет собственных средств выплачивают усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям единовременное пособие при всех формах устройства детей-сирот в семью. По данным, полученным от регионов, в настоящее время размер пособия составляет от 10 000 тысяч рублей до 1 000 0000 рублей в зависимости от формы семейного устройства и категории устраиваемых детей-сирот.
В случае отмены усыновления по причине виновного поведения усыновителя в 17 регионах предусмотрен порядок возврата в бюджет субъекта Российской Федерации такого пособия.
По данным, полученным Минобрнауки России по результатам проведенного мониторинга, большинством субъектов Российской Федерации возможность возврата в соответствующий бюджет суммы единовременного пособия поддерживается.
Учитывая, что региональные выплаты по предоставлению гражданам мер социальной поддержки установлены законодательством субъектов Российской Федерации, необходимость и механизм возврата сумм единовременного пособия должны определяться самим субъектом Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон N 81-ФЗ.
Для установления возврата в федеральный бюджет сумм единовременного пособия законопроектом предусмотрено в статье 143 Семейного кодекса Российской Федерации и статье 30 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепление в качестве последствия отмены усыновления и отстранения опекунов или попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей, обязанность по возврату бывшим усыновителем, опекуном и попечителем сумм единовременного пособия.
В Федеральный закон N 81-ФЗ, предусматривающий выплату единовременного пособия, законопроектом вносятся изменения в части:
установления обязанности возврата сумм единовременного пособия, в случаях:
отмены усыновления по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 141 Семейного кодекса Российской Федерации;
решения суда в случае отмены усыновления в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Семейного кодекса Российской Федерации;
отстранения опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей по основаниям, указанным в части 5 статьи 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";
сроки возврата суммы выплаченного пособия.
Федеральным законом N 81-ФЗ предусматривается наделение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти полномочиями по установлению порядка и условий назначения и выплаты, в том числе единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
В настоящее время, в соответствии с п. 5.2.103 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России осуществляет полномочия по установлению порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее - Порядок).
Порядок установлен приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н.
В связи с этим законопроектом предусматривается установление полномочия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка и условий возврата сумм единовременного пособия. Порядком в том числе будет установлена возможность возврата сумм единовременного пособия, выплаченных при передаче ребенка на воспитание в семью по частям.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей |
Е.А. Сильянов |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - проект федерального закона) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: наделение Минтруда России полномочием по установлению порядка и условий возврата суммы единовременного пособия, выплаченного при передаче ребенка на воспитание в семью.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1119 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: определение методики возврата суммы единовременного пособия, выплаченного при передаче ребенка на воспитание в семью; установление единого порядка возврата суммы единовременного пособия, выплаченного при передаче ребенка на воспитание в семью.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минтруд России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона.
3. Приказ Минобрнауки России от 19 февраля 2015 г. N 113 "Об утверждении формы отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: включение в форму отчета позиции со сведениями о размере единовременных пособий, возвращенных в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минтруд России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: дополнение приказа положениями о порядке и условиях возврата суммы единовременного пособия, выплаченного при передаче ребенка на воспитание в семью.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормативно-правового регулирования в области пособий гражданам, имеющим детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.