Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
(подготовлен Минсельхозом России 14.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" (далее соответственно - законопроект, Соглашение) вносится МИДом России и Минсельхозом России.
Соглашение, принятое Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (далее - ФАО) 22 ноября 2009 г., вступило в силу 5 июня 2016 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 571-р Федеральным агентством по рыболовству от имени Российской Федерации 29 апреля 2010 г. подписано Соглашение.
Реализация мер, изложенных в Соглашении, в частности, будет способствовать укреплению регионального и международного сотрудничества и препятствовать поступлению незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов на международные и национальные рынки.
Соглашение предусматривает минимальный набор стандартных мер для государства порта, применяемых при заходе в порт иностранных судов или их стоянке в порту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения каждое государство, которое согласилось принять обязательство по Соглашению (далее - Сторона), назначает порты, в которые иностранные суда могут запрашивать заход в соответствии с Соглашением, и опубликовывает информацию о них. Список назначенных портов Сторона передает ФАО, которая также опубликовывает данную информацию.
В Соглашении содержится обязательство государства порта обеспечить достаточные возможности проведения инспекций в назначенных портах.
Сторона Соглашения до предоставления какому-либо судну разрешения на заход в свой порт требует заблаговременного предоставления в качестве минимального стандарта информации о судне, владельце судна, разрешении на добычу (вылов), разрешении на перегрузку, имеющегося на борту улова, районах добычи (вылова).
Капитаны судов должны предоставлять портовым властям документацию, в том числе на водные биоресурсы, имеющиеся на борту, позволять проверять, среди прочего, судовые и промысловые журналы, лицензии, орудия добычи (вылова) и фактический груз.
В соответствии с Соглашением государство порта принимает решение о разрешении или об отказе на заход в порт судам, которые были вовлечены в незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (далее - ННН промысел).
Если судно, уличенное в ННН промысле, находится в порту по какой-либо причине, государство порта отказывает такому судну в использовании его портов для выгрузки, перегрузки, упаковки и переработки рыбы и для иного портового обслуживания, включая пополнение топливом и запасами, ремонт и постановку в сухой док.
В Соглашении также содержится обязательство по обмену информацией на региональном и глобальном уровнях о судах, которые были замечены в участии в ННН промысле.
Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Согласно статье 26 Соглашения оно подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами, его подписавшими.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, поскольку вводит возможность отказа в заходе в порт судам, уличенным в ННН промысле.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон) морские порты Российской Федерации объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.
Статьей 6 Закона урегулирован заход иностранных судов в морские порты. Пункт 1 статьи 6 Закона предоставляет возможность иностранным судам заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 1912-р утвержден перечень таких портов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 главы V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту только в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Статьей 9 Соглашения установлены основания для включения судна в список судов, занятых ННН промыслом. Также частью 4 Соглашения установлен порядок инспектирования с целью выявления судов, занятых ННН промыслом. Вместе с тем законодательством Российской Федерации подобное регулирование не предусмотрено.
Учитывая изложенное, Соглашение подлежит ратификации в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В результате ратификации Соглашения потребуется наделение дополнительными функциями или полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые будут участвовать в его реализации за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Законопроект и Соглашение соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.