Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(подготовлен Минсельхозом России 20.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части совершенствования порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли) (далее - законопроект) разработан в соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р.
Целью законопроекта является совершенствование порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли для дальнейшего вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
Статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) предусмотрено, что:
невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями;
невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В целях признания права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым требованием.
Вместе с тем, исходя из сложившейся судебной практики, суды отказывают в признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли по следующим причинам:
невозможность установления надлежащих ответчиков по иску органов местного самоуправления, в том числе в связи с отсутствием необходимой информации о наличии наследников умершего собственника земельной доли, о месте жительства собственника земельной доли или его наследников;
в исковых заявлениях органа местного самоуправления в качестве ответчиков указываются физические лица, являющиеся умершими, у которых отсутствуют процессуальная правоспособность и дееспособность, и которые не могут являться стороной по гражданскому делу;
отсутствие доказательства того, что собственник земельной доли не распорядился ею в течение трех и более лет подряд.
Внесение данных изменений в действующее законодательство позволит распространить на такие земельные доли порядок приобретения права муниципальной собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки, установленный статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации для выморочного имущества.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что если до 1 января 2020 года собственники земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, не выделили земельные участки в счет принадлежащих им земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или в порядке, установленном пунктами 4-6 статьи 13 Закона об обороте, и не зарегистрировали право собственности на такие земельные участки либо не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка вправе:
1) обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ такого земельного участка;
2) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением об уточнении местоположения границ такого земельного участка, а также с заявлением об учете такого земельного участка в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
При этом законопроектом установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка приобретает право собственности на такой земельный участок в порядке, установленном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, как на бесхозяйное недвижимое имущество.
Принятие законопроекта позволит усовершенствовать порядок признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в целях дальнейшего предоставления таких земельных долей и земельных участков, выделенных в счет них, длительно неиспользуемых по целевому назначению, эффективным землепользователям.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать реализации положений, предусмотренных Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей и задач, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.