Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(подготовлен Ростехнадзором 22.06.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - проект постановления) разработан в целях приведения отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, в сфере электроэнергетики, в области осуществления государственного строительного надзора, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и в целях уточнения порядка осуществления отдельных государственных функций в данных областях.
1. Проектом постановления вносятся изменения в части исключения функций и полномочий, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, в следующие акты Правительства:
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в части выдачи заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения.
2. Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492 в части представления соискателями лицензий/лицензиатами в составе документов на получение/переоформление лицензии копий планов. Данное требование является избыточным, так как наличие планов проверяется в рамках лицензионного контроля, и исключение этой нормы целесообразно для снижения нагрузки на предпринимателей по представляемой документации.
Изменение, вносимое в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, предусматривает исключение участия представителей Ростехнадзора в составе межведомственной комиссии, создаваемой для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, так как такое участие не соответствует функциям Ростехнадзора и в условиях сокращения численности государственных служащих отвлечение инспекторского состава для участия в работе таких комиссий представляется не целесообразным.
Изменение в Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 577, как и изменение в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, предусматривает исключение участия представителей Ростехнадзора в составе межведомственной комиссии, создаваемой для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, так как такое участие не соответствует функциям Ростехнадзора и в условиях сокращения численности государственных служащих отвлечение инспекторского состава для участия в работе таких комиссий представляется не целесообразным.
3. Изменение в Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371, предусматривает возможность органом надзора самостоятельно, без заявления эксплуатирующей объект организации, исключать его из государственного реестра опасных производственных объектов в случае предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, а также в случае выявления в ходе контрольных мероприятий отсутствия у объекта признаков ОПО и установления факта прекращения деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатировавшими указанный объект.
4. Изменение в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (далее - Правила), направлено на устранение внутреннего несоответствия положений. Так, пункт 14 определяет органы-адресаты отчетов, а пункт 14.1 - сроки представления этих отчетов. Указанное несоответствие приводит к тому, что органы, указанные в пункте 14 Правил, не получали соответствующие отчеты по поднадзорным объектам.
5. Изменения в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54, вносятся в целях приведения в соответствие с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (изменениями, внесенными Федеральными законами от 03.07.2016 N 368-ФЗ и от 03.07.2016 N 372-ФЗ), а также в целях урегулирования вопроса отзыва заключения о соответствии объекта капитального строительства по решению суда.
6. Изменения, вносимые проектом постановления в Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 455, предусматривают совершенствование инструментария постоянного надзора, а также уточнение полномочий органов Ростехнадзора и иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности, касающихся утверждения графиков проведения мероприятий, урегулирование организационных вопросов, связанных с обеспечением выполнения должностными лицами Ростехнадзора надзорных мероприятий на удаленных поднадзорных объектах, стимулирование внедрения инструментов дистанционного мониторинга на объектах повышенной опасности и оптимизацию оформления результатов мероприятий, проводимых в рамках постоянного надзора.
Целесообразность внедрения инструментов дистанционного мониторинга обусловлена тем, что в настоящее время организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I класса опасности, широко применяются автоматизированные комплексы, позволяющие дистанционно в режиме реального времени контролировать параметры, определяющие безопасность на опасных производственных объектах, созданные:
а) в рамках систем управления промышленной безопасностью и при осуществлении производственного контроля;
б) при внедрении систем противоаварийной защиты и автоматики, осуществляемом эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями отдельных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
в) в составе структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (по ГОСТ Р 22.1.12-2005).
Проектом постановления предусмотрено, что в случае если организация, эксплуатирующая объект повышенной опасности, обеспечивает передачу соответствующего объема информации об отклонениях от нормативных параметров технологических процессов, процессов обеспечения функционирования, определяющих безопасность таких объектов, о срабатывании систем противоаварийной защиты, а также о регистрации аварий и инцидентов на них посредством средств информационно-коммуникационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" такие мероприятия как обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования, проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности, рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, органом надзора в отношении соответствующих объектов повышенной опасности осуществляться не будут.
7. Изменение в Положение о Федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170, предусматривает приведение в соответствие норм указанного Положения со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, согласно которой предметом проверки, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, является соблюдение требований такого обоснования безопасности.
8. Изменения в Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1081, вносятся в целях конкретизации сферы применения Правил консервации и ликвидации гидротехнических сооружений в отношении гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственники отказались.
Также изменения предусматривают, что организация, ответственная за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (в том числе расположенного на территории двух и более субъектов Российской Федерации), при его консервации и (или) ликвидации, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные изменения позволят существенно повысить эффективность использования средств бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В целом реализация положений проекта постановления позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия, исключить избыточные и устаревшие требования, что будет способствовать устранению административных барьеров, совершенствованию механизмов деятельности Ростехнадзора и достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 300.
Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, и не вызовет негативных социально-экономических последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.