Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния"
(подготовлен Минфином России 19.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния.
Проектом федерального закона предусмотрены следующие изменения:
1. В Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2002, N 18, ст. 1724; 2003, N 17, ст. 1553; N 28, ст. 2889; N 50, ст. 4855; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3606; N 51, ст. 6154; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1748; N 31, ст. 4210; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7056; N 50, ст. 7342; 2012, N 24, ст. 3068; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6394; 2013, N 19, ст. 2326, 2331; N 30, ст. 4075; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1544; N 19, ст. 2322; N 26, ст. 3371; 2015, N 1, ст. 70; N 48, ст. 6724; 2016, N 14, ст. 1909; N 26, ст. 3888; N 27, ст. 4294; 2017, N 18, ст. 2671) (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ):
1) наделение Минфина России по согласованию с Минюстом России и ФНС России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления и использования указанных сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 143-ФЗ требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, утверждаются Минюстом России. При этом до настоящего времени указанные требования не утверждены, разработчики информационных систем органов записи актов гражданского состояния и (или) информационных систем уполномоченных органов власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и администрации г. Байконура (далее - информационная система органа записи актов гражданского состояния) используют разные подходы при формировании органами записи актов гражданского состояния в форме электронных документов записей актов гражданского состояния.
Указанная ситуация привела к пробелу в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов в период с 1 апреля 2015 года по 1 сентября 2018 года, не смогут предоставляться в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния и, соответственно, не смогут быть использованы органами записи актов гражданского состояния в дальнейшей работе;
2) предоставление возможности хранения записей актов гражданского состояния, конвертированных (преобразованных) в форму электронного документа, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В текущей редакции Федерального закона N 143-ФЗ записи актов гражданского состояния хранятся только в информационных системах органов записи актов гражданского состояния. При этом после их передачи в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния необходимо законодательно ограничить их хранение в информационных системах органов записи актов гражданского состояния (их эксплуатацию и т.д.).
2. В Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3888) (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ):
1) перенос сроков вступления в силу положений Федерального закона N 219-ФЗ в связи с необходимостью проведения дополнительных организационно-распорядительных мероприятий по подготовке к созданию и ведению Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и г. Байконура, а именно:
работы по переводу в электронную форму актовых книг - с 1 января 2017 года по 31 августа 2020 года;
вступление в силу норм о ведении Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния - с 1 сентября 2018 года;
оптимизация процедур оказания государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния - с 1 сентября 2020 года;
2) распространение норм Федерального закона N 219-ФЗ в части установления обязанности законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, по направлению в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведений о факте данной регистрации.
Согласно текущей редакции Федерального закона N 219-ФЗ гражданин Российской Федерации, в отношении которого либо в отношении несовершеннолетнего ребенка которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, направляет по своему месту жительства в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведения о факте данной регистрации.
При этом сведения о факте регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства недееспособного гражданина Российской Федерации может представить только его законный представитель.
Таким образом, существует необходимость распространения норм Федерального закона N 219-ФЗ в части установления обязанности законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, по направлению в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведений о факте данной регистрации;
3) исключение из перечня органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации рождения, смерти, установления отцовства и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о рождении, смерти, установлении отцовства и перемене имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, органов социальной защиты населения.
С 1 января 2018 года вступают в силу нормы Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2016, N 1, ст. 8) (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), касающиеся Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО), пользователями которой, в частности, являются органы государственной власти (государственные органы), организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
В соответствии со статьей 6.10 Федерального закона N 178-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором ЕГИССО, а также поставщиком информации в ЕГИССО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 8, ст. 1249).
Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации является получателем сведений о государственной регистрации рождения, смерти, установления отцовства и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о рождении, смерти, установлении отцовства и перемене имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также поставщиком сведений в ЕГИССО, предоставление указанных сведений в органы социальной защиты с 1 января 2018 года является избыточным. Указанные сведения передаются Пенсионным фондом Российской Федерации непосредственно органам социальной защиты;
4) исключение из перечня органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военных комиссариатов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 37, ст. 3740; 2007, N 27, ст. 3255; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53, ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30, ст. 4085; N 52, ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077; N 44, ст. 6041; 2015, N 1, ст. 200; N 4, ст. 641; N 25, ст. 3644; 2016, N 1, ст. 211; N 14, ст. 1986; N 39, ст. 5624; N 49, ст. 6885; N 50, ст. 7078; 2017, N 14, ст. 2049), а также пунктами 4 и 5 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 7017; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 48, ст. 6815; 2016, N 50, ст. 7078; N52, ст. 7603), военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России и входят в состав военных округов.
Учитывая изложенное, предоставление сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам следует осуществлять через Минобороны России;
5) исключение из перечня органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации рождения и смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в целях приведения в соответствие действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации проекта федерального закона о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам");
6) наделение Росреестра правом на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294) в статью 12 Федерального закона N 143-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (его территориальные органы), имеет право на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Таким образом, в Федеральный закон N 219-ФЗ требуется внесение вышеуказанного изменения в целях его приведения в соответствие с действующей редакцией Федерального закона N 143-ФЗ.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.