Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.06.2017 г.)
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридических лицах содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Если иное не установлено Законом о регистрации, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о регистрации основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 67-ФЗ) пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации, устанавливающий основания для отказа в государственной регистрации, дополнен подпунктом "ф", согласно которому в отношении перечисленных в этом подпункте лиц допускается принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации сведений о таких лицах, как о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридических лиц (далее - решение об отказе в государственной регистрации).
Указанные изменения вступили в силу 1 января 2016 года.
На основании изложенного Закон N 67-ФЗ установил в Законе о регистрации ограничение на занятие деятельностью по руководству организацией, не предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Статьей 5 Трудового кодекса установлено, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Необходимо также отметить, что документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, представляются в регистрирующий орган после принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о назначении единоличного исполнительного органа юридического лица.
Кроме того, заявителем при государственной регистрации сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в соответствии со статьями 9 и 18 Закона о регистрации может быть в том числе вновь избранные руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Таким образом, в настоящее время складывается ситуация при которой трудовые отношения с лицом, в отношении которого в соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации допускается принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации, возникают и указанное лицо приступает к исполнению своих трудовых обязанностей до момента предоставления в регистрирующий орган документов, а также до момента принятия регистрирующим органом указанного решения.
Вместе с тем, трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено такое основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, как принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации сведений о нем, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
На основании вышеизложенного был разработан проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект).
Принятие законопроекта создаст норму, которая устранит правовой пробел в трудовом законодательстве Российской Федерации в части установления ограничения на занятие деятельностью по руководству организацией, корреспондирующего ограничению, установленному подпункте "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, а также позволит расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, в отношении которого в соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации принято решение об отказе в государственной регистрации, по основанию, предусмотренному абзацем шестым части 1 статьи 84 Трудового кодекса.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего федерального закона не оказывает влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.