Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(подготовлен Минприроды России 28.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект) разработан Минприроды России в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N ДК-П9-115 и от 5 мая 2017 г. N ДК-П9-2960.
Законопроектом предлагается положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) дополнить нормами, определяющими особенности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в отношении региональных операторов по обращению с ТКО и операторов по обращению с ТКО (далее - операторы).
Причина предлагаемых законопроектом изменений состоит в том, что не осуществлен переход на новую систему организации отношений в сфере обращения с ТКО, включающую операторов, и для достижения поставленной цели законодательством определен срок до 01.01.2019, в том числе нормой подпункта "г" пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В рамках указанного перехода для операторов должны быть утверждены тарифы на коммунальную услугу по обращению с ТКО, в составе которых в соответствии с пунктом 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
К настоящему времени не были пересмотрены тарифы на услуги даже для действующих организаций жилищно-коммунального хозяйства по обращению с ТКО, которые автоматически без прохождения соответствующих процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ, приобретают статус оператора в силу законодательного определения, согласно которому оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО (статья 1 Закона N 89-ФЗ). Это означает, что в тарифах на услуги операторов отсутствует источник финансирования внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесение возможно только за счет прибыли, размера которой для подавляющего числа операторов будет недостаточно.
Кроме того, возникают основания для применения в отношении операторов мер экономической ответственности, согласно которой несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней (пункт 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ), и административной ответственности, которая влечет наложение административного штрафа при невнесении в установленные сроки указанной платы (статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В этой связи законопроектом предлагается статью 29.1 Закона N 89-ФЗ дополнить положением, которым устанавливается для операторов отсрочка до 01.03.2019 по внесению в бюджетную систему платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной за отчетный период 2016 года, а также положением, в соответствии с которым в период до 01.01.2019 операторы не вносят квартальные авансовые платежи текущего отчетного периода.
С целью недопущения ситуаций, когда "безответственные" операторы протянут до последнего и к 01.03.2019 им будет необходимо внести плату за сразу за 3 года, плата за 2016 разбивается на три платежа, которые будут вноситься равными долями: одна треть - не позднее 1-го марта 2018 года, две трети - не позднее 1-го сентября 2018 года, вся плата - позднее 1-го марта 2019 года.
Реализация положений законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации, а также недопоступления доходов в бюджетную систему от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, применение правовых норм, предусмотренных законопроектом, обеспечит сохранение устойчивого финансово-экономического положения организаций жилищно-коммунального хозяйства по обращению с ТКО в период перехода на новую систему организации отношений в сфере обращения с ТКО, включающую операторов и региональных операторов по обращению с ТКО.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые Законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.