Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 29.06.2017 г.)
Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России), является причинение любого минимального ущерба, причиненного лесным насаждениям и иным насаждениям, выраженного в денежном эквиваленте.
Одновременно пунктом 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара.
Вместе с тем, возникновение лесного пожара в большинстве случаев связано с причинением вреда лесной растительности, размер которого рассчитывается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В настоящее время проблемы квалификации вида ответственности по вышеуказанным составам преступлений и административным правонарушениям обусловлены отсутствием четкого определения размера ущерба, с которого наступает уголовная ответственность.
В целях решения проблем разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений в большинстве составов преступлений УК России закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером вреда природной среде.
Так в действующей редакции статьи 260 УК России критерий криминализации за умышленное деяние, направленное на повреждение до степени роста лесных насаждений, закреплен в примечании к вышеуказанной статье и определен причиненным ущербом лесным насаждениям в размере пяти тысяч рублей.
В представленном законопроекте планируется реализовать данный принцип и установить размер ущерба, причиненного за уничтожение или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, при достижении которого наступает уголовная ответственность в размере 5 тысяч рублей.
Анализ уголовных дел, возбужденных дознавателями ГПН ФПС за период с 2013 по 2015 гг. по ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, показал, что процент уголовных дел, по которым ущерб установлен в размере 5 тысяч и менее от общего числа возбужденных уголовных дел по вышеуказанной статье, составил 23,7%. Представленными изменениями в законопроекте указанный процент преступлений будет переведен в разряд административных правонарушений, а также будет установлена система соподчинения норм Кодекса об административных правонарушениях нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, в части установления размера ущерба, при наступлении которого наступает уголовная ответственность.
Данные изменения позволят четко отделить уголовно наказуемое деяние от административного правонарушения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.