Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 28.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 7 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 июня 2012 г. N ДМ-П11-3137 по итогам совещания по вопросу о развитии мясного животноводства в Российской Федерации 23 мая 2012 г. (Брянская область), подпунктом "ж" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 октября 2012 г. NПр-2869 и от 19 октября 2016 г. N Пр-2007 (абзац 5 пункта 1).
Целью законопроекта является совершенствование правовых механизмов стимулирования собственников к эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот.
В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговым ставкам, не превышающим 0,3 процента их кадастровой стоимости.
Указанный размер налоговой ставки в ряде случаев не является экономически обременительным для собственников таких земельных участков и позволяет уплачивать налоговые платежи в течение длительного периода времени без использования земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению.
Следует отметить, что в настоящее время положениями пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса предусмотрена возможность взимания земельного налога по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости в случаях, если земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используются для сельскохозяйственного производства.
Частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности в течение срока, установленного Законом об обороте.
В качестве санкции за совершение данного административного правонарушения предусмотрен штраф.
Вместе с тем в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
Таким образом, в отношении значительного числа собственников земельных участков, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.8 КоАП, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением.
В связи с этим в целях создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения представляется необходимым реализация предусмотренных действующим законодательством экономических механизмов, направленных на стимулирование собственников к целевому использованию таких земель.
Кроме того, действующим законодательством не установлен порядок предоставления органами государственного земельного надзора в налоговые органы сведений о неиспользовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
В целях применения для налогового администрирования сведений, полученных в рамках мероприятий государственного земельного надзора, ФНС России разработано типовое соглашение о взаимодействии территориальных налоговых органов с территориальными органами Россельхознадзора, которое предполагает передачу в налоговые органы сведений о вынесенных предписаниях об устранении нарушений земельного законодательства, о постановлениях о назначении административных наказаний, а также об актах проверок, подтверждающих исполнение предписаний.
За 2014-2015 гг. в целом по Российской Федерации общая сумма доначисленного земельного налога вследствие направления территориальными управлениями Россельхознадзора материалов дел об административных правонарушениях в территориальные органы ФНС России составила 166,5 млн. рублей.
Учитывая изложенное, в целях формирования единообразной правоприменительной практики законопроектом предлагается закрепить в действующем налоговом законодательстве:
обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах третьем - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса) для сельскохозяйственного производства, сообщать в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка сведения о его неиспользовании;
обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, представить в налоговый орган в течение десяти рабочих дней сведения об установлении факта устранения правонарушения, связанного с неиспользованием вышеуказанных земельных участков.
Законопроектом предусмотрено, что форма и формат представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящим пунктом, а также порядок заполнения формы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей и задач, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.