Проект Приказа Министерства юстиции РФ "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающих объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования"
(подготовлен Минюстом России 05.07.2017 г.)
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, N 27, ст. 3213, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, ст. 20, N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7064, N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587, N 41, ст. 5531; 2013, N 14, ст. 1651, N 51, ст. 6699; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3371, N 30 (ч. 1), ст. 4268; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, N 13, ст. 1811, N 29 (ч. 1), ст. 4385; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, N 27 (ч. 2), ст. 4265, ст. 4293, ст. 4294) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г.
Министр |
А.В. Коновалов |
Регламент
совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования
Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий и способ ее фиксирования (далее - Регламент) принят в соответствии с требованиями статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).
1. Общие положения о получении информации
1.1. Нотариус устанавливает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия.
Наличие или отсутствие определенных обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законом, в объеме, установленном Регламентом.
1.2. При совершении нотариального действия нотариус лично устанавливает следующие обстоятельства, если иное не установлено законом:
личность и дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, правоспособность юридического лица, их представителей, иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
волю лица на совершение нотариального действия;
соответствие представленных документов требованиям, установленных законодательством Российской Федерации;
сроки, имеющие значение для совершения нотариального действия;
место совершения нотариального действия;
иные обстоятельства, необходимые для совершения определенного нотариального действия.
1.3. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий являются:
документы органов государственной власти Российской Федерации и иностранных государств, в том числе решения судов, документы органов местного самоуправления, должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, нотариусов, иных лиц, действующих от имени или по поручению государства, в том числе документы в электронной форме с использованием Единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС);
документы, исходящие от юридических и физических лиц;
копии документов, верность которых засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством порядке;
сведения государственных реестров, единых федеральных реестров, федеральных ресурсов, государственных регистров, в том числе в электронной форме с использованием ЕИС;
сведения, полученные из ЕИС;
сведения, полученные из заявлений, сообщений заявителя.
Документы представляются нотариусу на бумажном носителе и (или) в электронной форме с соблюдением требований статьи 45 Основ.
1.4. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.
1.5. Если нотариус не может самостоятельно получить, а лицо, обратившееся за совершением нотариального действия или его представитель (далее - заявитель) не предоставляет информацию, необходимую в соответствии с требованиями закона и Регламента, в совершении нотариального действия должно быть отказано (ст. 48 Основ). Если информация, необходимая для совершения нотариального действия, получена нотариусом из источников, предусмотренных Регламентом, нотариус не вправе требовать дополнительного подтверждения такой информации.
Нотариус самостоятельно получает информацию из Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра юридических лиц, при этом нотариус не вправе требовать от заявителя дополнительного подтверждения такой информации.
2. Общие положения о фиксировании информации
2.1. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия осуществляется следующими способами:
внесением информации в реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий ЕИС;
внесением информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;
фиксирование информации документом или его копией, которые остаются в делах нотариуса;
составлением протокола фиксирования информации (Приложение N 1 к Регламенту);
Использование средств видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.
Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.
2.2. При оставлении в делах нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу.
Если в делах нотариуса остается документ, составленный не на языке нотариального делопроизводства, к нему прилагается перевод на язык нотариального делопроизводства.
2.3. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя, публичная информация государственных реестров, федерального информационного ресурса фиксируется нотариусом в тексте нотариально удостоверенного (засвидетельствованного) документа, а в случаях, предусмотренных Регламентом, - протоколе фиксирования.
2.4. Протокол фиксирования составляется в одном экземпляре, подписывается нотариусом, а в случае фиксирования в протоколе информации, полученной из объяснений заявителя, протокол подписывается также заявителем (рукоприкладчиком, переводчиком), и приобщается к экземпляру нотариально удостоверенного документа, хранящегося в делах нотариуса.
2.5. Информация о личности заявителя и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия, а также их полномочиях, устанавливается и фиксируется нотариусом в порядке, предусмотренном Регламентом при совершении всех нотариальных действий, если иное не предусмотрено Регламентом.
3. Объем информации о личности заявителя и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия и порядок ее фиксирования
3.1. Информация о личности (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) заявителя и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия, устанавливается нотариусом на основании документов, исключающих любые сомнения относительно личности, в том числе:
паспорта гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации достигших 14 летнего возраста, проживающих на территории Российской Федерации);
временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);
удостоверения личности или военного билета военнослужащего;
паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (для прибывших в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей);
дипломатического или служебного паспорта;
удостоверения личности моряка;
паспорта гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45 летнего возраста;
удостоверения беженца;
свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;
паспорта иностранного гражданина или иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
копии заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);
документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешения на временное проживание, вида на жительство или иных документов, предусмотренных федеральным законом или признаваемых в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.
3.2. Информация о личности заявителя и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном федеральным органом юстиции и Федеральной нотариальной палатой, а в случаях, установленных законодательством, также в тексте нотариально оформленного документа.
4. Объем информации, необходимый для удостоверения сделок и порядок ее фиксирования
4.1.1. При удостоверении сделок нотариус устанавливает личность сторон сделки, их дееспособность и правоспособность.
Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.1.2. Отсутствие заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, нотариус устанавливает через личный кабинет нотариуса на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.1.3. Гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26 - 30 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст (пункт 3.1 Регламента).
Гражданскую дееспособность иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус устанавливает в соответствии со статьями 1195, 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего личность.
При удостоверении договоров нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) решения суда о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.
Полная дееспособность несовершеннолетнего гражданина устанавливается нотариусом на основании информации, содержащейся в:
документе, удостоверяющем личность и подтверждающем возраст несовершеннолетнего;
решении органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;
решении суда об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;
документах органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния) или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолетним.
Дееспособность несовершеннолетних граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нотариус устанавливает на основании документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его возраст (пункт 1.5 Регламента).
Способность физического лица понимать значение своих действий или руководить ими определяется нотариусом визуально, в ходе беседы.
4.1.4. Полномочия законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица нотариус устанавливает на основании:
документов органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляющих государственной регистрации актов гражданского состояния гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя;
документа о временном возложении исполнения обязанностей опекуна или попечителя на орган опеки и попечительства;
документа о помещении недееспособного или не полностью дееспособного лица под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и документов, подтверждающих полномочия представителя такой организации.
4.1.5. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:
Едином государственном реестре юридических лиц;
учредительных документах юридического лица.
4.1.6. Правоспособность иностранного юридического лица, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:
иностранных реестрах юридических лиц;
документах, с учетом требований личного закона юридического лица (статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации).
4.1.7. Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении договоров, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, деятельностью, в связи с которой обязательно членство в саморегулируемой организации, устанавливается нотариусом в объеме, определяемом соответствующей лицензией или свидетельством саморегулируемой организации о допуске юридического лица к определенным видам деятельности.
4.1.8. Полномочия финансового управляющего физического лица нотариус устанавливает на основании судебного акта о назначении финансового управляющего и сведений о стадии дела о банкротстве из общедоступных сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.1.9. Полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности, нотариус устанавливает на основании:
учредительных документов юридического лица, договора о внешнем управлении, документа (протокола, решения) о назначении такого лица на соответствующую должность или ином документе о наделении его полномочиями представителя (в том числе судебного акта о назначении внешнего управляющего, конкурсного управляющего при рассмотрении дела о банкротстве);
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или иностранных реестрах юридических лиц;
документов, предусмотренных личным законом юридического лица.
4.1.10. Полномочия представителя, нотариус устанавливает на основании:
доверенности;
договора, если это следует из его содержания.
Нотариус получает информацию о действительности нотариально удостоверенной доверенности, совершенной после 01.01.2017, по сведениям ЕИС.
Посредством ЕИС нотариус проверяет факт выдачи доверенности и ее действительность. Факт выдачи доверенности и ее действительность также проверяются на основании публикации официального издания, в котором публикуются сведения о банкротстве.
Нотариус проверяет действительность доверенности, совершенной в простой письменной форме, на основании информации, содержащейся в ЕИС и на основании публикации официального издания, в котором публикуются сведения о банкротстве.
4.1.11. Место жительства (место пребывания) физического лица, нотариус устанавливает на основании документов, удостоверяющих его личность либо подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а при отсутствии документов о регистрации по месту жительства и указаний на место жительства в документе, удостоверяющем личность, - из объяснений (со слов) лица или его представителя. Место жительства (место пребывания) представляемого устанавливается по сведениям доверенности, договора или из объяснений (со слов) представителя.
4.1.12. Адрес (место нахождения) российского юридического лица, нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, а для иных юридических лиц - по сведениям соответствующих иностранных реестров юридических лиц или иных документов с учетом требований личного закона юридического лица.
4.1.13. Информация о гражданской дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, их месте жительства (месте пребывания) и адресе (месте нахождения), основаниях полномочий представителей, в том числе родителей, усыновителей, попечителей, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий.
4.1.14. Наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает на основании:
документа органов записи актов гражданского состояния или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
решения суда.
4.1.15. Информацию о наличии предварительного согласия на совершение сделки, выданного физическим, юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу письменных согласий (например, решений, распоряжений). В установленных законом случаях указанная информация может быть получена только из согласий, удостоверенных нотариально, решений, принятие которых удостоверено нотариусом или иным предусмотренным законом способом.
4.1.16. При удостоверении заявления участника общества с ограниченной ответственностью о выходе из общества, требования участника общества о приобретении обществом принадлежащей такому участнику доли в уставном капитале общества, оферты, нотариус устанавливает информацию о статусе заявителя на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Информация о наличии права участника на выход из общества устанавливается нотариусом на основании учредительных документов общества с ограниченной ответственностью.
Информацию об учредительном документе общества, нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.
4.1.17. При удостоверении завещания информацию о наследниках, душеприказчиках (исполнителях завещаний), о наследственном имуществе, о распределении наследственного имущества между наследниками, о содержании подназначений, завещательных отказов, возложений, об иных распоряжениях завещателя нотариус устанавливает со слов заявителя.
4.1.18. При удостоверении доверенности информацию о представителе, об имуществе, указанном в доверенности, о полномочиях представителя, о сроках действия доверенности, нотариус устанавливает со слов заявителя.
Информация о праве представителя передать свои полномочия, сроке передачи полномочий, объеме полномочий, которые могут быть переданы, устанавливается нотариусом по доверенности, на основании которой действует представитель. Информация об ограничении предусмотренных доверенностью сроков ее действия и полномочий для лица, которому передаются полномочия, устанавливается нотариусом со слов представителя, передающего свои полномочия.
При удостоверении безотзывной доверенности информация об осуществлении доверителем предпринимательской деятельности устанавливается нотариусом на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц или на основании сведений единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
4.1.19. Информацию об условиях сделки, юридически значимых сообщениях, заявлениях, заверениях об обстоятельствах, гарантиях ее участника (участников), информацию о соответствии условий проекта сделки действительным намерениям ее участника (участников), информацию о понимании участником (участниками) сделки разъяснений нотариуса о правовых последствиях совершаемой сделки, нотариус устанавливает лично и непосредственно со слов заявителя (заявителей).
4.2. Дополнительный объем информации, необходимый для удостоверения договоров
4.2.1. При удостоверении договора, направленного на отчуждение или залог, недвижимого имущества, нотариус устанавливает дополнительный объем информации:
1) информацию о принадлежности имущества, основаниях для регистрации прав, кроме случаев, когда имущество на момент заключении договора еще не принадлежит лицу его отчуждающему (закладывающему), - по сведениям Единого государственного реестра недвижимости. В случае если право возникает в силу закона без регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости - на основании документов, подтверждающих возникновение права.
2) информацию о кадастровом номере недвижимости, ее характеристиках, об обременениях, правопритязаниях, арестах и запрещениях - по сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
3) информацию о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимого имущества нотариус получает по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, из документов, на основании которых возникло право, за исключением документов, которые в силу закона не подлежат возврату правообладателю органом по регистрации прав.
4) в случае отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, права на который возникли до 31.01.1998, нотариус устанавливает информацию о принадлежности недвижимого имущества, его характеристиках, обременениях, правах третьих лиц из документов, подтверждающих принадлежность имущества.
5) информацию о правах третьих лиц в отношении жилой недвижимости, если такие права не подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность имущества, документов органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, управляющих компаний, органов местного самоуправления о зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания лицах и заявлений (заверений, гарантий) участников сделки.
6) при удостоверении договора, объектом которого являются подлежащие государственные регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плаваниях, маломерные суда, информацию о характеристиках, принадлежности, об обременениях, правопритязаниях, арестах и запрещениях нотариус устанавливает по сведениям соответствующих государственных реестров.
4.2.2. При удостоверении договора, объектом которого являются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, государственной регистрации, информацию о государственной регистрации исключительного права и государственной регистрации отчуждения и распоряжения исключительным правом, в том числе залога, на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору принадлежность исключительного права автору устанавливается на основании свидетельства о государственной регистрации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, а в отношении селекционного достижения - на основании патента Федеральной службы по селекционным достижениям.
4.2.3. Информацию о принадлежности движимого имущества, которое подлежит специальной регистрации или учету, в том числе автотранспорт, оружие, ценные бумаги, нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих такую регистрацию или учет и (или) иных документов, подтверждающих принадлежность движимого имущества (например, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившему супругу, нотариально удостоверенный договор).
4.2.4. Информацию о принадлежности заявителю иного имущества, права на которое не подлежат государственной регистрации, специальной регистрации или учету, а также информацию о наличии прав третьих лиц, в том числе обременений, ареста такого имущества, нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность данного имущества и (или) заверений правообладателя.
4.2.5. Информацию о залоге движимого имущества, права на которое не подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества ЕИС и заявлений (заверений, гарантий) участников сделки.
4.2.6. Информацию о соблюдении заявителем (продавцом) обязанности по извещению лиц, имеющих преимущественное право покупки, о цене и иных условиях договора купли-продажи, нотариус устанавливает по документам, подтверждающим отказ таких лиц от использования преимущественного права покупки на предложенных условиях, или по документам, подтверждающим исполнение указанной обязанности заявителем. Информацию об отсутствии согласия лиц, имеющих преимущественное право покупки при продаже объекта (доли) недвижимости, купить недвижимость на предложенных условиях и фактической возможности реализовать свое преимущественное право в установленный законом срок, нотариус устанавливает из заявления (заверения, гарантии) продавца. Информацию об отсутствии акцепта лиц, имеющих преимущественное право покупки доли (части доли) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на условиях оферты, нотариус устанавливает из справки общества с ограниченной ответственностью об отсутствии акцепта в течение срока, установленного законом или уставом общества.
4.2.7. Нотариус устанавливает дополнительный объем информации при удостоверении договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:
1) полномочия лица на распоряжение доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью нотариус - на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и документов, подтверждающих принадлежность доли в соответствии с пунктом 13.1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
2) об оплате отчуждаемой доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - на основании списка участников общества или выписки из него или иных документов, подтверждающих оплату доли в уставном капитале участником общества с ограниченной ответственностью;
3) о наличии дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью - на основании учредительных документа общества с ограниченной ответственностью.
4.2.8. При удостоверении безотзывной оферты, акцепта безотзывной оферты, в результате которого заключается договор об отчуждении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в порядке опциона, информацию о принадлежности доли в уставном капитале отчуждающему лицу, ее оплате, наличии предварительных согласий физических, юридических лиц, органов юридических лиц, об отказе от преимущественного права покупки, правах третьих лиц, наступлении или не наступлении определенных опционом условий, нотариус получает из документов, предусмотренных Регламентом и в том объеме, который требуется от соответствующей стороны договора (оферента или акцептанта).
4.2.9. Информацию о стоимости имущества являющегося объектом договора нотариус устанавливает из документов, предусмотренных налоговым законодательством или Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
4.3. Порядок фиксирования информации при удостоверении сделок.
4.3.1. Информация, предусмотренная пунктами 4.1.3 - 4.1.14 Регламента, и полученная нотариусом из документов, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном федеральным органом юстиции России и Федеральной нотариальной палатой.
4.3.2. Информация, предусмотренная пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.16 Регламента, при удостоверении односторонней сделки фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном федеральным органом юстиции России и Федеральной нотариальной палатой, а в случае, если экземпляр сделки, в том числе договора, остается в делах нотариуса, указанная информация может фиксироваться на бумажных носителях, которые остаются в делах нотариуса.
4.3.3. При удостоверении односторонней сделки информация, предусмотренная пунктами 4.1.15 Регламента, фиксируется в тексте сделки и (или) в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном федеральным органом юстиции России и Федеральной нотариальной палатой, а в случае, если экземпляр сделки, в том числе договора, остается в делах нотариуса, указанная информация может фиксироваться в тексте сделки и (или) копией документа, которая остается в делах нотариуса.
4.3.4. Информация, предусмотренная пунктами 4.1.17, 4.1.18 Регламента, фиксируется в тексте сделки.
4.3.5. Информация, предусмотренная пунктом 4.1.19 Регламента, фиксируется в тексте сделки и (или) в протоколе фиксирования.
4.3.6. Информация, полученная из единых государственных реестров, единых федеральных реестров, информация, содержащаяся в ЕИС, может фиксироваться или на бумажном носителе, или в тексте сделки, или в протоколе фиксирования с указанием источника информации, даты и времени ее получения.
4.3.7. Иная информация, полученная из представленных нотариусу документов, предусмотренная пунктами 4.1, 4.2 Регламента, фиксируется копиями документов, которые остаются в делах нотариуса.
5. Объем информации, необходимой при выдаче свидетельства о праве на наследство и свидетельства о праве собственности пережившему супругу и порядок ее фиксирования
5.1. Факт и время открытия наследства нотариус устанавливает на основании одного из следующих документов, представленных заявителем:
документа органов записи актов гражданского состояния о смерти наследодателя и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства, подтверждающего смерть наследодателя.
5.2. Место открытия наследства нотариус устанавливает на основании:
документа, подтверждающего последнее место жительства наследодателя на территории Российской Федерации (например, документов, выданных органами внутренних дел; управляющей организации; органами местного самоуправления, выписки из домовой книги);
документа, подтверждающего место нахождения наследственного имущества на территории Российской Федерации, а также, если наследственное имущество находится в разных нотариальных округах, документа о стоимости входящего в состав наследства имущества, выдаваемыми оценщиком, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, для определения места нахождения наиболее ценной части наследственного имущества;
решения суда об установлении места открытия наследства.
5.3. Информацию о наличии оснований наследования по закону нотариус устанавливает на основании одного из следующих документов:
представленного заявителем документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
представленной заявителем выписки из метрических книг;
представленного заявителем решения суда об установлении факта родственных отношений или признании нетрудоспособным иждивенцем наследодателя;
представленного заявителем установленного документа иностранного государства, подтверждающего родственные отношения.
5.4. Основания для наследования по завещанию нотариус устанавливает по сведениям представленного заявителем:
завещания (дубликата завещания);
нотариально удостоверенной копии протокола вскрытия конверта с закрытым завещанием;
завещательного распоряжения правами на денежные средства в банке или сведений банка, в том числе в электронной форме посредством ЕИС, об удостоверении завещательного распоряжения правами на денежные средства в банке с приложением копии (электронной копии) завещательного распоряжения;
Информацию о действительности завещания нотариус устанавливает по сведениям ЕИС или нотариуса, или соответствующего органа, удостоверившего или хранящего завещание.
Информацию о действительности завещательного распоряжения нотариус устанавливает по сведениям банка, в котором было удостоверено завещательное распоряжение.
5.5. Информацию о наличии прав заявителя на обязательную долю в наследстве нотариус устанавливает на основании:
документа, удостоверяющего личность и возраст заявителя;
справки о наличии инвалидности заявителя;
решения суда.
5.6. Факт принятия наследства; отсутствие или наличие наследников по закону, в том числе имеющих право на обязательную долю в наследстве, их количестве, информацию об именах, месте жительства, родственных отношениях с наследодателем; об отказе от наследства; включении в число наследников наследника, пропустившего срок для принятия наследства; родственных отношениях с наследодателем наследника, лишенного возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, нотариус устанавливает на основании заявлений (согласий), предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
5.7. Фактическое принятие наследства нотариус устанавливает на основании:
документов, выданных органами внутренних дел, органами местного самоуправления или управляющей организации и иных документов, подтверждающих совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства, если такой наследник не сообщает об иных обстоятельствах;
документа, подтверждающего уплату наследником налогов на имущество наследодателя;
документа, подтверждающего внесение платы наследником за жилое помещение, принадлежавшее наследодателю и коммунальные услуги;
предъявленного наследником договора банковского вклада или сберегательной книжки на имя наследодателя;
предъявленного наследником документа о регистрации и постановки на учет транспортного средства, принадлежавшего наследодателю;
решения суда.
5.8. Информацию о наличии оснований для признания наследника недостойным нотариус устанавливает на основании представленного ему приговора суда.
5.9. Информацию для выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу, нотариус устанавливает по документам, подтверждающим приобретение имущества за счет общих доходов супругов в период брака с наследодателем, из заявления пережившего супруга, брачного договора или соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака (при наличии) и (или) сведений из ЕИС о заключенных брачных договорах и соглашениях о разделе общего имущества нажитого супругами в период брака.
5.10. Наличие оснований для осуществления полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим, нотариус устанавливает по документам, предусмотренным пунктами 5.1 - 5.2 Регламента и по сведениям Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Наличие оснований для приостановления производства по наследственному делу о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим, нотариус устанавливает из уведомления (заявления) финансового управляющего.
5.11. Состав, место нахождения наследственного имущества нотариус проверяет по представленным заявителем документам, предусмотренным пунктом 4.2.1 - 4.2.3 Регламента, по документам, признаваемым Регламентом в качестве источников информации, описи наследственного имущества. Информацию о принадлежности наследодателю доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью нотариус устанавливает на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
5.12. Информацию о стоимости наследственного имущества нотариус устанавливает из документов, предусмотренных налоговым законодательством.
5.13. Информацию об обременениях наследственного имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений государственных реестров, а в отношении движимого имущества на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества ЕИС. Информацию об обременениях акций нотариус получает из реестра акционеров.
5.14. Наличие оснований для выдачи свидетельства о подтверждении полномочий исполнителя завещания нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 5.1 - 5.2, 5.4 Регламента, а также из заявления исполнителя завещания.
5.15. Наличие оснований для вынесения постановления о выдаче денежных средств для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя, за счет принадлежавших ему денежных средств, нотариус устанавливает в соответствии с пунктом 5.1 Регламента.
Наличие оснований для вынесения распоряжения (постановления) об оплате расходов за счет наследственного имущества нотариус устанавливает в соответствии с пунктом 5.1 Регламента и из документов, представленных заявителем, подтверждающих его расходы, предусмотренные законом.
5.16. Наличие оснований для принятия мер к охране наследственного имущества нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 5.1 - 5.2 Регламента, а также из обращения (заявления) заявителя.
При производстве описи наследственного имущества, информация, поступившая нотариусу от заинтересованного лица о принадлежности ему имущества, фиксируется нотариусом в акте описи. Информация о том, что заинтересованному лицу известно о его праве на обращение в суд с заявлением об исключении принадлежащего ему имущества из акта описи, фиксируется нотариусом в акте описи и подписью заинтересованного лица.
Информацию о кандидатуре наследника, которому по описи нотариуса передается на хранение наследственное имущество, нотариус устанавливает из заявления наследников.
Информация о кандидатуре доверительного управляющего, размере вознаграждения доверительному управляющему (отсутствии вознаграждения) при учреждении доверительного управления наследственным имуществом устанавливается нотариусом из заявления наследника (наследников), а при отсутствии наследников - из заявления лица, обратившегося для учреждения доверительного управления.
5.17. Информацию о факте открытия наследства, месте открытия наследства, основаниях наследования, составе наследства, иную информацию, установленную по документам, представленным заявителем, нотариус фиксирует в копиях таких документов, которые остаются в наследственном деле. В случае, если информация получена на основании запроса нотариуса, документы, подтверждающие указанную информацию, остаются в наследственном деле. Информация о составе наследства, подтвержденная актом описи наследственного имущества фиксируется нотариусом оригиналом указанного акта, который остается в наследственном деле.
Информация, установленная нотариусом со слов заявителя, фиксируется в заявлениях, которые остаются в наследственном деле.
Информация о стоимости наследственного имущества, установленная на основании документов, представленных заявителем, фиксируется копией листов таких документов, позволяющих установить лицо, производящее оценку, предмет оценки и стоимость наследства на дату открытия наследства.
Информация, полученная нотариусом из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", фиксируется нотариусом в протоколе фиксирования или на бумажном носителе, которые остаются в наследственном деле.
Иная информация, полученная нотариусом по сведениям государственных реестров и иных федеральных государственных информационных систем, ЕИС фиксируется нотариусом или на бумажном носителе или в протоколе фиксирования, которые остаются в наследственном деле.
6. Объем информации, необходимой при совершении исполнительной надписи и порядок ее фиксирования
6.1. Информацию о возможности совершения исполнительной надписи и информацию необходимую для включения в состав исполнительной надписи нотариус устанавливает на основании:
заявления о совершении исполнительной надписи;
документа, по которому взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи;
расчета задолженности по денежным обязательствам, подписанного взыскателем, с указанием платежных реквизитов счета взыскателя,
копии уведомления о наличии задолженности, направленного взыскателем должнику не менее чем за четырнадцать дней до обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи;
документа, подтверждающего направление указанного уведомления;
в случае, если исполнение обязательства зависит от наступления срока или выполнения условий, нотариусу представляются документы, подтверждающие наступление сроков или выполнение условий исполнения обязательства.
6.2. Информация, предусмотренная абзацами вторым, четвертым - шестым пункта 6.1 Регламента, фиксируется представленными нотариусу документами, которые остаются в делах нотариуса.
Информация, предусмотренная абзацами третьим, седьмым пункта 6.1 Регламента, фиксируется копиями представленных документов, которые остаются в делах нотариуса.
6.3. Информацию о возможности совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество нотариус устанавливает на основании:
1) договора, обязательства по которому обеспечены залогом;
2) нотариально удостоверенного договора о залоге или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение залога, в том числе ипотеки, в силу закона, которые содержат условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке (нотариально удостоверенный договор, обязательства по которому обеспечены залогом, или нотариально удостоверенный договор о залоге и нотариально удостоверенное соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке), и (или), если права залогодержателя по обеспеченному данной ипотекой обязательству и по договору об ипотеке удостоверены закладной, то на основании закладной;
3) расчета задолженности должника, подписанного залогодержателем и содержащего обязательно также информацию о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору;
4) заявления залогодержателя о начальной продажной цене (цене реализации) или в установленных федеральным законом случаях отчете об оценке заложенного имущества;
5) информации из Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра прав на воздушные суда, реестра судов Российской Федерации или судовой книги.
При совершении исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество нотариус не истребует информацию, указанную в пункте 6.1 Регламента.
6.4. При представлении нотариусу закладной нотариус устанавливает информацию о возможности совершения исполнительной надписи на основании представленных ему нотариально удостоверенного договора об ипотеке, содержащего условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, либо нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона и содержащего условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке. В случае, если у залогодержателя такие договоры отсутствуют, нотариус устанавливает указанную информацию по выданной органом регистрации прав и заверенной этим органом копии соответствующего договора.
6.5. Информация, предусмотренная подпунктами 1, 2 пункта 6.3 Регламента, фиксируется копиями документов, которые остаются в делах нотариуса.
Информация, предусмотренная подпунктами 3, 4 пункта 6.3 Регламента, фиксируется документами, которые остаются в делах нотариуса.
Информация, полученная из единых государственных реестров, может фиксироваться в электронной форме или на бумажном носителе, или в протоколе фиксирования.
7. Объем информации, необходимой при удостоверении решения органа управления юридического лица и порядок ее фиксирования
7.1. Информацию о правоспособности юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.
7.2. Информацию о полномочиях лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, о наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания, о вопросах повестки дня нотариус устанавливает на основании учредительного документа юридического лица и соответствующего внутреннего документа юридического лица.
7.3. Информацию о статусе органа в качестве органа управления юридического лица, о его компетенции, о необходимом кворуме для работы органа управления и для принятия решения, о порядке голосования нотариус устанавливает на основании учредительных документов юридического лица и внутренних документов юридического лица (при их наличии).
7.4. Информацию о перечне лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании органа управления юридического лица, нотариус устанавливает на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц, или сведений, полученных от лица, ведущего в соответствии с законом реестр акционеров, или внутренних документов юридического лица об избрании органа управления. Наличие права лица, на участие в собрании в силу закона или договора, нотариус устанавливает со слов лица, организующего проведение собрания, и договора. Информация о наличии или отсутствии лиц, имеющих право на участие в собрании в силу закона или договора, фиксируется в письменном заявлении лица, организующего проведение собрания. Информация о наличии права лица участвовать в собрании в силу договора фиксируется копией договора, которая остается в делах нотариуса. Информация о лицах, имеющих право участвовать в избранном органе управления юридического лица, фиксируется копией внутреннего документа юридического лица, которая остается в делах нотариуса.
7.5. Состав участников (членов) органа управления юридического лица, присутствующих на его собрании, заседании, полномочия их представителей, нотариус устанавливает или лично на основании документов, предусмотренных пунктами 3.1, 4.4 - 4.9 Регламента, или на основании документа, подтверждающего регистрацию участников, членов органа управления юридического лица. Состав участников (членов) органа управления юридического лица, присутствующих на собрании (заседании) фиксируется в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа.
7.6. Результаты голосования (результаты подсчета голосов) нотариус устанавливает на основании соответствующего документа, представленного счетной комиссией или лицом, уполномоченным на подсчет голосов. При принятии решения нотариус фиксирует информацию о количестве поданных голосов в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа.
7.7. Информация, предусмотренная пунктом 7.1 Регламента, фиксируется в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа. Информация, предусмотренная пунктом 8.2 Регламента, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС. Информация о наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания, о вопросах повестки дня фиксируется копией решения, которая остается в делах нотариуса. Информация, предусмотренная пунктом 7.3 Регламента, фиксируется копией соответствующих разделов (глав) представленных учредительных и внутренних документов юридического лица. В случае, если учредительным документом юридического лица является Типовой устав, его копия в делах нотариуса не оставляется.
8. Объем информации, необходимой для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека) и порядок ее фиксирования
8.1. Информация о наличии векселя у заявителя устанавливается нотариусом только при предъявлении его оригинала или копии, выданной в порядке, установленном вексельным законодательством.
8.2. Информация о соответствии представленного для протеста документа требованиям вексельного законодательства для квалификации его в качестве векселя; о наличии у заявителя статуса законного держателя векселя, о наступлении или пропуске срока для совершения протеста; о месте предъявления требования по векселю устанавливается нотариусом из предъявленного векселя.
8.3. Информация о предъявлении векселя векселедержателем обязанному по векселю лицу устанавливается нотариусом лично или, в предусмотренных вексельным законодательством случаях, по наличию соответствующих надписей (отметок) на векселе.
8.4. Информация об отказе обязанного лица по векселю устанавливается нотариусом лично и непосредственно.
8.5. Информация о необходимости вынесения протеста устанавливается нотариусом и фиксируется письменным заявлением векселедержателя.
Информация, предусмотренная пунктами 8.1, 8.2, 8.3 Регламента, фиксируется копией векселя, которая остается в делах нотариуса. При предъявлении требования обязанному по векселю лицу лично нотариусом информация об отказе и мотивы отказа исполнения по векселю фиксируются в тексте протеста. При неисполнении требования по векселю ввиду отсутствия обязанного по векселю лица или не допуска нотариуса к обязанному по векселю лицу, указанная информация фиксируется в протоколе фиксирования и в тексте протеста.
8.6. Для предъявления чека к платежу и удостоверения неоплаты чека, информация о наличии чека у заявителя устанавливается нотариусом только при предъявлении его оригинала.
8.7. Информация о соответствии представленного для оплаты документа требованиям гражданского законодательства, Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.1992 N 2174-I и банковским правилам для квалификации его в качестве чека; о наличии у заявителя статуса законного чекодержателя, о наступлении или пропуске срока для платежа и протеста; о плательщике устанавливается нотариусом из предъявленного чека.
8.8. Информация об отказе плательщика по чеку устанавливается нотариусом лично и непосредственно.
8.9. Информация о необходимости вынесения протеста устанавливается нотариусом и фиксируется письменным заявлением чекодержателя.
Информация, предусмотренная пунктами 8.6, 8.7 Регламента, фиксируется копией чека, которая остается в делах нотариуса. При предъявлении требования плательщику по чеку лично нотариусом информация об отказе и мотивы отказа исполнения по чеку фиксируются в тексте протеста. При неисполнении требования по чеку ввиду отсутствия плательщика или не допуска нотариуса к плательщику, указанная информация фиксируется в протоколе фиксирования и в тексте протеста.
9. Объем информации, необходимой для совершения морского протеста и порядок ее фиксирования
9.1. Информация о соблюдении установленного законом срока подачи капитаном судна заявления о морском протесте или о причинах пропуска указанного срока устанавливается нотариусом из судового журнала и заявления капитана судна о морском протесте, а в случае гибели судового журнала только из заявления капитана судна о морском протесте.
9.2. Информация о происшествии и обстоятельствах происшествия, в связи с которыми заявлен морской протест, о мерах, принятых капитаном для обеспечения сохранности, вверенного ему имущества, устанавливается нотариусом из заявления о морском протесте, судового журнала, объяснений (опроса) капитана судна и, по возможности, свидетелей из числа лиц, предусмотренных законом.
9.3. Информация, предусмотренная пунктами 9.1, 9.2 Регламента, фиксируется в акте о морском протесте нотариуса, один экземпляр которого остается в делах нотариуса, заявлении капитана судна о морском протесте, выписке из судового журнала, заверенной капитаном судна, которые остаются в делах нотариуса. Результаты опроса капитана судна, свидетелей из числа лиц, предусмотренных законом, могут быть дополнительно зафиксированы нотариусом в виде письменных объяснений, которые остаются в делах нотариуса. Информацию о причинах невозможности опроса свидетелей из числа лиц, указанных в законе, а также о причинах пропуска срока для заявления о морском протесте, о факте гибели судового журнала нотариус фиксирует в акте о морском протесте.
10. Объем информации для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса
10.1. Основания внесения денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса (исполнение обязательства, расчет по сделкам, иные случаи, предусмотренные законодательством), данные о должнике и кредиторах нотариус устанавливает из заявления должника.
10.2. Место исполнения обязательства нотариус устанавливает из заявления должника, в котором указывается место жительства (место нахождения) кредитора, а в установленных законом случаях - должника.
10.3. Место исполнения обязательства, сроки и условия выдачи (возврата) денежных средств и (или) ценных бумаг в случае внесения их в депозит нотариуса с целью расчета по сделкам, нотариус устанавливает из соответствующего договора (соглашения).
10.4. Информация, предусмотренная пунктами 10.1, 10.2 Регламента фиксируется нотариусом в заявлении должника, которое хранится в делах нотариуса.
С целью фиксирования информации, предусмотренной пунктом 10.3 Регламента при расчетах по сделкам (договорам, соглашениям), в делах нотариуса остается копия соответствующего договора (соглашения).
10.5. Поступление денежных средств, ценных бумаг в депозит нотариуса фиксируется нотариусом в книгах специального учета, предусмотренных Правилами нотариального делопроизводства, на основании данных, полученных из выписок по депозитному счету нотариуса.
11. Объем информации при ведении списков участников обществ с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из списка участников общества с ограниченной ответственностью и порядок ее фиксирования
11.1. Информацию о решении передать ведение списка участников общества с ограниченной ответственностью в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИС нотариус устанавливает на основании протокола общего собрания (решения единственного участника) общества с ограниченной ответственностью.
11.2. Информацию о полномочиях заявителя при внесении списка участников общества с ограниченной ответственностью в единую информационную систему нотариата нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 4.5, 4.8, 4.9 Регламента. При внесении изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из него, информацию о надлежащем статусе заявителя нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 4.5, 4.8, 4.9 Регламента, а в установленных законом случаях по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.
11.3. Информация об основаниях внесения изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью устанавливается нотариусом по документам, подтверждающим в соответствии с законодательством такие основания (например, договоры, свидетельства о праве на наследство, протоколы, решения).
11.4. Информация, предусмотренная пунктами 11.1 Регламента, фиксируется в реестре нотариальных действий ЕИС с оставлением в делах нотариуса копии протокола (решения единственного участника) о передаче права вести список участников общества с ограниченной ответственностью Федеральной нотариальной палате в ЕИС. Указанные сведения фиксируются путем оставления в делах нотариуса документов (копий документов), сохранением сведений в ЕИС нотариата, записью в реестре нотариальных действий. Информация, предусмотренная пунктами 11.2 Регламента, фиксируется в реестре нотариальных действий ЕИС. Информация, предусмотренная пунктом 11.3 Регламента, фиксируется в копиях документов, подтверждающих основания для внесения изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью, которые остаются в делах нотариуса.
12. Объем информации для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и порядок ее фиксирования
12.1. Надлежащий статус заявителя нотариус устанавливает из поступившего для регистрации уведомления о возникновении, об изменении или о прекращении залога движимого имущества.
12.2. Наличие всех предусмотренных законом сведений для регистрации уведомления о возникновении, об изменении или о прекращении залога движимого имущества нотариус устанавливает по поступившему уведомлению.
12.3. Соответствие электронной подписи заявителя требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральному закону "Об электронной подписи" нотариус устанавливает посредством ЕИС.
12.4. Информация, предусмотренная пунктами 12.1 - 12.3 Регламента, фиксируется нотариусом путем выдачи свидетельства о регистрации уведомления.
13. Объем информации при передаче документов физическими и юридическими лицами другим физическим и юридическим лицам, представлении документов на государственную регистрацию прав, представлении документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя и порядок ее фиксирования
13.1. Информацию о документах, подлежащих передаче физическими и юридическими лицами другим физическим и юридическим лицам, при представлении документов на государственную регистрацию прав, представлении документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя нотариус устанавливает из предъявляемого(ых) заявителем подлинника(ов) передаваемого(ых) документа(ов).
13.2. При передаче электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, информацию о проверке квалифицированной электронной подписи и принадлежности ее лицу, от которого исходят электронные документы, на соответствие Федеральному закону "Об электронной подписи", нотариус устанавливает средствами ЕИС или иных программ, отвечающих требованиям нормативных актов в области информационной безопасности, в том числе Федерального законодательства об электронной подписи. Информация о лице, которому передаются электронные документы и его адресе, способе передачи устанавливается нотариусом со слов заявителя и фиксируется в протоколе фиксирования, который подписывается нотариусом и заявителем.
13.3. Информация о документах, подлежащих передаче физическими и юридическими лицами другим физическим и юридическим лицам фиксируется их копиями, которые остаются в делах нотариуса.
13.4. Информация о документах, принятых для государственной регистрации прав фиксируется распиской нотариуса в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства.
13.5. Информация о документах, принятых для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя фиксируется в виде сканированных образов указанных документов с подтверждением заявителем соответствия сканированных образов документов представленным оригиналам в протоколе фиксирования, который подписывается нотариусом и заявителем.
14. Объем информации при принятии документов на хранение и порядок ее фиксирования
14.1. Информация о составе передаваемых на хранение документов устанавливается нотариусом лично и непосредственно и фиксируется в описи документов.
14.2. Информация о приеме документов без описи устанавливается нотариусом из обращения (со слов) заявителя и фиксируется в его заявлении, которое остается в делах нотариуса.
14.2. Информацию, предусмотренную пунктом 14.1. Регламента нотариус фиксирует путем приобщения описи к свидетельству о принятии документов на хранение, а если документы переданы в запечатанном конверте путем указания об этом в свидетельстве.
15. Объем информации при выдаче дубликатов и порядок ее фиксирования
15.1. Информацию о надлежащем статусе заявителя нотариус устанавливает из подлинника экземпляра нотариального удостоверенного документа, хранящегося в архиве нотариуса, документов, подтверждающих его личность, полномочия, правопреемство.
15.2. При обращении для получения дубликата завещания, нотариус устанавливает дополнительную информацию о смерти завещателя из представленного документа органа ЗАГС и/или по сведениям Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
15.3. При обращении для получения дубликата договора, на основании которого построены или приобретены прежним собственником здание, строение, нотариус устанавливает дополнительную информацию о принадлежности указанного имущества заявителю по сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
15.4. Информация, предусмотренная пунктами 15.1 - 15.3 Регламента, фиксируется в реестре для регистрации нотариальных действий ЕИС.
16. Объем информации, необходимой при совершении прочих нотариальных действий и порядок ее фиксирования
16.1. Для совершения нотариальных действий по свидетельствованию и удостоверению бесспорных фактов, в том числе:
верности копии;
равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;
подлинности подписи;
верности перевода;
подлинности подписи переводчика;
времени предъявления документа;
нахождения гражданина в живых;
нахождения гражданина в определенном месте;
сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
Информацию о наличии соответствующего факта нотариус устанавливает лично и непосредственно и фиксирует в тексте удостоверительной надписи или свидетельства.
16.2. При удостоверении равнозначности документа изготовленного нотариусом на бумажном носителе, представленному нотариусу электронному документу, информация о принадлежности квалифицированной электронной подписи лицу, от которого исходит электронный документ и положительной проверке подписи на соответствие Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" устанавливается нотариусом средствами ЕИС или иных программ, отвечающих требованиям нормативных актов в области информационной безопасности, в том числе Федерального законодательства об электронной подписи. Информация о проверке и принадлежности квалифицированной электронной подписи фиксируется нотариусом в удостоверительной надписи.
16.3. Информация о способе выдачи заявителю изготовленного нотариусом электронного документа, при удостоверении его равнозначности представленному нотариусу документу на бумажном носителе, устанавливается нотариусом со слов заявителя. Указанная информация фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС.
16.4. При свидетельствовании подлинности подписи переводчика, информацию о статусе переводчика нотариус устанавливает из документа, выданного образовательной организацией высшего образования, подтверждающего знания соответствующего языка, и фиксирует ее в реестре регистрации нотариальных действий или в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС. Информация о статусе переводчика может быть получена из заявления лица - носителя иностранного языка и документа об образовании, полученного на территории соответствующего государства. Информация о переводе, выполненном носителем иностранного языка, фиксируется в тексте перевода перед подписью переводчика, информация о полученном образовании на территории соответствующего государства фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий или в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС.
16.5. При обеспечении доказательств информацию о заинтересованных лицах, основаниях невозможности или затруднения представления доказательств в суде или административном органе, об отсутствии определенности в составе участников дела, а также о наличии обстоятельств, в результате которых обеспечение доказательств не терпит отлагательства, нотариус устанавливает из объяснений заявителя. Указанная информация фиксируется в соответствующем письменном заявлении или в протоколе допроса свидетеля, протоколе осмотра письменных и вещественных доказательств, постановлении о назначении экспертизы.
16.6. При обращении представителя юридического лица для совершения прочих нотариальных действий информацию о полномочиях заявителя нотариус устанавливает в объеме, предусмотренном пунктами 4.1.5 - 4.1.10, 4.1.12 Регламента и фиксирует ее в порядке, предусмотренном разделом 4.3 Регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется регламентировать установление нотариусами объема информации, необходимой для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
Согласно проекту нотариус устанавливает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение. Так, устанавливается личность и дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, правоспособность юрлица, представителей, иных участников нотариального действия; воля лица на совершение нотариального действия; соответствие представленных документов установленным требованиям и т.д.
Источниками информации являются, в частности, документы госорганов, решения судов, должностных лиц, нотариусов, документы, исходящие от юр- и физлиц, сведения из госреестров, федеральных ресурсов, госрегистров. Документы представляются нотариусу на бумажном носителе/в электронной форме.
Если нотариус не может самостоятельно получить, а лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не предоставляет информацию, в совершении нотариального действия должно быть отказано. При этом нотариус самостоятельно получает информацию из ЕГРН, ЕГРЮЛ.
Полученная информация вносится в реестр регистрации нотариальных действий, в текст нотариально оформленного документа, закрепляется в протоколе фиксирования и т.д. Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации.
Определяется объем информации по каждому виду нотариального действия.