Проект Федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации, касающихся применения прямоточных систем технического водоснабжения тепловыми и атомными электрическими станциями"
(подготовлен Минэнерго России 03.07.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики
Статья 1
Внести в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6441; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2013, N 19, ст. 2314; N 43, ст. 5452; 2014, N 26, ст. 3387; 2015, N 1, ст. 11, 12) следующие изменения:
а) после слов "технического водоснабжения" дополнить словами ", кроме прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций,";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций осуществляется в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса и требованиями законодательства в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования применения прямоточных систем технического водоснабжения на строящихся и реконструируемых объектах тепловой и атомной электроэнергетики.
В соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается.
Указанный запрет оказывает негативное воздействие на технические и экологические показатели для вновь проектируемых и реконструируемых тепловых и атомных электрических станций и ведет к значительным необоснованным экономическим затратам хозяйствующих субъектов электроэнергетики. Прямоточные системы технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций широко и применяются во всем мире.
Комплексный анализ применяемых систем технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций показывает, что прямоточные системы технического водоснабжения имеют ряд преимуществ в области энергосбережения, экологии и экономики по сравнению с прочими системами технического водоснабжения (например, оборотными системами технического водоснабжения с градирнями с естественной и механической тягой, гибридными системами технического водоснабжения, воздушными конденсаторами). В Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям "Промышленные системы охлаждения" (утвержден приказом Росстандарта России от 15.12.2016 N 1882), справочнике наилучших доступных технологий в области промышленных систем охлаждения ("Reference Document on the application of Best Available Techniques to Industrial Cooling Systems, European Commission, 2001"), разработанном в соответствии со статьей 16 (2) Директивы Европейского Совета 96/61/EC 24.09.1996 "О комплексной системе предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды" (Council Directive 96/61/EC on integrated pollution prevention and control) прямоточные системы технического водоснабжения признаны наилучшими доступными технологиями, имеющим более высокие технико-экономические и экологические показатели функционирования.
Основная часть воды, забираемой тепловыми и атомными электрическими станциям, используется в системах охлаждения для конденсации пара (до 100 кг на конденсацию 1 кг пара).
Выбор типа системы охлаждения производится на основе технико-экономического расчета в зависимости от технологических требований к температуре охлажденной воды, климатических условий, района расположения, условий площадки строительства.
Снабжение конденсаторов паровых турбин охлаждающей водой может производиться от различных источников. Различают три основных типа системы водоснабжения: прямоточная, оборотная с водохранилищами-охладителями, оборотная с градирнями.
Наиболее эффективной и экономичной является система прямоточного водоснабжения. Источником воды при такой системе обычно является река, море или озеро. Вода из водоема циркуляционным насосом прокачивается через конденсатор и сбрасывается обратно в водоем.
Сравнение среднегодовых показателей работы паротурбинных установок, работающих на сверхкритических параметрах пара показывает, что для тепловых электростанций с прямоточной системой технического водоснабжения температура охлаждающей воды и вакуум составили соответственно 9-18 оС и 95,1-97,0 %, а для ТЭС с оборотной системой охлаждения - 16-26 оС и 88,3-93,1 %.
Около 90 % забираемой из природных источников воды служит охладителем основного и вспомогательного оборудования электростанций. В системе охлаждения отсутствует контакт забранной воды с загрязняющими веществами. Паровое пространство конденсатора находится под разрежением и, в случае нарушения его герметичности, охлаждающая вода будет попадать в конденсатор, а не наоборот.
При этом не происходит расходования (изъятия) ресурсов водного объекта, так как после использования в технологическом цикле электростанции почти вся вода (потери составляют 0,5-1,0 %) возвращается в водный объект без изменения ее гидрохимических и экологических характеристик.
Исключение составляет так называемое тепловое загрязнение. Температура теплообменных вод прямоточных систем технического водоснабжения энергообъектов регламентируется требованиям приказа Минприроды России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы". Для обеспечения соответствия данным требованиям на объектах электроэнергетики при необходимости применяются различные водоохладители: пруды, брызгальные установки и т.д.
Кроме того, данная проблема также актуальна и для атомных электростанций (далее - АЭС). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.139 раздела "Конечный поглотитель и связанные с ним системы теплопередачи" руководства по безопасности "Проектирование системы теплоносителя реактора и связанных с ней систем атомных электростанций" N NS-G-1.9 Международного агентства по атомной энергии, прямоточные системы технического водоснабжения обеспечивают долговременное и надёжное наличие конечного поглотителя тепла, не теряющего своей охлаждающей способности.
Прямоточные системы технического водоснабжения применяются на более чем 74% энергоблоков АЭС мира, в том числе на АЭС "Фламанвиль" во Франции, АЭС "Тяньвань" в Китае, АЭС "Ловииза" в Финляндии.
Разница в стоимости строительства прямоточных систем технического водоснабжения и оборотного водоснабжения с использованием различного типа башенных испарителей по оценкам АО "Концерн Росэнергоатом" составляет для каждого атомного энергоблока от 2,5 до 3 млрд. руб.
Законопроектом предлагается снять запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для объектов тепловой и атомной электроэнергетики. При этом с целью исключения риска попадания экологически опасных веществ через циркуляционную воду в водный объект к качеству сбрасываемых вод предъявляются требования по соответствию гидрохимического состава нормативам допустимого воздействия, разработанным в установленном порядке.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с федеральным законом "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.