Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации "Об использовании атомной энергии""
(подготовлен Минприроды России 07.07.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (далее - Законопроект) разработан в целях уточнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и регламентации функционирования территориальных подсистем Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем (далее - ЕГАСМРО).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ).
Внесение указанных изменений обусловлено тем, что статьи 11 и 21 Федерального закона N 170-ФЗ не предусматривают участие исполнительных органов субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ведению ЕГАСМРО.
Вместе с тем статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 7-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации также предоставлены полномочия по участию в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
При этом государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (часть 3 статьи 63.1. Федерального закона N 7-ФЗ), следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны иметь законодательно закрепленные полномочия по его осуществлению, что не предусмотрено Федеральным законом N 170-ФЗ.
Таким образом, отсутствие в Федеральном законе N 170-ФЗ прямого указания на участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и функционирование территориальных систем ЕГАСМРО не согласуется с порядком осуществления государственного мониторинга окружающей среды и созданной к настоящему времени субъектами Российской Федерации инфраструктуре (на данный период субъектами Российской Федерации уже созданы 18 территориальных подсистем ЕГАСМРО, данные о радиационной обстановке с которых представляются в главный информационно-аналитический центр ЕГАСМРО).
В связи с изложенным, необходимо внести изменения в Федеральный закон N 170-ФЗ, направленные на предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по добровольному участию в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации с правом формирования территориальных подсистем ЕГАСМРО.
Реализация субъектам Российской Федерации указанных полномочий должна осуществляться в порядке, установленном Правилами организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории российской федерации и ее функциональных подсистем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 639 "О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации", с учетом внесения в них соответствующих изменений.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанное полномочие и предоставляемое право формирования и обеспечения функционирования территориальных подсистем ЕГАСМРО не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Принятие постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.