Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 03.07.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) предусматривает внесение изменений:
в Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879;
в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее соответственно - Правила, подпрограмма), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Проект постановления подготовлен в целях:
1) выполнения подпункта "а" пункта 2 раздела III Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2016 г. N 143, а также пунктов 16 и 19 раздела II плана-графика внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в части исключения истребования справок о составе семьи и аналогичных документов, одобренного пунктом 2 раздела III Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 апреля 2017 г. N 144. При этом учтено, что согласно письму Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 июня 2017 г. N 26/16928, в базовый информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вносятся сведения об указанном регистрационном учете только начиная с 1 января 2015 года;
2) совершенствования отдельных механизмов регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее - социальная выплата) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат);
3) приведения терминологии Положения и Правил в соответствие с терминологией, используемой в актах большей юридической силы.
В целях совершенствования отдельных механизмов регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается внесение следующих изменений в Положение в части:
1) уточнения перечня документов, представляемых гражданами для подтверждения их права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", установления перечня документов, которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) запрашивают самостоятельно, а также исключения случаев истребования у граждан заверенных копий документов для исключения затрат граждан на нотариальные услуги;
2) изменения срока принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) решения о постановке гражданина на учет в связи с необходимостью направления ими запроса документов, подтверждающих право гражданина на получение социальной выплаты, с учетом того, что срок представления некоторых из таких документов законодательно не установлен (срок принятия решения устанавливается по аналогии со сроком, установленным частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации для принятия органом местного самоуправления решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма).
3) приведения в соответствие с нормами Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" основания для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с приобретением (строительством) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;
4) исключения излишних сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также установления единого срока представления сведений о количестве граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение социальной выплаты;
5) приведения пункта 6 и приложения N 1 к Положению в соответствие с нормами Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
В целях совершенствования отдельных механизмов выпуска и реализации сертификатов, предусматривается внесение следующих изменений в Правила в части:
1) ограничения права на получение сертификата гражданами категории "Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица", получившими единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой жилого помещения (жилых помещений).
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Такие меры социальной поддержки, как единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилых помещений (которая по своей сути является возмездным отчуждением жилого помещения в муниципальную собственность за счет средств федерального бюджета) и предоставление социальных выплат для приобретения жилых помещений посредством института государственных жилых сертификатов применяются к одинаковым категориям граждан (категории, указанные в пунктах 6 и 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1), имеют одинаковые условия предоставления (в случае переезда (эвакуации) на новое место жительства в связи с утратой возможности проживать в жилых помещениях, которые находятся в населенных пунктах, отнесенных в результате радиационного загрязнения местности к зонам отчуждения, отселения и зоне проживания с правом на отселение) и реализуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (соответственно постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869 и от 21 марта 2006 г. N 153) за счет средств федерального бюджета. Как следствие, указанные оба механизма оказания государственной финансовой поддержки гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф, имеют одинаковый правовой статус - компенсация гражданам за утраченное в результате чернобыльской катастрофы жилье - в форме выплаты единовременной денежной компенсации либо в форме предоставления государственного жилищного сертификата в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, введение ограничения в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета для граждан, получивших единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой жилых помещений, направлено на избежание возникновения отношений в связи с неосновательным обогащением граждан и позволит создать необходимую нормативную базу для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для инвентаризации сводных списков граждан - участников подпрограммы на предмет исключения из них граждан, которые уже ранее получили компенсацию материального ущерба в связи с утратой жилых помещений, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869;
2) предоставления права на получение сертификата с учетом жилых помещений, занимаемых гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи по договору социального найма (по аналогии с пунктом 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76);
3) дополнения перечня документов, представляемых гражданами-пенсионерами, выезжающими (выехавшими) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, справкой о времени нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для учета указанного срока при определении норматива предоставления социальных выплат;
4) определения порядка, формы и сроков представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы сведений о гражданах, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году - для подготовки проекта распределения социальных выплат между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном методикой распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 433. Срок представления указанных сведений устанавливается исходя из требований подпункта "в" пункта 26 Положения о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства России от 29 декабря 2007 г. N 1010;
5) исключения требования о представлении органами исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы заявок на выпуск сертификатов на основании графика выпуска и распределения сертификатов, как не соответствующего фактической ситуации (например, графиком выпуска и распределения в 2016 году сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 156-р, выпуск сертификатов был запланирован на февраль 2016 г., графиком выпуска и распределения в 2017 году сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 января 2017 г. N 25-р, выпуск сертификатов был запланирован на январь 2017 г., то есть за месяц до месяца выпуска сертификатов, установленного графиком, органы исполнительной власти заявку на выпуск сертификатов представить не могли);
6) установления нормы, что государственный заказчик подпрограммы ежеквартально издает приказ о выдаче бланков сертификатов, сумма социальных выплат по которым не должна превышать остаток неиспользованных средств в отношении соответствующей категории граждан - участников подпрограммы без разбивки по годам выпуска сертификатов (за исключением средств социальных выплат, предусмотренных на выпуск сертификатов в текущем финансовом году, приказ о выдаче бланков сертификатов в рамках которого государственный заказчик подпрограммы издает отдельно) - в целях более эффективного использования выделенных бюджетных средств путем суммирования остатков средств социальных выплат, которые не позволяют выдать один сертификат, по всем годам выпуска сертификатов;
7) установления понятия, что необходимо считать фактом приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты - в целях исключения спорных ситуаций, в том числе связанных с определением даты исполнения обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность;
8) установления порядка закрытия договора банковского счета в случае смерти (гибели) владельца сертификата;
9) расширения возможностей приобретения жилых помещений владельцами сертификата путем установления положений:
возможности приобретения с использованием ипотечного кредита не на всех членов семьи владельца сертификата при условии представления в банк нотариально заверенного обязательства переоформить приобретенное с использованием социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения (аналогичная норма установлена пунктом 43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренных приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, и подпунктом "г" пункта 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862). Введение предлагаемой нормы связано с тем, что банки, в основном, не предоставляют ипотечные кредиты в случае, если под залог подпадают жилые помещения, находящиеся в собственности несовершеннолетних детей либо недееспособных граждан;
возможности приобретения жилого помещения совместно с гражданами, не включёнными в сертификат, при условии, что доля в праве общей собственности на приобретенное жилое помещение, приходящаяся на владельца сертификата и членов его семьи, указанных в сертификате, должна быть не менее доли средств социальной выплаты в стоимости приобретаемого жилого помещения. Данное положение особенно актуально для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, которым необходим уход, в связи с чем они желают приобрести жилое помещение совместно с родственниками;
10) уточнения порядка формирования списка граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в целях учета прав граждан на внеочередное получение сертификата при распределении социальных выплат между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (изменения в приложение N 2 к Правилам).
Внесение изменений в Положения и Правила не потребует признания утратившими силу, а также изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом постановления, поскольку его реализация не окажет влияние на доходы или расходы федерального или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.