Проект Приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Следственного комитета РФ, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФТС России "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования"
(подготовлен МВД России 03.07.2017 г.)
В целях установления порядка взаимодействия правоохранительных органов с органами, осуществляющими полномочия в области лесных отношений, в частности с контрольно-надзорными органами, при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, в том числе совершенных организованными группами, осуществляющими нелегальную заготовку древесины и ее транспортировку за рубеж,
приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителей руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителей руководителя Федеральной таможенной службы по направлениям деятельности.
Приказ направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную таможенную службу для доведения его содержания до сведения работников (сотрудников).
Министр внутренних дел |
В.А. Колокольцев |
Председатель |
А.И. Бастрыкин |
Руководитель |
А.Г. Сидоров |
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Министр Российской Федерации |
В.А. Пучков |
Руководитель Федерального агентства |
И.В. Валентик |
Руководитель Федеральной |
В.И. Булавин |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России,
Следственного комитета Российской Федерации, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФТС России
от ____________ N __________________
Инструкция
о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования
I. Порядок взаимодействия правоохранительных органов и органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, контрольно-надзорных органов, в том числе в ходе обмена информацией при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, а также при рассмотрении сообщений о таких преступлениях
1. Органы, осуществляющие полномочия в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (Рослесхоз, Росприроднадзор и их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений), взаимодействуют по следующим направлениям:
1.1. Обеспечивают незамедлительное оповещение (нарочным, телефонограммой или иным способом) соответствующих органов внутренних дел Российской Федерации, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации о выявленных нарушениях лесного законодательства (о незаконной рубке лесных насаждений, приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины, об уничтожении или о повреждении лесных насаждений в результате поджога или неосторожного обращения с огнем, иными источниками повышенной опасности, общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия).
1.2. Не позднее чем в 3-дневный срок со дня выявления нарушений лесного законодательства либо правил пожарной безопасности в лесах, в том числе по результатам проведения проверки информации, полученной при помощи аэрокосмических съемок и других видов фиксации информации, направляют сообщения о преступлении с материалами в органы внутренних дел Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенные органы Российской Федерации для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством по фактам:
приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ);
незаконных рубок лесных насаждений (статья 260 УК РФ);
уничтожения или повреждения лесных насаждений (статья 261 УК РФ);
контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (лесоматериалов) (статья 226.1 УК РФ).
1.3. Во взаимодействии с правоохранительными органами ежеквартально проводят сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений.
1.4. В органы внутренних дел Российской Федерации передают сообщения о преступлениях по фактам:
а) приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 191.1 УК РФ);
б) незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан (статья 260 УК РФ);
в) уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (часть 3 статьи 261 УК РФ), а также если они причинили крупный ущерб (часть 4 статьи 261 УК РФ).
1.5. В органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы передают сообщения о преступлениях по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также если эти преступления причинили крупный ущерб (части 1 и 2 статьи 261 УК РФ).
1.6. В таможенные органы Российской Федерации направляют сообщения о преступлениях по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (лесоматериалов) (статья 226.1 УК РФ).
1.7. В следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации с учетом правил подследственности, регламентированных статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), направляют сообщения о преступлениях, совершенных должностными лицами в сфере лесопользования, в том числе коррупционной направленности, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), с их превышением (статья 286 УК РФ), получением взятки (статья 290 УК РФ), служебным подлогом (статья 292 УК РФ), неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе (статья 293 УК РФ), и о других преступлениях, а также сообщения о фактах хищения и нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых для восстановления лесных насаждений и на развитие соответствующей инфраструктуры.
При этом не допускается одновременное направление и рассмотрение сообщений о преступлениях по одним и тем же обстоятельствам несколькими правоохранительными органами.
1.8. Направляют в правоохранительные органы с сопроводительным письмом материалы, предусмотренные пунктом 1.2 настоящей Инструкции, которые должны содержать:
заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на лесной участок, а также иные права пользования, сведения о категории земель, на которых обнаружена незаконная рубка;
данные о нарушителе, об обстоятельствах нарушения лесного законодательства (лесные пожары и (или) незаконные рубки лесных насаждений и др.);
акт о лесонарушении или лесном пожаре, содержащий сведения о месте, времени и об обстоятельствах нарушения (лесного пожара);
копии донесения летчика-наблюдателя, обнаружившего пожар или иное нарушение лесного законодательства, а также составленных им карт, схем визуального наблюдения, фото-, аэро- и видеосъемки;
справку о расчете причиненного ущерба, содержащую ссылки на методику исчисления размера ущерба и таксы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами*(1);
заявление о признании представителя органа, уполномоченного в области лесных отношений, гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба), доверенность на должностное лицо, которое будет представлять интересы уполномоченного органа;
сведения о лицах и об организациях, осуществляющих или осуществлявших в течение одного года до установления факта нарушения заготовку древесины в районе обнаружения незаконной рубки леса;
письменное объяснение нарушителя, в случае его установления, по существу совершенных действий;
письменные объяснения лиц, принимавших участие в обнаружении и задержании нарушителей;
справку (выписку из лесного реестра) о целевом назначении и категории защитности леса, в котором совершено правонарушение;
справку о том, что лесонарушителю разрешительные документы на рубку леса не выдавались;
заверенные копии разрешительных документов (в случае рубки сверх разрешенного количества, до или после установленных сроков, не на том участке или за его границами, не тех пород, отпускаемых диаметров, отличающихся от указанных в разрешительных документах, не подлежащих рубке);
заверенные копии документов, определяющих круг полномочий должностного лица органа федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах;
сведения об объемах (куб. метры) незаконно вырубленной нарушителем древесины (ведомость перечета и перевода пней от незаконно срубленных деревьев) с указанием ее свойств (деловая, дровяная), а также подроста и молодняка с обозначением его свойств (жизнеспособный и нежизнеспособный);
выкопировку из лесоустроительного планшета, схемы плана лесонасаждений участка незаконной рубки или лесного пожара;
заверенную копию таксационного описания участка незаконной рубки или лесного пожара;
справку о приеме на хранение изъятых у нарушителя предметов, в том числе незаконно заготовленной древесины, и месте их хранения;
сведения о возмещении нарушителем причиненного ущерба.
1.9. Направляют акт о лесонарушении или лесном пожаре в лесах на землях обороны и безопасности при отсутствии признаков преступления в органы военной прокуратуры.
1.10. Незамедлительно информируют органы прокуратуры Российской Федерации о принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления незаконных правовых актов или совершении действий, нарушающих федеральное лесное законодательство, в том числе о:
принятии решений, повлекших незаконную рубку лесных насаждений;
необоснованном переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий;
нарушениях установленного порядка выдачи разрешений (лицензий) на пользование недрами (при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых) и т. д.
Незамедлительно сообщают в органы прокуратуры Российской Федерации о случаях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах в данной сфере, изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
1.11. В случае истребования следователем или органом дознания дополнительных материалов организуют их своевременное представление, дают информацию по вопросам, входящим в компетенцию, по требованию следователя (дознавателя) обеспечивают участие должностного лица в выезде сотрудников правоохранительных органов на место происшествия, а также при производстве следственных и иных процессуальных действий.
2. Должностные лица органов МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:
2.1. При получении сообщения о преступлении, совершенном в сфере лесопользования, в установленные законом сроки проводят его проверку с соблюдением требований подследственности и принимают соответствующее решение в порядке статей 144 и 145 УПК РФ.
2.2. О принятом по материалам проверки сообщения о преступлении процессуальном решении уведомляют руководство органа, уполномоченного в области лесных отношений, в порядке, предусмотренном статьями 145, 146 и 148 УПК РФ.
2.3. Во взаимодействии с уполномоченными органами в области лесных отношений, в том числе с контрольно-надзорными органами, ежеквартально проводят сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений.
2.4. В зависимости от подследственности, определенной статьей 151 УПК РФ, принимают меры по проверке причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
2.5. При необходимости истребуют в уполномоченном органе в области лесных отношений, в том числе в контрольно-надзорном органе, дополнительные материалы, а также иную информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
2.6. При отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях лица административного правонарушения в 3-дневный срок направляют материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
2.7. При необходимости привлекают к осмотру места происшествия должностное лицо органа, уполномоченного в области лесных отношений, в качестве специалиста.
2.8. При проведении осмотра места происшествия принимают исчерпывающие меры по сбору вещественных доказательств, при этом в обязательном порядке изымают части стволов и спилов, что позволит впоследствии произвести оценку дерева на предмет жизнеспособности в момент его отделения от корня, а также провести необходимые для расследования экспертизы и исследования.
2.9. В ходе расследования уголовного дела особое значение придают установлению конкретного места совершения преступления (с указанием географических данных о его расположении), характеристики леса как природного объекта определенной категории, а также размера причиненного ущерба.
2.10. При принятии решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, в том числе в порядке статьи 28 УПК РФ, уделяют внимание обстоятельствам, свидетельствующим о возмещении причиненного преступлением ущерба или иным способом заглаживании вреда от преступления, в том числе с учетом положений раздела III настоящей Инструкции.
3. При наличии процессуальных оснований из уголовного дела, возбужденного и расследуемого по статье 226.1 УК РФ, следователь (дознаватель) выделяет материалы для установления законности рубок вывозимого за пределы Российской Федерации лесоматериала, которые направляются для процессуальной проверки в орган внутренних дел Российской Федерации (по соответствующему субъекту Российской Федерации).
4. Таможенные органы Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 226.1 УК РФ, проводят исключительно неотложные следственные действия, после завершения которых уголовные дела передаются надзирающему транспортному прокурору для последующего направления в органы внутренних дел Российской Федерации для организации расследования.
5. Руководители органов внутренних дел Российской Федерации обеспечивают:
5.1. Направление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для охраны и обеспечения общественного порядка на место происшествия по факту лесного пожара, угрожающего населенному пункту и (или) особо важной и режимной организации.
5.2. Выезд на место происшествия следственно-оперативных групп в составе следователя (дознавателя), эксперта-криминалиста, сотрудников полиции, специалистов уполномоченного органа в области лесных отношений, а также представителя органа дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (по согласованию) во всех случаях (с учетом правил подследственности):
а) уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия;
б) незаконных рубок, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.
5.3. Совместно с уполномоченными органами в области лесных отношений и органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проводят разъяснительную работу среди населения по предупреждению лесных пожаров, незаконных порубок, самовольного захвата участков лесного фонда, повреждения лесов сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам.
6. Руководители территориальных подразделений МЧС России по субъектам Российской Федерации обеспечивают:
6.1. Выезд на место происшествия следственно-оперативных групп в составе дознавателя органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, специалистов уполномоченного органа в области лесных отношений, сотрудников полиции, а также эксперта-криминалиста органов внутренних дел (по согласованию) и специалистов (экспертов) судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (по согласованию) в связи с уничтожением или повреждением лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
6.2. Осмотр мест происшествия по факту уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью.
6.3. Участие сотрудников органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:
а) в следственных группах, создаваемых для расследования уголовных дел о лесных пожарах;
б) в сборах (занятиях), организуемых органами внутренних дел, по тактике и методике проведения неотложных следственных действий на местах лесных пожаров.
II. Прокурорский надзор за исполнением законов при взаимодействии правоохранительных органов и органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования
7. Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, прокуроры других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:
7.1. Принимают необходимые меры по обеспечению системного надзора за исполнением законов в процессе организации и осуществления взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования, обращая особое внимание на полноту предварительного расследования, качественный сбор и закрепление доказательств, установление виновного лица, своевременное принятие следователем (дознавателем) мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке статей 115 и 160.1 УПК РФ, на полноту принятых мер по установлению причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации.
7.2. В целях обеспечения соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, совершенных в сфере лесопользования, ежемесячно производят сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и органов предварительного следствия с учетной документацией, а также с поступившими из Рослесхоза, Росприроднадзора, их территориальных подразделений и иных уполномоченных органов документами и сведениями, указывающими на противоправный характер деяний.
7.3. Проводят проверку соответствия федеральному законодательству изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, в том числе на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.
7.4. Мерами прокурорского реагирования, в том числе путем вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, обеспечивают направление материалов уполномоченным органам для привлечения виновных лиц к административной ответственности при отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя административного правонарушения. В случае обнаружения нарушений, содержащих признаки преступления, выносят в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
7.5. В каждом случае дают оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, в том числе при подготовке представлений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.
7.6. При изучении материалов уголовного дела в порядке статей 221, 226 и 226.8 УПК РФ обращают внимание на принятие правоохранительными органами исчерпывающих мер по возмещению вреда, причиненного государству вследствие нарушения лесного законодательства; в случаях, если не были заявлены гражданские иски, самостоятельно предъявляют гражданский иск в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей Инструкции.
7.7. По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной по поступившему в порядке пункта 1.10 настоящей Инструкции сообщению от органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), информируют о принятых мерах инициатора обращения в установленный срок.
III. Меры по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями
8. Органами предварительного расследования после возбуждения уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, и последующему наложению ареста на него в порядке статей 115 и 160.1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением в сфере лесопользования, и исполнения приговора в части гражданского иска. В необходимых случаях подразделениям
органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, направляются обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.
9. Орудия, оборудование и иные средства совершения преступлений в сфере лесопользования должны признаваться вещественными доказательствами, а также должны устанавливаться их собственники, что впоследствии позволит судам принять законное и обоснованное решение относительно вещественных доказательств, в том числе и об их конфискации.
10. В случае незаявления гражданских исков о возмещении вреда, причиненного государству вследствие нарушения лесного законодательства, прокуроры самостоятельно предъявляют гражданский иск согласно нормам статьи 44 и части 6 статьи 246 УПК РФ. Если возможности возмещения вреда в рамках уголовного преследования исчерпаны, рассматривают вопрос о предъявлении соответствующего иска в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
11. Если ущерб, причиненный преступлением в сфере лесопользования, не возмещен, а гражданский иск не заявлен, несмотря на имеющиеся основания, государственные обвинители в срок, достаточный для предъявления гражданского иска на стадии судебного следствия, информируют прокурора, имеющего право на предъявление гражданского иска.
12. В необходимых случаях государственные обвинители ходатайствуют перед судом о предоставлении времени для подготовки гражданского иска и обоснования своей позиции по нему.
13. При установлении фактов непринятия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска государственными обвинителями заявляется ходатайство о вынесении судом частных постановлений (определений).
-------------------------------------------
*(1) Справка о расчете причиненного ущерба вследствие лесного пожара составляется уполномоченными органами в области лесных отношений в течение 5 дней с момента ликвидации лесного пожара.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования.
Предусматривается взаимодействие правоохранительных органов и органов, реализующих полномочия в области лесных отношений, контрольно-надзорных органов в ходе обмена информацией при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, а также при рассмотрении сообщений о таких преступлениях.
Регулируются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов. Закрепляются положения о принятии мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями.