Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.17 Электромонтажник-наладчик"
(подготовлен Минобрнауки России 05.07.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), а также в целях реализации пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2625) приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.17 Электромонтажник-наладчик.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 08.01.17 ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК-НАЛАДЧИК
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 08.01.17 Электромонтажник-наладчик (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 16 Строительство и ЖКХ.
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной форме обучения
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(1).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 5 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
электромонтажник-наладчик.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл |
не менее 972 |
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из квалификации квалифицированного рабочего, служащего, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1 Монтаж и наладка распределительных устройств и вторичных цепей.
ПК 1.1. Производить подготовительные работы.
ПК 1.2. Выполнять различные типы соединительных электропроводок.
ПК 1.3. Устанавливать и подключать распределительные устройства.
ПК 1.4. Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей.
ПК 1.5. Проверять качество и надежность монтажа распределительных устройств и вторичных цепей.
ПК 1.6. Производить наладку распределительных устройств и вторичных цепей.
3.4.2 Монтаж и наладка электрических схем
ПК 2.1. Выполнять подготовительные электротехнические работы с применением специальных средств и приспособлений.
ПК 2.2. Выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы.
ПК 2.3. Выполнять монтаж электрических схем.
ПК 2.4. Выполнять наладку электрических схем
3.4.3. Монтаж и наладка силовых сетей и электрооборудования
ПК 3.1. Производить подготовку и организацию монтажа силового электрооборудования.
ПК 3.2. Устанавливать и подключать различное силовое электрооборудование.
ПК 3.3. Прокладывать силовые электропроводки различных видов.
ПК 3.4. Производить монтаж заземления и заземляющих устройств.
ПК 3.5. Осуществлять контроль качества монтажных работ.
ПК 3.6. Производить наладку силового электрооборудования.
3.4.4. Монтаж и наладка кабельных сетей
ПК 4.1. Прокладывать кабельные линии различных видов.
ПК 4.2. Производить ремонт кабелей.
ПК 4.3. Проверять качество выполненных работ.
ПК 4.4. Производить наладку кабельных сетей
3.4.5. Монтаж и наладка осветительных электропроводок и оборудования.
ПК 5.1. Монтаж и наладка осветительных электропроводок и оборудования.
ПК 5.2. Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах).
ПК 5.3. Устанавливать светильники всех видов, различные электроустановочные изделия и аппараты.
ПК 5.4. Контролировать качество выполненных работ.
ПК 5.5. Производить наладку осветительных сетей и оборудования.
ПК 6..2. Проведение пусконаладочных работ и испытаний электрооборудования.
3.4.8. Монтаж и наладка электрических машин.
ПК 8.1. Производить монтаж электрических машин.
ПК 8.2. Производить испытания и пробный пуск.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, предусмотренных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к ФГОС СПО по профессии
08.01.17 Электромонтажник-наладчик
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.17 Электромонтажник-наладчик
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
16.108 |
Профессиональный стандарт "Электромонтажник" Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2017 года N 50н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45498) |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по профессии
08.01.17 Электромонтажник-наладчик
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.17 Электромонтажник-наладчик
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Монтаж и наладка распределительных устройств и вторичных цепей. |
знать: состав и содержание технической документации на производство электромонтажных работ; типы проводов и кабелей, используемых при монтаже вторичных цепей, технологию выполнения монтажа электропроводок вторичных цепей различными способами; требования к выполнению монтажа вторичных цепей; типы и конструкцию, технологию монтажа распределительных устройств, техническую документацию для производства электромонтажных работ; условные обозначения элементов вторичных цепей на электрических принципиальных и монтажных схемах; общие требования к установке приборов и аппаратов вторичных цепей; типы, устройство и принцип действия приборов и аппаратов вторичных цепей, технологию монтажа приборов и аппаратов вторичных цепей; методику настройки и регулировки устройств защиты и автоматики; критерии оценки качества электромонтажных работ; порядок сдачи-приемки распределительных устройств и вторичных цепей; объем и нормы приемо-сдаточных испытаний; состав и оформление приемо-сдаточных документов; типовые неисправности электрических проводок, распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей; методы обнаружения неисправных приборов и аппаратов; типы и методику применения контрольно-измерительных приборов; правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем; правила техники безопасности при монтаже распределительных устройств и вторичных цепей уметь: использовать техническую документацию на подготовку и производство электромонтажных работ; производить работы по монтажу электропроводок вторичных цепей различными способами; пользоваться проектной документацией; составлять простые электрические принципиальные и монтажные схемы; использовать индустриальные методы монтажа вторичных цепей; пользоваться инструментом для электромонтажных работ; производить установку и крепление распределительных устройств, производить электрическое подключение распределительных устройств; использовать при монтаже электрические принципиальные и монтажные схемы, другую проектную документацию; использовать при монтаже инструменты, механизмы и приспособления; производить настройку и регулировку устройств защиты и автоматики; оценивать качество электромонтажных работ и надежность контактных соединений; производить приемо-сдаточные испытания монтажа вторичных цепей и распределительных устройств; пользоваться приборами для измерения параметров электрических цепей; устанавливать причину неисправности распределительных устройств и вторичных цепей; производить демонтаж неисправных участков цепей, оборудования, приборов и аппаратов; производить несложный ремонт элементов распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей; пользоваться при ремонте электрическими принципиальными и монтажными схемами; иметь практический опыт: выполнения внутри- и межблочных соединительных электропроводок различных тиров; участия в установке и подключении щитов, шкафов, ящиков, вводных и осветительных коробок для шинопроводов и другого аналогичного оборудования; установки и подключения приборов и аппаратов дистанционного, автоматического управления, устройств сигнализации, релейной защиты и автоматики, электроизмерительных приборов, приборов и аппаратов регулирования и контроля; участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа вторичных устройств, измерении параметров и оценке качества монтажных работ и надежности контактных соединений; демонтажа и несложного ремонта распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей |
Монтаж и наладка электрических схем |
знать: панели: виды, назначение, конструктивное исполнение, применение; типы, назначение цепей схем на панелях: установочные приборы и аппаратура: разновидности, назначение, принципы действия, особенности размещения на фасадной стороне панелей, способы компоновки с монтажной стороны панелей; монтаж приборов и аппаратов на панелях: основные операции, способы их проведения, последовательность работ, используемые приспособления, коммутация, виды вспомогательных изделий и деталей, методы контроля качества; монтаж схем на панелях: основные операции, их классификация, содержание, требования к проведению, последовательность выполнения, основные приемы, используемое оборудование, инструменты, приспособления, применяемые проводники, электромонтажные изделия и детали, требования к организации и безопасности работ, способы контроля качества; назначение, типы, конструкции, исполнение, основные элементы, назначение блоков, схемы, чертежи общего вида, применение щитовых устройств; виды, назначение, принцип действия, способы размещения приборов и аппаратуры щитовых устройств; различия, способы установки шкафных и панельных щитов; монтаж приборов и аппаратуры в щитовых устройствах: основные операции, их содержание, требования к проведению, последовательность выполнения, основные приемы, рекомендуемые расстояния для установки аппаратуры, коммутация, используемое оборудование, инструменты, приспособления, требования к организации и безопасности работ; монтаж схем в щитовых устройствах: способы, правила и порядок выполнения, методы контроля, применяемые устройства, требования к организации и безопасности работ; пульты: назначение, типы, конструктивное исполнение, область применения, полезную площадь размещения аппаратуры на пульте и в пульте, чертежи общего вида, схемы; мнемонические схемы: виды, назначение, область применения, способы изображения отдельных агрегатов; монтаж приборов и аппаратуры на пульте: основные операции, последовательность их выполнения, способы крепления, рекомендуемые расстояния для установки, коммутации; монтаж схем в пультах: виды операций, способы их выполнения, порядок, марки проводников, методы контроля, применяемое оборудование, оснастку, требования к организации и безопасности работ, техническую документацию; шкафы: виды, конструкции, схемы, назначение основных элементов, способы обслуживания, встраиваемое оборудование, технологию монтажных работ; монтажные операции при массовом производстве панелей, щитков, шкафов: виды, содержание работ, порядок выполнения, используемое оборудование, оснастку, организацию работ, требования по безопасности, методы контроля, техническую документацию; распределительные устройства напряжением до 1000 В: разновидности, классификация, назначение, устройство, комплектацию, схемы, технические данные, характеристики работы; монтаж схем в распределительных устройствах: виды подготовительных операций, методы их проведения; содержание основных работ, последовательность выполнения, основные требования, применяемое оборудование, инструменты и приспособления, методы контроля, требования к организации и безопасности работ; проектную и приемо-сдаточную техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже схем в распределительных устройствах; электрооборудование: классификацию, разновидности, применение, устройство, принципы работы, конструкции, обозначение на электрических схемах; монтаж схем в электротехническом оборудовании: основные требования к выполнению, порядок проведения, способы присоединения проводов к устройствам, используемые материалы и изделия, применяемые инструменты и приспособления, методы контроля правильности монтажа схем, условия безопасности труда; виды, назначение, порядок использования при монтаже схем в электрооборудовании проектной и приемо-сдаточной технической документации; назначение, виды, системы электрического освещения; классификацию, разновидности, основные параметры и применение электрических источников света; осветительную арматуру, функции, устройство, способы крепления к лампам; классификацию, назначение, конструкции и применение электроустановочных устройств; монтаж осветительной арматуры в щитовых устройствах, пультах, шкафах: основные этапы, содержание работ, их последовательность, порядок включения в общую схему, применяемые инструменты и приспособления, способы контроля, требования к организации и безопасности работ; типовые изделия для монтажа светильников: виды, назначение, способы их установки и крепления; монтаж электроустановочных устройств: виды монтажных операций, способы их выполнения, основные правила, нормы и указания, применяемые инструменты и приспособления, методы контроля правильности монтажа, требования к безопасности работ; техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже электрического освещения; защитные заземления: назначение, разновидности, способы выполнения, основные элементы, конструкции и материалы заземляющих устройств, виды естественных заземляющих проводников, допустимое сопротивление заземления; монтаж заземляющих устройств: основные операции, их последовательность, схемы, виды соединений элементов заземляющих устройств, способы заземления частей электроустановок и распределительных устройств, правила устройства электроустановок, применяемое оборудование и инструменты, методы контроля качества проводок заземления, требования к организации и безопасности работ; техническую документацию: виды, назначение, порядок использования при монтаже заземления. уметь: выполнять основные электромонтажные операции: контролировать качество выполняемых работ; определять дефекты и неисправности оборудования и схем; иметь практический опыт: выполнении технологических операций по монтажу схем на панелях, в щитовых устройствах, в пультах, на двери и крышки шкафов; выполнении технологических операций по монтажу силовой цепи в распределительных секциях; выполнении технологических операций по монтажу схем в электротехническом оборудовании; выполнении работ по монтажу электрического освещения, электроустановочных устройств. заземляющих устройств |
Монтаж и наладка силовых сетей и электрооборудования |
знать: состав и содержание технической документации на проведение электромонтажных работ; основные типы и правила использования подъемно-транспортных механизмов и такелажного оборудования; критерии, параметры и методы оценки готовности оборудования к монтажу; способы установки, регулировки положения и закрепления силового электрооборудования; механизмы передач крутящего момента и их устройство; руководящие технические материалы и типовые технологические процессы монтажа силового оборудования; нормокомплект механизмов, приспособлений и инструментов для монтажа электрооборудования; критерии оценки качества электромонтажных работ; предельные значения параметров силовой сети, обеспечивающие ее нормальное функционирование; порядок сдачи-приемки силового электрооборудования; объем и нормы приемо-сдаточных испытаний; состав и оформление приемо-сдаточной документации; приборы для измерения качественных характеристик монтажа силового оборудования; устройство и принцип действия силового оборудования; типовые неисправности силового оборудования; правила и технологию демонтажа силового оборудования; порядок испытания оборудования после ремонта; порядок сдачи в эксплуатацию оборудования после ремонта; монтажные схемы и чертежи оборудования; измерительные приборы; инструменты и приспособления для ремонтных работ; технику безопасности при монтаже силового электрооборудования способы, правила и технологию прокладки силовых электропроводок различных видов; назначение и свойства материалов, используемых при монтаже электропроводок; технологию монтажа шинопроводов и троллеев; устройство воздушных линий электропередач и технологию их монтажа; методы расчета параметров электрических цепей; методы и технические средства обнаружения мест повреждения силовой электропроводки; правила и технологию демонтажа поврежденного участка силовой электропроводки; технологию ремонта силовой электропроводки; методы и технические средства испытаний силовой электропроводки; методы и технические средства измерения электрических характеристик силовой электропроводки; нормативные значения параметров силовой электропроводки; назначение и устройство систем заземления и зануления; требования правил устройства электроустановок по заземлению или занулению; схемы контуров заземлений, требования правил устройства электроустановок на прокладку магистралей заземления и зануления; способы крепления элементов заземления; технологию соединения элементов заземляющих устройств электросваркой и термитной сваркой; оборудование и приспособления для электросварки и термитной сварки; методы и средства контроля параметров цепей заземления и зануления; технику безопасности при монтаже силовых электропроводок состав проектной документации; условные обозначения элементов электрических принципиальных схем, схем соединений и подключений; технологию выполнения монтажа электропроводок вторичных цепей различными способами; требования к выполнению монтажа электропроводок вторичных цепей; правила выполнения электрических чертежей и схем; типы и конструкцию распределительных устройств; технологию монтажа распределительных устройств; техническую документацию для производства электромонтажных работ; технологию монтажа заземляющих устройств; основные типы и правила использования подъемно-транспортных механизмов и такелажного оборудования; способы установки, регулировки положения и закрепления распределительных устройств; нормокомплект механизмов, приспособлений и инструментов для монтажных работ; руководящие технические материалы; типовые карты технологического процесса монтажа оборудования; условные обозначения элементов вторичных цепей на электрических принципиальных и монтажных схемах; общие требования к установке приборов и аппаратов вторичных цепей; типы, устройство и принцип действия приборов и аппаратов вторичных цепей; технологию монтажа приборов и аппаратов вторичных цепей; методику настройки и регулировки устройств защиты и автоматики; измерительные и испытательные приборы, типичные неисправности распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей; методы обнаружения неисправностей распределительных устройств и вторичных цепей; конструкцию распределительных устройств, устройство и принцип действия приборов и аппаратов вторичных цепей; правила и технологию демонтажа распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей; инструменты и распределительных устройств и вторичных цепей уметь: производить подготовку силового электрооборудования к монтажу; производить обработку проводов и кабелей для подсоединения к оборудованию; устанавливать, выверять и регулировать положение, закреплять оборудование на месте монтажа; выполнять механическое соединение валов двигателей с ведомыми механизмами; выполнять подключение кабелей и проводов к силовому оборудованию; пользоваться руководящими техническими материалами и типовыми картами технологических процессов монтажа силового оборудования; выполнять заземление силового оборудования; использовать подъемно-транспортные механизмы и такелажное оборудование; оценивать качество электромонтажных работ; производить приемо-сдаточные испытания монтажа силового электрооборудования; производить сдачу электроустановок в эксплуатацию после монтажа; производить измерения параметров качества монтажа; пользоваться приборами для измерения качественных характеристик монтажа силового электрооборудования; устанавливать характер неисправности оборудования и его вероятную причину; производить несложный ремонт силового оборудования; производить демонтаж неисправного оборудования; производить испытания оборудования после ремонта и сдачу его в эксплуатацию; использовать монтажные схемы и чертежи оборудования; пользоваться измерительными приборами при поиске неисправности; укладывать кабели напряжением до 35 кВ в различных сооружениях и устройствах; производить работы по монтажу проводных силовых сетей различными способами; пользоваться специальным инструментом и приспособлениями для монтажа силовых электропроводок; производить монтаж шинопроводов и троллеев; производить выбор типа силовой электропроводки по условиям работы; производить заземление элементов силовой электропроводки; производить расчет сечений проводов и жил кабелей; обнаруживать место повреждения силовых электропроводок, демонтировать поврежденный участок силовой электропроводки; производить замену поврежденного участка силовой электропроводки; производить испытания силовой электропроводки после ремонта; измерять электрические характеристики силовой электропроводки; производить ремонт несложных повреждений силовой проводки; использовать для ремонта силовой проводки инструменты и приспособления; использовать электрические принципиальные и монтажные схемы; производить работы по монтажу заземлителей; производить работы по монтажу наружного контура заземления и заземляющих проводников; производить работы по прокладке внутренней заземляющей сети; производить заземление или зануление электроустановок и их частей; осуществлять контроль качества заземляющих устройств; оценивать качество электромонтажных работ; производить сдачу силовой сети в эксплуатацию после монтажа; производить измерения параметров электропроводки, характеризующих ее качество и надежность; использовать измерительные и испытательные приборы; производить работы по монтажу электропроводок вторичных цепей различными способами; пользоваться проектной документацией; составлять простые электрические принципиальные и монтажные схемы; использовать электрические принципиальные и монтажные схемы, схемы подключений; пользоваться инструментами, приспособлениями и механизмами для электромонтажных работ; использовать подъемно-транспортные механизмы и такелажное оборудование; устанавливать, выверять и регулировать положение, закреплять распределительные устройства; пользоваться руководящими техническими материалами и типовыми картами технологического процесса монтажа оборудования; производить монтаж заземляющих устройств; выполнять работы по монтажу приборов и аппаратов вторичных цепей; осуществлять настройку и регулировку устройств защиты и автоматики; производить расчет параметров и выбор аппаратов защиты; оценивать качество электромонтажных работ; производить приемо-сдаточные испытания монтажа силовой электропроводки; производить сдачу силовой сети в эксплуатацию после монтажа; производить измерения параметров электропроводки, характеризующих ее качество и надежность; использовать измерительные и испытательные приборы; устанавливать причину неисправности распределительных устройств; обнаруживать неисправные приборы и аппараты вторичных цепей; производить несложный ремонт распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей; производить демонтаж распределительных устройств, неисправных приборов и аппаратов вторичных цепей; пользоваться инструментами и приспособлениями при ремонтных и демонтажных работах; использовать подъемно-транспортные механизмы и такелажное оборудование; иметь практический опыт: участии в организации монтажа силового электрооборудования, производстве заготовительных и подготовительных работ; участии в установке и подключении силовых трансформаторов, комплектных трансформаторных подстанций, коммутационных аппаратов, токоограничивающих и грозозащитных аппаратов, измерительных трансформаторов, асинхронных двигателей, другого силового оборудования; участии в приемо-сдаточных испытаниях монтажа силового оборудования, измерении параметров и оценке качества монтажа силового электрооборудования; демонтажа и несложного ремонта различного силового электрооборудования; выполнении монтажа проводных, кабельных, воздушных линий электропередач различными способами в различных сооружениях и устройствах; обнаружении, демонтажа и ремонта поврежденных участков силовой электропроводки различных типов; заглублении в грунт заземлителей, монтаже внешних и внутренних контуров заземления, заземляющих проводников, измерении электрических характеристик заземляющих устройств; участии в приемо-сдаточных испытаниях монтажа силовой электропроводки, измерении параметров и оценке качества монтажных работ; участии в организации монтажа распределительных устройств, производстве заготовительных и подготовительных работ; выполнении внутри- и межблочных электропроводок различных типов; участии в установке и подключении вводно-распределительных устройств, щитов, шкафов, пультов, ящиков, вводных и ответвительных коробок для шинопроводов и другого аналогичного оборудования; установке и подключения приборов и аппаратов дистанционного, автоматического управления, устройств сигнализации, релейной защиты и автоматики, электроизмерительных приборов и аппаратов регулирования и контроля; участии в приемо-сдаточных испытаниях монтажа распределительных устройств, измерении параметров и оценке качества монтажных работ; демонтаже и несложного ремонта различного оборудования распределительных устройств, приборов и аппаратов вторичных цепей |
Монтажи наладка кабельных сетей |
знать: технологию прокладки кабельных линий различных видов; назначение и правила использования инструментов и приспособлений для производства кабельных работ; назначение и свойства материалов, используемых при монтаже кабельных линий; технологию монтажа осветительных шинопроводов; методы и технические средства обнаружения мест повреждения кабеля; правила и технологию демонтажа поврежденного участка кабеля, критерии оценки качества монтажа кабельной линии; методы и технические средства испытаний кабеля; методы и технические средства измерения электрических характеристик кабеля; нормативные значения параметров кабеля; состав и порядок оформления документации на приемку кабельной линии после монтажа; правила техники безопасности при монтаже кабельных линий уметь: укладывать кабели напряжением до 1 кВ в различных сооружениях и условиях; выполнять соединение кабелей; производить монтаж осветительных шинопроводов; производить выбор типа кабеля по условиям работы; использовать электромонтажные схемы; обнаруживать место повреждения кабеля; демонтировать поврежденный участок кабеля и производить его замену; пользоваться приборами для обнаружения мест повреждения кабеля; пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонта кабеля; иметь практический опыт : прокладывания кабельных линий в земляных траншеях, воздухе, каналах, блоках, туннелях, по внутренним и наружным поверхностям строительных конструкций, по эстакадам, на лотках и тросах; обнаружения, демонтажа и ремонта поврежденных участков кабельной линии; участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа кабельной линии, измерении параметров и оценки качества монтажных работ |
Монтаж и наладка осветительных электропроводок и оборудования |
знать: типы электропроводок и технологию их выполнения; схемы управления электрическим освещением; организацию освещения жилых, административных и общественных зданий; устройство, правила зарядки и установки светильников всех видов; способы крепления и правила подключения электроустановочных изделий, других приборов и аппаратов; типы источников света, их характеристики; типы осветительных электроустановочных изделий, приборов и аппаратов, их устройство и характеристики; правила заземления и зануления осветительных приборов; критерии оценки качества электромонтажных работ; приборы для измерения параметров электрической сети; порядок сдачи-приемки осветительной сети; типичные неисправности осветительной сети и оборудования; методы и технические средства нахождения места повреждения электропроводки; правила чтения электрических принципиальных и монтажных схем; правила техники безопасности при монтаже осветительных электропроводок и оборудования уметь: составлять несложные многолинейные схемы осветительной сети; прокладывать временные осветительные проводки; производить расчет сечений проводов, других параметров электрических цепей; производить измерение параметров электрических цепей; использовать электрические принципиальные и монтажные схемы; подсоединять и крепить светильники с источниками света различных типов; производить крепление и монтаж установочных, электроустановочных изделий, различных приборов и аппаратов; производить расчет и выбор устройств защиты; производить заземление и зануление осветительных приборов; производить сдачу осветительной сети в эксплуатацию после монтажа; пользоваться приборами для измерения параметров осветительной сети; находить место повреждения электропроводки; определять неисправные электроустановочные изделия, приборы и аппараты; производить демонтаж, несложный ремонт элементов осветительной сети и оборудования, либо их замену; пользоваться приборами, инструментами и приспособлениями; иметь практический опыт: выполнения открытых электропроводок на изолированных опорах, непосредственно по строительным конструкциям, на лотках, на струнах; выполнения скрытых электропроводок в трубах, под штукатуркой, в каналах, в коробах; установки светильников с лампами накаливания, газоразрядных источников света, патронов, выключателей и переключателей, розеток, предохранителей, автоматических выключателей, светорегуляторов и других электроустановочных изделий и аппаратов; участия в приемо-сдаточных испытаниях монтажа осветительной сети, измерении параметров и оценке качества монтажа осветительного оборудования; демонтажа и несложного ремонта осветительной сети, светильников, электроустановочных изделий и аппаратов |
Монтаж и наладка электрических машин |
знать: классификацию и исполнение электрических машин; конструктивные особенности электрических машин; особенности упаковки и транспортирования электрических машин, отгружаемых в собранном виде; приемку и хранение электрических машин на складе технологическую последовательность выполнения работ по монтажу машин постоянного тока; технологическую последовательность выполнения работ по монтажу синхронных машин; технологическую последовательность выполнения работ по монтажу асинхронных машин; безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении монтажа электрических машин уметь: изучать техническую документацию, передаваемую заказчиком (паспорта машин, подлежащих монтажу, техническое описание с инструкцией по монтажу и эксплуатации, сборочные заводские чертежи, спецификации и комплектовочные - отправочные ведомости, инструкцию по сборке машин, поступающих в разобранном виде, привязочные чертежи на установку машин, разработанные проектной организацией применительно к данному конкретному объекту); выявлять способы крепления электрических машин к фундаментам и методы сочленения валов машин между собой, а также с технологическими механизмами по установочным чертежам заводов-изготовителей или другой технической документацией; проводить выбор совместно с представителями заказчика площадки для разгрузки и подготовки к монтажу поставляемых машин, оснащение ее необходимыми принадлежностями и приспособлениями для такелажных работ; выбирать инструменты, приспособления и механизмы, применяемые при выполнении монтажа электрических машин; читать монтажные схемы электрических машин; иметь практический опыт: выполнения ревизии электрических машин; разбивки осей, проверки и приемки фундаментов под монтаж электрических машин; монтажа машин постоянного тока; монтажа синхронных машин; монтажа асинхронных машин |
-------------------------------------------
*(1) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.