Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Правил отбора Министерством сельского хозяйства Российской Федерации банков, с которыми агент заключает кредитные договоры" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в соответствии с пунктом 15 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003, а также в целях отбора Минсельхозом России банков, с которыми агент заключает кредитные договоры для осуществления финансирования проведения государственных закупочных интервенций, направленных на приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Проектом акта предлагается утвердить Правила отбора Минсельхозом России банков, с которыми агент заключает кредитные договоры для осуществления финансирования проведения государственных закупочных интервенций, направленных на приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - проект Правила отбора) и определить функции Минсельхоза России и комиссии при проведении отбора, требования к банкам-участникам отбора, порядок формирования комиссии и проведения ее заседаний, порядок размещения (публикации) объявления о проведении отбора и принятия решения об отказе от проведения отбора, порядок подготовки письменных разъяснений положений объявления, порядок подачи заявки, порядок вскрытия конвертов с заявками, порядок рассмотрения заявок, порядок определения победителя отбора и порядок заключения кредитного договора с банком-кредитором.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 1 декабря 2016 г. по 14 декабря 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 1 марта 2017 г. по 29 марта 2017 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/59727 (ID проекта: 02/08/12-16/00059727). По информации разработчика, замечания и предложения на этапах публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта, текста проекта акта и сводного отчета не поступали.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 5 по 16 мая 2017 г. были проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. По результатам публичных консультаций были получены положительный отзыв от ПАО "Сбербанк", а также замечания и предложения от КБ "Кубань Кредит" ООО, АО "Акционерный Банк "РОССИЯ", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ПАО "Совкомбанк", "Банк СОЮЗ" (АО), Российского союза промышленников и предпринимателей, АО "Россельхозбанк" и АО "АЛЬФА-БАНК". Представленные указанными участниками публичных консультаций замечания и предложения в целом учтены при подготовке настоящего заключения. Позиции, не учтенные в настоящем заключении, приведены в прилагаемой сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, их учесть при доработке проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по результатам проведения анализа положений проекта акта и с учетом результатов дополнительных публичных консультаций по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Подпунктом "а" пункта 7 проекта Правил отбора в качестве одного из требований к банкам для участия в отборе предлагается установить требование о наличии генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 26 проекта Правил отбора сведения о генеральной лицензии должны быть указаны банком в заявке на участие в отборе, а нотариально заверенная копия данной лицензии согласно подпункту 2 пункта 29 проекта Правил отбора должна быть приложена к указанной заявке.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающим в силу с 1 июня 2017 г., (далее - Федеральный закон N 92-ФЗ) внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1).
Указанными изменениями вводятся понятия банков с универсальной лицензией, то есть банков, имеющих право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона N 395-1, и банков с базовой лицензией, то есть банков, имеющих право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона N 395-1, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 92-ФЗ лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции с денежными средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте и выданная до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняет силу до момента получения банком новой лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, исходя из указанных выше положений проекта Правил отбора, начиная с 1 июня 2017 г. вновь создаваемые банки или получающие новую (универсальную или базовую) лицензию, будут лишены возможности принимать участие в данном отборе, что является ущемлением их законных прав на участие в отборе.
В этой связи считаем необходимым привести все положения проекта акта, содержащие требование о представлении только генеральной лицензии, в соответствие Федеральному закону N 395-1 (в редакции Федерального закона N 92-ФЗ).
2. Подпунктом "б" пункта 7 проекта Правил отбора устанавливается требование к банкам-кредиторам - ненахождение их в стадии реорганизации и ликвидации.
По мнению участников публичных консультаций, указанное требование может привести к невозможности участия банков в случае проведения ими любых реорганизаций, в том числе осуществляемых в рамках обычной банковской деятельности (например, в случае необходимости проведения реорганизации кредитных организаций в форме присоединения к ним других кредитных организаций, в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом N 395-1).
В этой связи считаем необходимым либо исключить указанное требование, либо уточнить, что кредитная организация не находится в стадии реорганизации, осуществляемой в качестве меры по предупреждению банкротства, и ликвидации.
3. Подпунктом "ж" пункта 7 проекта Правил отбора разработчиком устанавливается требование о соответствии банка-кредитора абзацу 5 статьи 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), который, в свою очередь, содержит ссылку на Методику определения системно значимых кредитных организаций, утвержденную Банком России от 22 июля 2015 г. N 3737-У.
По мнению участников публичных консультаций и Минэкономразвития России, устанавливаемый указанной нормой Федерального закона N 86-ФЗ порядок определения системно значимых кредитных организаций не может рассматриваться в качестве требования для отбора банков-кредиторов.
Кроме того, следует отметить, что согласно данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации в перечень системно значимых кредитных организаций по состоянию на 30 сентября 2016 г. входит 10 банков, на долю которых приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора*(1).
Таким образом, установление предлагаемого проектом акта требования является по сути административным барьером, ограничивающим круг участников отбора только системно значимыми кредитными организациями, к которым еще дополнительно предъявляются избыточные требования к показателям их деятельности.
По мнению участников публичных консультаций, положительный эффект от утверждения Правил отбора фактически нивелируется искусственным ограничением конкуренции на рынке финансовых услуг, что может также оказать негативное влияние и на развитие всей отрасли сельского хозяйства Российской Федерации.
В этой связи считаем, что подпункт "ж" пункта 7 и иные положения проекта Правил отбора, содержащие аналогичные требования, необходимо исключить.
4. Подпунктом "з" пункта 7 проекта Правил отбора в качестве одного из требований к банкам предлагается установить требование о наличии опыта осуществления кредитования организаций под залог сельскохозяйственной продукции в объеме не менее 2-х кратного размера объема сельскохозяйственной продукции, в отношении которой планируется проведение государственных закупочных интервенций, за последние 5 лет.
По мнению участников публичных консультаций, данное требование является необоснованным, поскольку отсутствуют критерии, а также порядок определения и подтверждения наличия требуемого опыта. В этих условиях целесообразно установить критерии, определяющие потенциальные возможности предоставления кредитных ресурсов в необходимом объеме, подтвержденном показателями (нормативами) финансовой устойчивости банка-кредитора, устанавливаемыми Банком России в соответствии со статьей 62 Федерального закона N 86-ФЗ.
В связи с изложенным указанное положение проекта Правил отбора нуждается в доработке.
5. Подпунктом "и" пункта 7 проекта Правил отбора устанавливается требование о возможности присутствия банка на месте закладки сельскохозяйственной продукции в интервенционный фонд и оформления документов по ее залогу не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации.
При этом проект акта не содержит толкования используемых в данном пункте проекта Правил отбора терминов "присутствие банка" и "оформление документов по залогу на месте закладки сельскохозяйственной продукции в интервенционный фонд".
Также следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003 организация хранения запасов интервенционного фонда является обязанностью определенного в соответствии с государственным контрактом агента, а не банка-кредитора. Таким образом, необходимость в "присутствии" банка-кредитора в месте закладки сельскохозяйственной продукции в интервенционный фонд отсутствует.
По мнению участников публичных консультаций, для большинства кредитных организаций, в том числе региональных, указанное требование нецелесообразно, поскольку заключение договора о залоге и направление по электронным каналам связи уведомления о возникновении залога в Единую информационную систему нотариата в принципе не предполагает обязательного "присутствия" залогодателя в месте нахождения заложенного имущества.
Кроме того разработчиком не представлены обоснования предлагаемого количества субъектов Российской Федерации, а также не определено на территории каких субъектов Российской Федерации необходимо присутствие банка.
Если на территории любых субъектов Российской Федерации, то необходимо отметить, что не все субъекты Российской Федерации осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, предусматриваемой условиями отбора банков-кредиторов.
В этой связи считаем необходимым либо исключить указанное требование, как заведомо невыполнимое для большинства кредитных организаций, либо его конкретизировать, в том числе в части используемой терминологии.
6. Пунктом 29 проекта Правил отбора устанавливаются перечень документов, требуемых при подаче заявок банками-кредиторами для участия в отборе.
По мнению Минэкономразвития России, устанавливаемое подпунктом 3 пункта 29 проекта Правил отбора требование об обязательном представлении кредитными организациями выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) является излишним, поскольку информация, содержащаяся в указанном документе, может быть получена Минсельхозом России в Федеральной налоговой службе, являющейся в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В этой связи считаем необходимым либо исключить из проекта Правил отбора требование по представлению указанного документа, либо дополнить проект Правил отбора положениями, предусматривающими возможность получения Минсельхозом России указанной информации посредством СМЭВ.
7. Кроме того подпунктом 6 пункта 29 проекта Правил отбора устанавливается требование по представлению документа, подтверждающего отсутствие в отношении банков-кредиторов действующей меры воздействия, примененной Центральным банком Российской Федерации за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ.
Вместе с тем, по мнению участников публичных консультаций, данное требование является невыполнимым на практике, поскольку в проекте Правил отбора отсутствует указание на конкретные сведения, которые должны в указанном документе содержаться, а также не определена форма такого документа. Учитывая, что на Банк России законодательством Российской Федерации не возложена обязанность выдавать такой документ, при выполнении банком-кредитором указанного требования могут возникнуть дополнительные временные затраты на его реализацию, что может способствовать снижению возможности своевременной подачи заявки на участие в отборе.
В связи с вышеизложенным считаем, что подпункт 6 пункта 29 Правил отбора нуждается в доработке.
8. Пунктом 72 проекта Правил отбора устанавливаются требования к проекту кредитного договора с банком-кредитором.
Подпунктом "б" пункта 72 проекта Правил отбора в качестве одного из условий кредитного договора устанавливается возможность погашения (возврата) кредита за счет денежных средств, полученных агентом в результате реализации (продажи) закупленной сельскохозяйственной продукции (запасов интервенционного фонда). Однако указанным условием не учитываются возможные последствия нереализации указанной продукции. Кроме того, установление подобного механизма возврата кредита ставит исполнение обязательств заемщика в зависимость от неопределенной экономической конъюнктуры и противоречит основополагающему принципу кредитования - возвратности.
В этих условиях считаем, что данное условие нуждается в уточнении.
9. Подпунктом "в" пункта 72 проекта Правил отбора в проекте кредитного договора устанавливается возможность продления сроков выплаты процентов по кредитному договору в случае непредоставления (несвоевременного предоставления) или недоведения (несвоевременного доведения) главным распорядителем бюджетных средств агенту в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по кредитному договору, на срок не более 9 месяцев, на тех же условиях, по которым заключен кредитный договор.
По мнению участников публичных консультаций, указанное условие необходимо исключить, поскольку в случае несвоевременной уплаты процентов потребуется реструктуризация задолженности, что приведет к снижению критерия качества обслуживания долга заемщика и повлечет за собой необходимость создания резервов в соответствии с Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России от 26 марта 2004 г. N 254-П, и как следствие, приведет к увеличению затрат банка в целом. Также следует отметить, что отсрочка уплаты процентов несет дополнительные расходы кредитной организации по фондированию.
10. Подпунктом "г" пункта 72 проекта Правил отбора установлено условие о снижении процентной ставки по кредитному договору, прямо пропорциональном снижению ключевой ставки, установленной Банком России.
Вместе с тем следует отметить, что разработчиком в проекте Правил отбора не учтена возможность не только снижения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки, но и ее повышения в связи с изменением финансово-экономических условий.
Таким образом, последствия возможного повышения ключевой ставки остаются неурегулированными для кредитных организаций, так как в указанном пункте у банков-кредиторов отсутствуют права на соответствующее повышение процентной ставки по кредиту.
На основании изложенного считаем целесообразным подпункт "г" пункта 72 проекта Правил отбора изложить в следующей редакции: "изменение процентной ставки по кредитному договору прямо пропорционально изменению ключевой ставки, установленной Банком России;".
11. Подпунктами "е" и "ж" пункта 72 проекта Правил отбора устанавливается соответственно отлагательное условие по корпоративному одобрению получения кредита и всех его условий со стороны агента, составляющее не более 150 календарных дней, с даты заключения кредитного договора и право банка-кредитора требовать досрочного возврата кредита в случае непредставления в установленный срок информации о решении агента о корпоративном одобрении получения кредита и всех его условий.
Помимо того, что предлагаемый срок (150 календарных дней), по мнению участников публичных консультаций, является чрезмерным, не определенными являются и последствия неодобрения получения кредита.
Кроме того, право требования досрочного возврата кредита разработчиком не связывается с условием неполучения корпоративного одобрения, а ставится под условие получения банком-кредитором информации о решении агента о корпоративном одобрении. Также не определены последствия получения банком-кредитором недостоверной информации об одобрении.
По мнению участников публичных консультаций, разработчиком также не проработаны риски невозврата кредита, возникающие при значительном ухудшении финансового состояния и (или) при наступлении структурных изменений, не позволяющих исполнять функции агента, а также чрезвычайных ситуаций, повлекших полную утрату запасов интервенционного фонда.
В этой связи считаем, что подпункты "е" и "ж" пункта 72 проекта Правил отбора нуждаются в доработке.
12. Подпунктом "к" пункта 72 проекта Правил отбора устанавливается, что в проекте кредитного договора должен быть предусмотрен совокупный размер ответственности (штрафы, пени) по кредитному договору, который не может превышать 1/365 ключевой ставки, установленной Банком России.
Вместе с тем следует отметить, что установление предела совокупного размера ответственности по штрафам и пеням может повлечь риски недополучения банком-кредитором денежных средств для покрытия понесенных затрат, что, в свою очередь, приведет к образованию убытков, причиненных неисполнением заемщиком обязательств по кредитному договору.
Кроме того, проектом Правил отбора не установлен период за который должна начисляться неустойка в указанном размере (за каждый день, месяц, год). Таким образом, определение совокупного размера ответственности (штрафы, пени) по кредитному договору без указания периода кредитования некорректно, поскольку при установлении указанного предела ответственности условия договора о применении ответственности в виде штрафов и пеней позволяет безнаказанно нарушать условия заемщиком обязательств по договору.
В связи с изложенным считаем, что указанное положение проекта Правил отбора нуждается в уточнении.
13. Пунктом 76 Правил отбора предусмотрено право Минсельхоза России направить банку-кредитору, перестающему соответствовать требованиям, установленным пунктом 7 проекта Правил отбора, требование о расторжении кредитного договора в одностороннем порядке.
В соответствии с положениями статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации право требовать изменения или расторжения договора имеет сторона этого договора в определенных договором или законом случаях. Учитывая, что договор заключается между банком-кредитором и агентом, Минсельхоз России не является его стороной и не вправе предъявлять банку-кредитору подобное требование. Кроме того, не урегулированы последствия предъявления подобного требования, в том числе в части определения порядка и сроков возврата кредитных средств.
В этих условиях указанное положение проекта Правил отбора нуждается в уточнении.
14. Следует отметить, что проектом Правил отбора определяются не только последовательность, но и сроки осуществления тех или иных процедур, необходимых для участия кредитных организаций в указанном отборе. При этом в проекте Правил отбора устанавливаются различные порядки исчисления сроков проведения процедур (в рабочих днях, календарных днях, банковских днях и просто днях).
В этих условиях останется не ясным для каких целей разработчиком предлагается использовать в одном проекте акта различные порядки исчисления сроков.
По мнению Минэкономразвития России, в отношении всех предусмотренных проектом Правил отбора процедур целесообразно установить сроки, исчисляемые в рабочих днях, что позволит минимизировать риски невозможности их своевременного осуществления в связи с тем, что все участники процедуры отбора ведут свою деятельность в соответствии с производственным календарем, а также в тех случаях, когда окончание устанавливаемых проектом Правил отбора сроков приходится на праздничные дни.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия представленной редакции проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, а также позиции субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минсельхоза России
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений представителей предпринимательского сообщества по проекту приказа Минсельхоза России "Об утверждении Правил отбора Министерством сельского хозяйства Российской Федерации банков, с которыми агент заключает кредитные договоры"
N |
Замечания и (или) предложения |
Субъекты предпринимательской и иной деятельности |
1 |
В данном проекте акта содержатся положения, ограничивающие возможность участвовать в отборе таких региональных банков, как КБ "Кубань Кредит": Так как требованиям, изложенным в проекте акта, смогут соответствовать не все региональные банки, агенты по закупкам будут вынуждены обращаться в крупные банки. В связи с этим у агента могут возникнуть риски, связанные с длительным сроком рассмотрения кредитной заявки. Кроме того, для отработки всех процедур взаимодействия необходим переходный период. |
КБ "Кубань Кредит" ООО |
2 |
Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно. А именно: - подпункт з) п. 7 Раздела III. Неясность критерия, порядка его определения и подтверждения. Также следует отметить установления высокого "порога отсечения" для большинства банков: - Подпункт ж) п. 7 Раздела III - соответствие банка-кредитора абзацу 5 статьи 57 Закона о Центральном банке. Статус системно значимой кредитной организации. АО "АБ "РОССИЯ" данным статусом не обладает. |
АО "Акционерный Банк "РОССИЯ" |
3 |
Часть требований к участникам отбора в текущей редакции Правил могут создать предпосылки для ограничения конкуренции при отборе банков, а также доступа новых участников рынка кредитования сельхозпроизводителей к участию в финансировании государственных закупочных интервенций (подпункты ж) и з)). |
ПАО "Совкомбанк" |
4 |
В случае принятия данного проекта акта могут возникнуть следующие риски и негативные последствия для бизнеса: - Установление критерия наличия собственных средств (капитала) банка-кредитора, размер которых не может быть менее 4-х кратного размера объема финансирования, предусмотренного на проведение государственных закупочных интервенций, направленных на приобретение сельскохозяйственной продукции (подп. "г)" п. 7 Правил), также носит дискриминационный характер. Полагаем, что установление требований к участникам отбора должно зависеть не от размера собственных средств банка-кредитора, а от соблюдения им обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Полагаем, что соблюдение указанных нормативов и отсутствие примененных Банком России действующих мер воздействия за их нарушение является достаточным показателем финансовой устойчивости банка-кредитора. Кроме того, соотношение размера собственных средств (капитала) банка-кредитора с общим объемом финансирования для проведения государственных закупочных интервенций в принципе не является обоснованным. Установление указанных требований в пунктах 1-3 настоящего раздела требований к участникам отбора может рассматриваться как один из признаков ограничения конкуренции (п. 17 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции"). Кроме того, установление в отношении банка-кредитора подобных ограничений не соответствует природе кредитных отношений, в которых личность кредитора после предоставления кредита уже не имеет значения для должника. |
Банк СОЮЗ (АО) |
5 |
Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике, а именно: - Установленная положением подпункта "ж)" пункта 72 Правил обязанность агента осуществлять расчеты, связанные с проведением закупочных интервенций, через расчетные счета агента, открытые у банка-кредитора поставлено под условие наличия у агента открытого в банке-кредиторе счета. Указанное условие фактически ставит возможность исполнения данной обязанности агента в зависимость от его усмотрения. Требование об обязательном открытии агентом счета в банке-кредиторе Правилами не предусмотрены. - См. подпункт 4 пункта 6 таблицы замечаний в части информации о рисках и негативных последствиях при использовании терминов "присутствие банка" и "место оформления документов по залогу". |
Банк СОЮЗ (АО) |
6 |
Комиссия РСПП предлагает в подпункте 5 пункта 17 Правил отбора закрепить порядок определения эффективной процентной ставки и установить требование к ее предельному уровню. Также комиссия РСПП считает целесообразным внести в текст Правил следующие изменения: - подпункт "д" пункта 7 изложить в следующей редакции: "д) срок деятельности не менее 5 лет с даты получения лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковский операций"; - подпункт "г" пункта 72 зафиксировать в следующем виде: "г) право Заемщика на снижение процентной ставки по кредитному договору на величину снижения в период действия кредитного договора ключевой ставки, установленной Банком России"; - подпункт "к" пункта 72 изложить в предлагаемой редакции: "к) совокупный размер ответственности (штрафы, пени) по кредитному договору не может превышать 1/365 ключевой ставки, установленной Банком России в день". |
Российский союз промышленников и предпринимателей |
7 |
1. Пункт 3 Правил отбора необходимо скорректировать с учётом того, что в период проведения отбора до публикации протокола отбора банка-кредитора может осуществляться взаимодействие (переговоры) между банком-кредитором и представителями агента или членами комиссии в рамках иных вопросов, не связанных с отбором банков в целях заключения кредитных договоров для осуществления финансирования проведения государственных закупочных интервенций. 2. Последний абзац пункта 4 необходимо изложить в следующей редакции: "Иные основания проведения нового отбора и периодичность его проведения определяются Министерством". 3. Следует отметить, что подпункты 4) - 9) пункта 5 в большей степени относятся к функциям Комиссии, а не к Министерству. 4. Подпункт е) пункта 7 и подпункт 4) пункта 29 предлагается изложить в следующей редакции: "отсутствие фактической просроченной задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату;" и "справка налоговой инспекции об отсутствии фактической просроченной задолженности по налоговым платежам банка-кредитора, полученную не ранее чем за один месяц до дня направления заявки;" соответственно. |
АО "Россельхозбанк" |
8 |
7. Учитывая, что при подаче документов на конкурс необходимо решение уполномоченных органов Банка первое предложение пункта 17 предлагается изложить в следующей редакции: "Объявление о проведении отбора размещается (публикуется) не менее чем за 25 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.". 8. В объявлении, предусмотренном пунктом 17 проекта Правил отбора, отсутствует информация для банков-кредиторов о потенциальном заемщике-агенте, отобранном Минсельхозом России в установленном порядке для целей проведения закупочных интервенций на соответствующий период. Считаем необходимым такую информацию включить. 9. Подпункт 4) пункта 17, подпункт е) пункта 26 и подпункт 4) пункта 65 предлагается изложить в следующей редакции: "4) вид сельскохозяйственной продукции в отношении которой банк-кредитор готов представить кредитные средства на проведение государственных закупочных интервенций в соответствии с условиями отбора, с указанием объема такой продукции (тонн);". 10. В пункте 22 слово "агенту" заменить на слово "Министерству" (запрос о разъяснении положений конкурсной процедуры агент не вправе предоставлять). |
АО "Россельхозбанк" |
9 |
11. Представляется нецелесообразным включение в заявку проекта кредитного договора (подпункт 9) пункт 29), так как определение конкретной структуры сделки невозможно осуществить без определения агента, отобранного Минсельхозом России на конкурсной основе. При данном условии на момент подачи заявки решением уполномоченного органа банка-кредитора может быть установлен общий лимит кредитования, а не конкретные условия (в т.ч. ставка), утвержденные на весь период кредитования. 12. Пункт 72 Правил считаем необходимым скорректировать с учетом следующего: 12.3. Подпункт е) предлагается изложить в редакции: "В случае наличия требования у банков-кредиторов о необходимости предоставления документов по корпоративному одобрению, агент обязуется предоставить их в срок не более 90 календарных дней, либо не более 150 календарных дней (для организаций с государственным участием), с даты заключения кредитного договора". 12.5. В случае наличия у заемщика указанного права условиями кредитного договора должен быть установлен порядок и сроки возврата суммы задолженности по кредитному договору. В этой связи предлагается либо исключить подпункт з), в противном случае указанный подпункт необходимо дополнить вышеуказанными условиями. 12.6. С целью согласования перечня кредитных договоров и договоров залога с привязкой к стоимостным, количественным и качественным показателям продукции, выпущенной из запасов интервенционного фонда считаем необходимым включить в условия кредитного договора возможность досрочного погашения кредита/его части только после получения агентом письменного согласия банка-кредитора. Кроме того, Банк несет затраты по оплате фондирования, ранее привлеченных денежных средств, в связи с чем предлагаем предусмотреть комиссию за досрочное погашение кредита/его части. 12.8. Кроме того, полагаем целесообразным дополнить пункт 72 следующими подпунктами: - выплаты процентов по кредитному договору осуществляются ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня первого календарного месяца, следующего за истекшим кварталом; - запасы интервенционного фонда вправе предоставляться в качестве обеспечения кредитов, предоставленных на закупку сельскохозяйственной продукции при проведении государственных закупочных интервенций. |
АО "Россельхозбанк" |
10 |
13. Учитывая корпоративные процедуры, сроки заключения кредитных договоров в пунктах 74 и 75 предлагается изменить с 5 до 10 рабочих дней. 15. В связи с отсутствием законодательного определения понятия "эффективная процентная ставка", в текст Правил отбора необходимо включить определение указанного понятия. 17. Правила отбора банка-кредитора в соответствии с разделом IX Правил содержит лишь один критерий отбора (размер годовой эффективной процентной ставки), что может негативно сказаться на качестве отобранных банков-кредиторов при равенстве данного критерия (по принципу более раннего срока направления заявки). |
АО "Россельхозбанк" |
11 |
При формировании оценки представленного акта просим принять во внимание замечания и комментарии Банка к положениям проекта акта по пунктам: - к п.56: пункт изложен с противоречием - при признании отбора "несостоявшимся" агент обязан заключить кредитный договор с Банком; Считаем целесообразным для осуществления финансирования проведения закупочных интервенций уполномоченным ведомствам Российской Федерации: - разработать и утвердить "Правила отбора агентов для проведения закупочных и товарных интервенций", в которых будет изложены требования к агенту, порядок проведения конкурса между потенциальными агентами и/или условия их назначения Минсельхозом России; - разработать порядок отбора организаций для хранения сельскохозяйственной продукции, закупаемой в интервенционных фондах. |
АО "АЛЬФА-БАНК" |
-------------------------------------------
*(1) http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=30092016_101942ik2016-09-30t10_ 19_00.htm
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.