Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минэнерго России "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является правовое закрепление порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий (далее - СЕМ) в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 15 декабря 2016 года по 30 декабря 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 28 февраля 2017 года по 3 мая 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/12-16/00060304).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 2 июня 2017 года по 9 июня 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Газпром трансгаз Югорск", ООО "Газпром трансгаз Самара", ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ПАО "НК Русснефть", ООО "Газпром трансгаз Томск", ОАО "Новатэк", ПАО НК "Роснефть", ООО "Газпром трансгаз Казань", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении.
Учитывая значимость предлагаемого проектом акта регулирования, 19 июня 2017 г. Минэкономразвития России проведено совещание с участием представителя разработчика и представителей заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности (далее - совещание в Минэкономразвития России), на котором обсуждалась цель, проблемы и возможные риски вводимого проектом акта регулирования. Результаты указанного совещания учитывались при подготовке настоящего заключения.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующего замечания к проекту акта.
В соответствии с пунктом 3 сводного отчета проекта акта проблемой, на решение которой направлено проектируемое регулирование, является отсутствие правовых оснований для ведения раздельного учета доходов и расходов СЕМ в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
Вместе с тем в сводном отчете и в проекте акта не определено целевое назначение ведения раздельного учета доходов и расходов, а также не установлен механизм контроля соблюдения требований проекта акта орган.
В случае если разработчиком подразумевается ведение раздельного учета доходов и расходов СЕМ в сфере транспортировки газа по трубопроводам с целью регулирования тарифов, то принятие проекта акта приведет к дублированию уже осуществляемой деятельности субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам в части ведения раздельного учета доходов и расходов в соответствии с Методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1*(1) (далее - Методика), и Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7*(2) (далее - Методуказания), где также приводятся аналогичные формы и методы расчетов.
Таким образом, порядок ведения раздельного учета субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа трубопроводным транспортом для целей тарифного регулирования определяется положениями Методики и Методуказаниями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности СЕМ, открытости регулирования деятельности СЕМ и защиты интересов потребителей СЕМ обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с указанным Федеральным законом.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" утверждены соответствующие стандарты раскрытия информации (далее - стандарты раскрытия информации).
Приказом ФСТ России от 31 января 2011 г. N 36-э "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" утверждены формы, сроки и периодичность раскрытия информации, предусмотренной подпунктами "а", "б", "в", и "з" пункта 11 стандартов раскрытия информации, а также правила заполнения указанных форм.
ФАС России приказом от 7 апреля 2014 г. N 231/14 "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" утвердила формы, сроки и периодичность раскрытия информации, предусмотренной подпунктами "г", "д", "е", "ж" и "и" пункта 11 стандартов раскрытия информации, а также правила заполнения указанных форм.
Учитывая изложенное, совершенствование раздельного учета СЕМ в сфере транспортировки газа трубопроводным транспортом для целей регулирования должно осуществляться на основе принципов и форм, отраженных в действующих нормативных актах.
В случае если предлагаемое разработчиком регулирование проектируется не для целей тарифного регулирования, то оно не может быть поддержано Минэкономразвития России в связи с возникающими избыточными необоснованными издержками при ведении двойного учета.
Кроме того, обращаем внимание разработчика на наличие ряда противоречий между положениями проекта акта и действующим регулированием по ведению раздельного учета СЕМ, что, по мнению участников публичных консультаций, может при их практической реализации повлиять на увеличение тарифа на услуги по транспортировке газа, полученных Минэкономразвития России при проведении публичных обсуждений проекта акта (прилагаются).
Таким образом, полагаем разработку проекта акта Минэнерго России нецелесообразной.
Кроме того, в настоящее время во исполнение пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 3 июня 2016 г. N АД-П9-8Зпр ФАС России поручено внести изменения в Методику и в стандарты раскрытия информации СЕМ.
Таким образом, Минэкономразвития России полагает целесообразным рассмотреть вопрос внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" в части замены исполнителя по разработке проекта акта на ФАС России с детализацией целевого назначения проектируемого регулирования по сферам регулирования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2005 г. N 7102
*(2) Зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2010 г. N 16076
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.