Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело представленный МЧС России (далее - разработчик) проект решения Евразийской экономической комиссии "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ТР ЕАЭС ___/20__)" (далее соответственно - технический регламент, проект регламента) и сообщает следующее.
Технический регламент разработан в соответствии с Планом разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 1 октября 2014 г. N 79 (далее - План разработки технических регламентов).
Проектом регламента проектируется установление на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) единых обязательных для применения и исполнения требований безопасности к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на территории Союза.
Согласно предисловию к проекту регламента, технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор).
Информация об оценке регулирующего воздействия технического регламента размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/03-17/00063075).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта регламента в срок с 17 марта по 20 апреля 2017 года.
По результатам рассмотрения технического регламента установлено, что процедуры, предусмотренные пунктами 38 - 42 Правил, соблюдены.
В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены дополнительные публичные консультации по проекту технического регламента в период с 15 по 23 июня 2016 г. Технический регламент и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее - ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции ТПП, РСПП, Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, ОАО "Корпорация "Росхимзащита", ОАО "Тамбовмаш", а также ОАО "Химконверс", в соответствии с которыми в положениях, проектируемых рассматриваемым техническим регламентом, содержатся риски, которые могут привести к негативным последствиям для производителей средств радиационной, химической и бактериальной защиты.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений в отношении проекта технического регламента могут быть представлены следующие замечания.
Технический регламент направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Вместе с тем рассматриваемые положения технического регламента уже проходили оценку регулирующего воздействия в составе раздельных проектов технических регламентов.
Так, ранее в соответствии с частью 2 пункта 2.4 Порядка организации работ в Российской Федерации по разработке технических регламентов Таможенного союза, одобренного на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 3), проекты технических регламентов Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" и "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны" (далее - проекты технических регламентов)*(1) были направлены МЧС России в Минэкономразвития России для подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия*(2).
В соответствии с пунктом 43 Правил в отношении проектов технических регламентов Минэкономразвития России были подготовлены и представлены в МЧС России соответствующие заключения об оценке регулирующего воздействия*(3) (далее - заключения), в которых были сделаны выводы о наличии в проектах технических регламентов положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или могут способствовать их введению.
Следует отметить, что высказанное в заключениях предложение, что более рациональным способом технического регулирования продукции, предназначенной для целей гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, должно стать объединение всей номенклатуры продукции в единый технический регламент, разработчиком учтено.
Вместе с тем замечания и предложения, изложенные в подготовленных ранее заключениях, в представленной редакции проекта технического регламента разработчиком учтены не были, а имеющиеся разногласия, в том числе концептуального характера, остались неурегулированными.
Так, разработчиком не учтены замечания в части нераспространения сферы регулирования проекта технического регламента на средства индивидуальной защиты, требования к которым уже установлены действующим на сегодняшний день техническим регламентом "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)*(4), а также в отношении продукции, для которой в настоящее время существуют особые правила и ограничения оборота, установленные законодательством Российской Федерации, а именно: средства индивидуальной защиты населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения, биологического и химического заражения; технические средства химической, биологической и радиационной разведки и контроля (продукция двойного назначения).
Кроме того, при направлении проекта технического регламента в Минэкономразвития России для подготовки настоящего заключения разработчиком не были учтены рекомендации, предусмотренные решением Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации*(5).
Также обращаем внимание разработчика, что технический регламент содержит два третьих пункта, первый из которых противоречит пункту 1 технического регламента в части установления требований к обращению продукции законодательством государства-члена Союза.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки регулирующего воздействия |
С.В. Шипов |
-------------------------------------------
*(1) Проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны", проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".
*(2) Письмо МЧС России от 22 декабря 2015 г. N 43-6156-14.
*(3) Письма Минэкономразвития России от 11 февраля 2016 г. N 3186-ОФ/Д26и и N 3195-ОФ/Д26и соответственно.
*(4) Принят Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878.
*(5) Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации от 14 июля 2016 г. N 17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.