Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минприроды России (далее - разработчик) проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. N 583" (далее соответственно - проект акта, Порядок рассмотрения заявок, приказ Минприроды России N 583) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/05-17/00066151).
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как низкая.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 15 по 26 мая 2017 года, а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 30 мая по 16 июня 2017 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке по результатам правоприменительной практики.
Согласно пунктам 1.6 и 4.1 сводного отчета проект акта направлен на уточнение и оптимизацию административной процедуры подготовки и принятия перечня полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых в соответствующем календарном году не допускается подача заявок на получение права пользования участком недр в соответствии с "заявительным принципом".
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках его принятия в представленной редакции.
1. Предлагаемый проектом акта порядок формирования и утверждения перечня видов полезных ископаемых и территорий, в отношении которых не применяется упрощенный порядок предоставления прав пользования недрами для целей геологического изучения, представляется недостаточно прозрачным.
В частности, проект акта не устанавливает сроки подготовки перечня полезных ископаемых и/или территорий, в отношении которых не допускается применение упрощенного порядка предоставления прав геологического изучения в соответствующем календарном году, что на практике приведет к невозможности недропользователей своевременно формировать планы деятельности по приобретению прав пользования участками недр для целей геологического изучения и планировать необходимое финансирование.
Для стимулирования привлечения инвестиций недропользователей в проведение работ по геологическому изучению необходимо дополнить проект акта положением, согласно которому подготовка и публикация перечня ограничений должна осуществляться не позднее 1 декабря года, предшествующего году, в котором будут действовать ограничения.
Также считаем целесообразным разработчику рассмотреть вопрос отказа от дополнения Порядка рассмотрения заявок положениями о ежегодном формировании и утверждении Минприроды России перечня ограничений для применения упрощенного порядка предоставления прав пользования участками недр для целей геологического изучения, так как указанные положения значительно снижают эффективность реализации нового для российского законодательства о недрах механизма стимулирования геологоразведочных работ, закрепленного приказом Минприроды России N 583 о введении "заявительного принципа" предоставления прав пользования участками недр для целей геологического изучения (без предварительного включения участков недр в перечни, утверждаемые Минприроды России, и без риска отказа в предоставлении права геологического изучения в случае подачи второй заявки на тот же участок недр).
Также отмечаем, что ограничения возможности применения предусмотренного приказом Минприроды России N 583 упрощенного предоставления прав пользования участками недр для целей геологического изучения противоречат действующим на сегодня программам развития минерально-сырьевой базы страны, так как ограничивают привлечение инвестиций в проведение геологоразведочных работ на слабо изученных территориях (на участках недр с ресурсами и запасами с низкой степенью изученности).
2. Порядком рассмотрения заявок установлено преимущественное право пользователя недр на геологическое изучение флангов предоставленного ему месторождения. Пунктом 1.10 Порядка рассмотрения заявок данное право гарантировано запретом на предоставление участка недр иному заинтересованному лицу без согласия указанного пользователя недр.
Считаем, что ряд норм Порядка рассмотрения заявок вступает в противоречие с запретом, обеспечивающим преимущественное право. Такие противоречия создают возможность для ущемления законных интересов пользователей недр, имеющих преимущественное право на геологическое изучение флангов, и не способствуют усилению заинтересованности недропользователей в проведении геологического изучения флангов действующих месторождений.
Для устранения данных противоречий разработчику предлагается конкретизировать положения Порядка рассмотрения заявок в части обязанности получать у субъекта преимущественного права согласие на включение флангов в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, согласие на предоставление флангов другому заинтересованному лицу в соответствии с подпунктом "в" пункта 1.4 и подпунктом "б" пункта 1.5 Порядка рассмотрения заявок (изменения в пункты 1.11, 1.12, 4.1, 5.1, 7.1 Порядка рассмотрения заявок, дополнение Порядка рассмотрения заявок пунктом 1.20).
2.1 Положения пункта 1.11 Порядка рассмотрения заявок противоречат нормам о преимущественном праве на геологическое изучение флангов, поскольку ограничивают возможность их получения субъектом такого права в случае, если в пятикилометровой (для твердых полезных ископаемых, далее - ТПИ) и двадцатикилометровой (для углеводородного сырья, далее - УВС) зоне месторождения заявителя имеются несколько участков недр, предоставленных различным пользователям недр. Для указанного случая установлена сложная процедура получения флангов через включение в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр и проведение аукциона. По результатам данной процедуры фланги могут быть предоставлены любому лицу без согласия субъекта преимущественного права.
Таким образом, в целях устранения противоречия предлагается оставить заявительный порядок в случае предоставления письменных согласий всех пользователей, участки недр которых расположены в пятикилометровой (для ТПИ) и двадцатикилометровой (для УВС) зоне от месторождения заявителя (изменения в пункт 1.10 Порядка рассмотрения заявок). Изменения позволят учесть интересы всех пользователей недр, имеющих преимущественное право на получение флангов, а также упростят порядок их получения.
2.2 Порядок рассмотрения заявок исключает из состава субъектов преимущественного права пользователей недр на стадии геологического изучения. Это следует из понятия флангов как участка недр, сопредельного с разведываемым и (или) разрабатываемым месторождением (подпункт "в" пункта 1.4 Порядка рассмотрения заявок), а также из определения момента начала течения срока действия преимущественного права для пользователей недр по совмещенной лицензии (пункт 1.10 Порядка рассмотрения заявок). Формулировка понятия флангов дает регулятору возможность двойного толкования, что приводит к избыточному распространению признака "разведываемости и (или) разрабатываемости" на месторождение, предоставленное в пользование по лицензии на разведку и добычу. Стадия геологического изучения такого месторождения на момент выдачи лицензии на его разведку и добычу завершена, месторождение является разведываемым и (или) разрабатываемым в силу выдачи на него лицензии на разведку и добычу.
Таким образом, в целях устранения двойного толкования разработчику предлагается конкретизировать положения подпункта "в" пункта 1.4 Порядка рассмотрения заявок и предусмотреть признак "разведываемости и (или) разрабатываемости" месторождения только в отношении совмещенной лицензии.
На основании вышеизложенного считаем, что внесение в Порядок рассмотрения заявок указанных изменений:
- позволит повысить вовлеченность частных инвесторов в геологическое изучение перспективных площадей, включая фланги разрабатываемых и разведываемых месторождений, а в перспективе обеспечит расширение воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых;
- приведет к снижению расходов федерального бюджета на проведение поисково-оценочных работ;
- не создаст дополнительных обязанностей для органов государственной власти и местного самоуправления;
- не повлечет дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки регулирующего воздействия |
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.