Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.06.02 Управление интеллектуальной собственностью (уровень аспирантуры)"
(подготовлен Минобрнауки России 10.07.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014,N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - аспирантура по направлению подготовки 27.06.02 Управление интеллектуальной собственностью (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация высшего образования вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 27.06.02 Управление интеллектуальной собственностью (уровень аспирантуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 900 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43148), прекращается 31 декабря 2018 года.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Проект
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования Подготовка кадров высшей квалификации
Направление подготовки 27.06.02 Управление интеллектуальной собственностью
I. Область применения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 27.06.02 Управление интеллектуальной собственностью (далее соответственно - программа аспирантуры, направление подготовки).
II. Используемые сокращения
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО - высшее образование;
УК - универсальные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. Характеристика направления подготовки
3.1. Получение образования по программе аспирантуры допускается в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях (далее - организация).
3.2. Обучение по программе аспирантуры в организациях осуществляется в очной форме обучения.
Объем программы аспирантуры составляет 240 зачетных единиц (далее -з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
3.3. Срок получения образования по программе аспирантуры, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой
аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы аспирантуры, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по программе аспирантуры устанавливается организацией самостоятельно, но не более 4 лет. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год. Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.
3.4. При реализации программы аспирантуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает
разработку новых методов и путей управления интеллектуальной собственностью с целью экспорта технологий и высокотехнологичной продукции,
поиск новых решений для создания систем управления результатами интеллектуальной детальности для устойчивого развития хозяйствующих субъектов,
проведение исследований в области теории управления применительно к сфере создания и использования интеллектуальной собственности внутри Российской Федерации и за рубежом.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:
результаты интеллектуальной (в том числе научно-технической) деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг;
проекты, в том числе корпоративные, отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные, федеральные и международные научные и инновационные, направленные на создание и введение в гражданский оборот новых продуктов, процессов и систем;
программы, в том числе международные, направленные на развитие инновационной инфраструктуры и формирование инновационной экосистемы частных лиц и публично-правовых образований;
системы управления интеллектуальной собственностью российских, иностранных и международных хозяйствующих субъектов;
математическое, алгоритмическое и программное обеспечение процессов
управления интеллектуальной собственностью, методы и средства их проектирования, моделирования, научного исследования.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники освоившие программу аспирантуры:
научно-исследовательская деятельность в области теории управления интеллектуальной собственностью различных субъектов;
организационно-управленческая и инновационная деятельность в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности;
преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
V. Требования к результатам освоения программы аспирантуры
5.1. В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:
универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки;
общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;
профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее -направленность программы).
5.2. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
5.3. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью применять профессиональные знания и навыки при решении научных и практических задач управления результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним объектами, выбирать и обосновывать
методы их решения, системно анализировать, интерпретировать и использовать полученные результаты внутри Российской Федерации и за рубежом (ОПК-1);
способностью предлагать новые подходы и методы управления интеллектуальной собственностью с учетом международного опыта, осуществлять поиск новых решений в создании систем управления результатами интеллектуальной детальности для устойчивого развития хозяйствующих субъектов (ОПК-2);
способностью к аргументированному представлению научной гипотезы, самостоятельному осуществлению научно-исследовательской профессиональной деятельности в российских, зарубежных и международных компаниях с использованием современных методов и объектов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-3);
способностью к разработке новых методик исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере интеллектуальной собственности с учетом российского и зарубежного опыта (ОПК-4);
готовностью организовать в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки, работу исследовательского, в том числе международного, коллектива (ОПК-5);
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего и дополнительного образования, в том числе международным образовательным программам (ОПК-6).
способностью стимулировать создание, а также организовать эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности и распоряжение интеллектуальными правами хозяйствующими субъектами, в том числе на российских и зарубежных технологических рынках (ОПК-7);
способностью организовать защиту интеллектуальных прав хозяйствующего субъекта при создании и выводе новой продукции на российский и международный рынки (ОПК-8).
5.4. При разработке программы аспирантуры все универсальные и общепрофессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы аспирантуры.
5.5. Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы и (или) номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
VI. Требования к структуре программы аспирантуры
6.1. Структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ аспирантуры, имеющих различную направленность программы в рамках одного направления подготовки.
6.2. Программа аспирантуры состоит из следующих блоков:
Блок 1. "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2. "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3. "Научные исследования", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 4. "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь".
Структура программы аспирантуры
Таблица
Наименование элемента программы |
Объем (в з.е.) |
Блок 1 "Дисциплины (модули)" |
30 |
Базовая часть |
9 |
Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов |
|
Вариативная часть Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности |
21 |
Блок 2 "Практики" |
201 |
Вариативная часть | |
Блок 3 "Научные исследования" | |
Вариативная часть | |
Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" |
9 |
Базовая часть | |
Объем программы аспирантуры |
240 |
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)", в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает.
Набор дисциплин (модулей) вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" организация определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
Программа аспирантуры разрабатывается в части дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов в соответствии с примерными программами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации*(2).
6.4. В Блок 2 "Практики" входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика).
Педагогическая практика является обязательной. Способы проведения практики:
стационарная; выездная.
Практика может проводиться в структурных подразделениях организации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.5. В Блок 3 "Научные исследования" входят научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации *(3).
По результатам представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) организация дает заключение, в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496).
6.7. Реализация программы аспирантуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается в случае включения в программу аспирантуры дисциплин (модулей) и (или) практик, содержащих научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, сведений составляющих государственную тайну и (или) предполагающих обязательное использование специализированного учебного оборудования, участия обучающихся в процессах, связанных с жизнью и здоровьем людей и (или) связанных напрямую с формированием профессиональных компетенций практико-ориентированного характера.
VII. Требования к условиям реализации программы аспирантуры
7.1. Общесистемные требования к реализации программы аспирантуры.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной
информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода Образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-
коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-
образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(4).
7.1.3. В случае реализации программы аспирантуры в сетевой форме требования к реализации программы аспирантуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы аспирантуры в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы аспирантуры на кафедрах, созданных
в установленном порядке в иных организациях или в иных структурных подразделениях организации, требования к условиям реализации программы аспирантуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и
профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных WebofScience или Scopus или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования, или в научных рецензируемых изданиях, определенных в Перечне рецензируемых изданий согласно пункту12 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).
7.1.8. В организации, реализующей программы аспирантуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее, чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации*(5).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы аспирантуры.
7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско- правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу аспирантуры, должна составлять не менее 60 процентов.
7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно- исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и (или) международных конференциях.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы аспирантуры.
7.3.1. Организация должна иметь специальные помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а
также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы аспирантуры, включает в себя лабораторное оборудование в зависимости от степени сложности, для обеспечения преподавания дисциплин (модулей), осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), а также обеспечения проведения практик. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению зависят от направленности программы и определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий обязательной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе аспирантуры.
7.3.4. Обучающимся и научно-педагогическим работникам должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных (в том числе международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены электронными и (или) печатными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовому обеспечению программы аспирантуры. 7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы аспирантуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и
науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
*(1) Подпункт 5.2.73 (3) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
*(2) Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).
*(3) Пункт 15 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2014, N 32, ст. 4496).
*(4) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961; N 52, ст. 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683).
*(5) Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Проект Шифр специальности:
05.13.07 Управление интеллектуальной собственностью
Формула специальности:
Управление интеллектуальной собственностью - специальность, включающая исследования проблем разработки моделей систем и процессов управления интеллектуальной собственностью, в том числе на зарубежных рынках, и их правового, экономического, кадрового, информационного сопровождения, теории формирования инновационных систем и инфраструктуры, порядка взаимодействия их отдельных элементов, механизмов принятия решений субъектами инновационной экосистемы при создании и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, методов и инструментов анализа, моделирования, алгоритмизации, оптимизации, повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью.
Значение решения научных и технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в разработке новых и совершенствовании существующих моделей, процессов и алгоритмов формирования и функционирования систем управления интеллектуальной собственностью, совершенствования инфраструктуры инноваций, экспорта отечественных технологий и высокотехнологичной продукции.
Отличительной чертой специальности является приоритетность результатов интеллектуальной деятельности как ключевого ресурса развития экономики знаний и создания условий для вывода отечественной продукции на международные рынки.
Объект исследования: хозяйствующие субъекты, инновационные процессы, мировые инновационные системы.
Области исследований:
1. Разработка теоретических основ управления интеллектуальной собственностью, в том числе на зарубежных рынках.
2. Разработка научных основ патентоведения.
3. Разработка методов формализации постановки задач и принятия решений в процессе управления интеллектуальной собственностью с учетом лучших мировых практик.
4. Разработка моделей описания и оценок эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности на национальном и международном уровнях.
5. Разработка специального информационного обеспечения систем управления знаниями.
6. Разработка методов и алгоритмов анализа и синтеза патентных ландшафтов на микро- и макроуровне.
7. Разработка проблемно-ориентированных и субъектно-ориентированных систем управления интеллектуальной собственностью.
8. Разработка методов и алгоритмов интеллектуального сопровождения принятия управленческих решений в сфере создания и использования
1.объектов интеллектуальной собственности, в том числе при экспорте технологий и высокотехнологичной продукции.
9. Разработка методов и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества инновационных процессов и их моделей.
Примечание:
Специальность не включает исследования в следующих областях:
* управление в социальных и экономических системах;
* управление инновациями и инвестиционной деятельностью.
Эти области исследования включают соответственно специальности: 05.13.10, 08.00.05
Отрасль наук:
технические науки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.