Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и совершенствовании национальной процедуры регистрации"
(подготовлен Минобрнауки России 12.07.2017 г.)
Настоящий проект Федерального закона (далее - законопроект) разработан в связи с ратификацией Российской Федерацией Женевского акта*(1) Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (далее - Соглашение).
С целью кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вносятся точечные изменения. Дополняются статьи, регулирующие действие исключительных прав на патентуемые объекты на территории Российской Федерации, устанавливающие условия патентоспособности промышленного образца, а также признание правовой охраны недействительной.
Статью 1352 Кодекса предлагается дополнить новым пунктом, предусматривающим предоставление правовой охраны промышленным образцам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если они соответствуют условиям патентоспособности и требованиям статьёй 1231.1, пункта 4 статьи 1349 настоящего Кодекса. Таким образом, будет обеспечена гармонизация требований, предъявляемых к промышленным образцам, регистрируемым в соответствии с международными договорами Российской Федерации, с требованиями национальной процедуры их государственной регистрации.
Статью 1392 Кодекса, регулирующую экспертизу промышленного образца по существу, предлагается дополнить отдельным видом решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) правовой охраны на территории Российской Федерации промышленному образцу, зарегистрированному в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Признание международной регистрации промышленного образца недействительной полностью или частично на территории Российской Федерации предлагается осуществлять по общим правилам, по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 1398 Кодекса.
Процедура международной регистрации промышленного образца является более комфортной для заявителя, так как она предоставляет возможность сокращения сроков получения правовой охраны, снижает издержки и усилия заявителя на получение охраны на территории нескольких государств.
В этой связи национальная система регистрации промышленных образцов в целом становится менее привлекательной для заявителя. Учитывая, с одной стороны, относительно небольшое количество ежегодно регистрируемых промышленных образов (до 5,5 тысяч единиц в год), а с другой - рост количества заявок от иностранных заявителей (в 2015 г. - 59% от общего числа поданных заявок)*(2), ратификация Соглашения может послужить причиной снижения востребованности национальной процедуры регистрации промышленных образцов.
С целью повышения привлекательности и комфорта процедуры национальной регистрации промышленного образца, в том числе сокращения сроков экспертизы и повышения ее качества, предлагается предоставить заявителю возможность прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых изделий. Указанный подход со временем позволит использовать алгоритм распознавания и сопоставления представленных моделей с имеющимися в базе с помощью различных алгоритмов, в том числе нейроморфных, обеспечивать поиск схожих объектов. Тем самым поэтапный переход к использованию трехмерных моделей позволит сократить сроки проведения экспертизы промышленного образца по существу, повысить ее качество и в целом - сделать национальную процедуру регистрации более комфортной и конкурентоспособной.
Предложенный подход соответствует потребностям рынка и обеспечивает интересы потенциальных заявителей - созданной в России сети инжиниринговых центров, обеспечивающих создание объектов промышленного дизайна для нужд судо-, автомобиле- и авиастроения, опирающихся в своей деятельности на цифровые системы моделирования и проектирования.
Таким образом, с учетом развития технологий цифрового проектирования, прототипирования и цифровых систем мелкосерийного производства основной формой представления промышленного образца в обозримом будущем должна стать его трехмерная модель.
Указанные изменения соответствуют глобальным тенденциям технологического развития, способствуют реализации подпункта "а" пункта 20 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, а также выполнению решений заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 16 сентября 2014 г. (протокол N 5) о развитии новых производственных технологий.
В связи с тем, что Соглашение предусматривает действие международной регистрации эквивалентное национальному предоставлению охраны промышленному образцу, внесение иных изменений в Кодекс не требуется.
Настоящий законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
С целью обеспечения подготовки к работе с трехмерными моделями пункт 2 статьи 1 законопроекта вступает в силу с 1 июля 2018 г.
-------------------------------------------
*(1) Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов принят на Дипломатической конференции в Женеве в 1999 году.
*(2) По данным Доклада об итогах деятельности Роспатента в 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.