Проект Федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 12.07.2017 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения в сфере разрешительной деятельности и принят в целях:
минимизации причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, их имуществу, интересам обороны страны и безопасности государства, нравственности, окружающей среде, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
предотвращения избыточного вмешательства государственных органов, муниципальных органов, выполняющих публичные функции организаций, в деятельность физических и юридических лиц, претендующих на получение разрешения либо получивших его;
оптимизации использования материальных и финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления на осуществление разрешительной деятельности.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правила разрешительной деятельности для объектов разрешительной деятельности, указанных в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, и конкретизируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предусмотренными статьей 4 настоящего Федерального закона, в отношении конкретных видов разрешительной деятельности.
Не допускается осуществление разрешительной деятельности в отношении объектов, не перечисленных в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, возникшим в связи с:
оценкой соответствия в соответствии с законодательством о техническом регулировании, за исключением работ по оценке соответствия, выполняемых органами государственной власти;
аттестацией, проводимой органами и организациями в отношении своих работников или работников подведомственных предприятий или учреждений;
контрольно-пропускным и объектовым режимом посещения зданий и территорий;
приватизацией государственного и муниципального имущества, предоставлением вещных прав на государственное и муниципальное имущество, за исключением прав на использование компонентов природной среды, кроме земли;
регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
выдачей паспортов гражданам Российской Федерации и других документов, удостоверяющих личность, не связанных с предоставлением возможности выезда за пределы Российской Федерации;
государственной регистрацией недвижимости и государственным кадастровым учетом недвижимости, кроме допуска к кадастровой деятельности;
регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
разрешительная деятельность - деятельность разрешительного органа, которая заключается в предоставлении по заявлениям соискателей разрешения (разрешений) при условии соблюдения ими разрешительных требований, в признании в установленных федеральными законами и международными договорами случаях выданных уполномоченными органами иностранных государств разрешений, в переоформлении разрешений, продлении срока действия разрешений, выдаче дубликатов разрешений, в ведении реестра разрешений, в контроле за соблюдением разрешительных требований в ходе осуществления деятельности или совершения действия, в приостановлении, возобновлении и прекращении действия разрешений;
объект разрешительной деятельности - деятельность (вид деятельности) или действие, в том числе в отношении имущества, имущественных прав, товара, продукции, объекта недвижимости, на которую (которое) выдается разрешение, включая, если это предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, количественные характеристики такой деятельности или действия;
разрешение - решение разрешительного органа, выраженное в форме разрешительного документа (разрешительной записи), состоящее в предоставлении соискателям разрешений по их заявлениям в случае их соответствия разрешительным требованиям;
разрешительный документ - документ, в том числе электронный, удостоверяющий, что конкретное лицо получило разрешение осуществлять деятельность или совершать действие (действия), являющееся объектом разрешительной деятельности;
разрешительная запись - текст на существующем документе, в том числе электронном, или запись в реестре, в том числе электронном, удостоверяющая, что конкретному лицу предоставлено разрешение осуществлять деятельность или совершать действие (действия), являющееся объектом разрешительной деятельности;
разрешительные требования - совокупность обязательных требований, соблюдение которых соискателями разрешения необходимо для предоставления разрешения, а также обязательных требований, которые обладатели разрешений обязаны исполнять в процессе осуществления деятельности или совершения действия (действий), требующих разрешения, и при неисполнении которых в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях может быть принято решение о приостановлении или об отзыве или аннулировании действия разрешения;
стартовые разрешительные требования - обязательные требования, соблюдение которых соискателями разрешения необходимо для предоставления разрешения;
функциональные разрешительные требования - обязательные требования, соблюдение которых обладателями разрешения необходимо в ходе осуществления деятельности или совершения действия (действий), являющихся объектом разрешительной деятельности;
разрешительный орган - осуществляющий разрешительную деятельность федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, а также уполномоченная на предоставление разрешения публично-правовая компания и государственная корпорация;
вид разрешительной деятельности - правовой режим, характеризующийся единством типов объектов разрешительной деятельности, основных элементов разрешительной процедуры и вида разрешительного документа или разрешительной записи;
разрешительный контроль - контроль за соблюдением обладателем разрешения функциональных разрешительных требований в ходе осуществления деятельности или совершения действия (действий), являющегося объектом разрешительной деятельности;
оценка соответствия стартовым разрешительным требованиям - действия разрешительного органа по установлению наличия оснований для выдачи разрешения соискателю разрешения путем сопоставления сведений, представленных соискателем разрешения и (или) полученных в установленном порядке разрешительным органом, со стартовыми разрешительными требованиями;
соискатель разрешения - физическое или юридическое лицо, обратившееся в разрешительный орган для получения разрешения;
обладатель разрешения - физическое или юридическое лицо, которому предоставлено разрешение, а также физическое или юридическое лицо, действие предоставленного которому или переоформленного на которое разрешения прекращено, в правоотношениях по оспариванию прекращения действия разрешения;
разрешительная процедура - установленный нормативными правовыми актами порядок совершения юридически значимых действий соискателем разрешения, обладателем разрешения, разрешительным органом или его должностными лицами в рамках осуществления разрешительной деятельности.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о разрешительной деятельности
1. Законодательство Российской Федерации о разрешительной деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения в сфере разрешительной деятельности, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
2. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своих полномочий принимает акты, регулирующие разрешительную деятельность, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о разрешительной деятельности, принимают правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением разрешительной деятельности. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
4. Предоставление, переоформление, продление срока действия разрешений, выдача дубликатов разрешений, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений при отсутствии оснований, содержащихся в законодательстве Российской Федерации о разрешительной деятельности, определяющих полномочия разрешительного органа, разрешительные требования, перечень документов, необходимых для соответствия разрешительным требованиям и получения разрешения, а также общие сроки его получения если иное не установлено федеральным законом, не допускается. В этом случае указанная деятельность или действие осуществляется или совершается в уведомительном порядке.
Осуществление разрешительного контроля при отсутствии положения о соответствующем виде разрешительного контроля и административного регламента осуществления соответствующего разрешительного контроля, не допускается.
5. Порядок лицензирования и государственной аккредитации устанавливается отдельными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
6. Разрешительная деятельность в части предоставления, переоформления, продления срока действия разрешений, выдачи дубликатов разрешений, приостановления, возобновления и прекращения действия разрешений по заявлениям соискателей разрешения или обладателей разрешения регулируется также федеральным законом о предоставлении государственных и муниципальных услуг, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Разрешительная деятельность в части разрешительного контроля регулируется федеральным законом, определяющим организацию и осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
7. Иные нормативные правовые акты, регулирующие разрешительную деятельность, в том числе федеральные законы, не могут снижать установленный настоящим Федеральным законом уровень гарантий защиты прав соискателей разрешения или обладателей разрешения, устанавливать иные виды разрешительной деятельности или разрешительных документов.
8. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области разрешительной деятельности относятся:
1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере разрешительной деятельности, в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении разрешительной деятельности;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления разрешительной деятельности, кроме нормативных правовых актов, разработка и принятие которых отнесены федеральными законами к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) организация разрешительной деятельности;
4) осуществление разрешительной деятельности, кроме разрешительной деятельности, осуществляемой в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Полномочия федеральных органов государственной власти в области разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий могут быть полностью или частично переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в порядке, установленном соответственно федеральным законом, определяющим общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается до установления соответствующими нормативными правовыми актами положений, указанных в абзаце 1 настоящей части.
3. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области разрешительной деятельности относятся осуществляемые в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами:
1) участие в проведении на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере разрешительной деятельности;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления разрешительной деятельности и контроль за их исполнением;
3) организация разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий, разрешительная деятельность по которым относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) осуществление разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
4. К полномочиям органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности относятся:
1) разработка и принятие муниципальных правовых актов по вопросам организации и осуществления разрешительной деятельности и контроль за их исполнением;
2) организация разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий, разрешительная деятельность по которым относится к компетенции органов местного самоуправления;
3) осуществление разрешительной деятельности в части предоставления разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершения отдельных действий;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Принципы организации и осуществления разрешительной деятельности
1. Разрешительная деятельность должна основываться на принципах:
обусловленности разрешительной деятельности рисками;
недопустимости требовать не предусмотренное в соответствии с законом разрешение;
взаимной ответственности органов разрешительной деятельности, соискателей разрешения и обладателей разрешения;
недопустимости злоупотребления правом;
толкования в пользу соискателя или обладателя разрешения;
запрета формального применения закона.
2. В разрешительной деятельности также применяются в полном объеме принципы предоставления государственных и муниципальных услуг и принципы организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) в части осуществления разрешительного контроля, установленные соответствующими федеральными законами.
3. Принцип обусловленности разрешительной деятельности рисками означает, что установление видов разрешительной деятельности может осуществляться только для деятельности или действия (действий), риск негативных последствий которых для жизни и здоровья физических лиц, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, их имущества, интересов обороны страны и безопасности государства, нравственности, окружающей среды, иных ценностей, защищаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, превышает обычные предпринимательские и бытовые риски.
4. Принцип недопустимости требовать не предусмотренное в соответствии с законом разрешение означает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от физических и юридических лиц наличия разрешений или прохождения разрешительной процедуры, если это не предусмотрено законодательством о разрешительной деятельности.
5. Принцип взаимной ответственности органов разрешительной деятельности, соискателей разрешения и обладателей разрешения означает, что разрешительные органы должны нести ответственность за необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности, совершению субъектами экономической деятельности законных действий, не причиняющих вреда другим гражданам и организациям, а физические и юридические лица, в том числе соискатели разрешения и обладатели разрешения - за осуществление деятельности или действий, которые должны совершаться при наличии разрешения, без разрешения, за сообщение разрешительному органу ложных сведений, за нарушение функциональных разрешительных требований, за уклонение от разрешительного контроля.
6. Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что физические и юридические лица не могут пользоваться своими правами исключительно в целях осуществления деятельности или совершения действия (действий), требующих разрешения, без наличия на то оснований, выражающихся в соответствии стартовым разрешительным требованиям, а разрешительные органы, а также иные органы и лица, инициирующие разрешительный контроль и применение его негативных последствий для обладателя разрешения - исключительно в целях неправомерного ограничения конкуренции, причинения вреда физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность и совершающим действия (действия) на законных основаниях.
7. Принцип толкования в пользу соискателя разрешения, обладателя разрешения означает, что все неустранимые противоречия и неясности нормативных правовых актов, регулирующих разрешительную деятельность, в том числе разрешительных требований, толкуются в пользу соискателя разрешения, обладателя разрешения. Данный принцип не применяется при предоставлении разрешений, непосредственно связанных с угрозой жизнью и здоровью человека.
8. Принцип запрета формального применения закона означает недопустимость отказывать в удовлетворении запросов соискателей разрешений, обладателей разрешений или возвращать им запросы исключительно из-за технических ошибок в оформлении документов, не влияющих на возможность оценки соответствия разрешительным требованиям, совершения иных действий по запросам указанных лиц.
Статья 7. Объекты разрешительной деятельности
1. Перечень объектов разрешительной деятельности установлен в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Изменение перечня объектов разрешительной деятельности, указанный в части 1 настоящей статьи, может осуществляться путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон и вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования федерального закона о внесении изменений в настоящий Федеральный закон.
3. Не реже одного раза в два года перечень объектов разрешительной деятельности анализируется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах, в которых осуществляется разрешительная деятельность, и разрешительными органами на предмет в том числе перевода ряда видов деятельности в состав осуществляемых в уведомительном порядке либо их перевода в другой вид разрешительной деятельности. Порядок анализа перечня объектов разрешительной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации
Статья 8. Разрешительные требования
1. Разрешительные требования должны обеспечивать минимально необходимый набор количественных и качественных характеристик, подтверждающих возможность обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий для ценностей, защищаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Разрешительные требования подлежат актуализации с учетом достижений науки, техники, развития экономики и анализа практики их применения в порядке, установленном для организации работ по актуализации федеральными органами исполнительной власти обязательных требований, определяемом Правительством Российской Федерации.
Разрешительные требования могут относиться к лицам, осуществляющим деятельность или совершающим действия, в том числе к их работникам, их опыту и квалификации, к наличию необходимых ресурсов для осуществления деятельности или совершения действия, в том числе к используемым материалам, оборудованию, технологиям, запасам, к товарам, продукции, объектам недвижимости, иным объектам материального мира, в отношении которых или с использованием которых осуществляется деятельность или совершается действие (действия).
3. Функциональные разрешительные требования могут отличаться от стартовых разрешительных требований в части установления дополнительных характеристик деятельности или действия (действий), осуществляемой или совершаемого на основе разрешения, соответствие которым не может быть установлено, пока соответствующие деятельность или действие не начаты. При отсутствии отличия функциональных разрешительных требований от стартовых разрешительных требований стартовые разрешительные требования признаются функциональными разрешительными требованиями.
4. Стартовые разрешительные требования и функциональные разрешительные требования, если они отличаются от стартовых разрешительных требований, размещаются на сайте разрешительного органа по каждой деятельности или каждому действию, требующему разрешения. При этом в функциональных разрешительных требованиях должны быть визуально показано отличие от стартовых разрешительных требований.
Если разрешительные требования содержат сведения, составляющие государственную тайну, они не подлежат размещению на сайте разрешительного органа и доводятся до сведения сотрудников соискателя разрешения, обладателя разрешения, имеющих допуск к соответствующим сведениям, в установленном порядке.
5. При изменении разрешительных требований, устанавливающих дополнительные требования или ужесточающих существующие требования, соответствующие изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев, а применительно к ранее предоставленным разрешениям применяются не раньше чем через год со дня их официального опубликования.
Статья 9. Виды разрешительной деятельности и разрешительных документов
1. Видами разрешительной деятельности в Российской Федерации являются: лицензирование, государственная аккредитация, государственная аттестация, нормирование хозяйственной деятельности.
Федеральными законами могут устанавливаться иные виды разрешительной деятельности. Допускается наличие объектов разрешительной деятельности, не относящихся к установленным настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами видам разрешительной деятельности.
2. Лицензирование состоит в дозволении юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям осуществлять конкретный вид деятельности. Разрешительным документом, выдаваемым в связи с осуществлением лицензирования, является лицензия.
3. Государственная аккредитация состоит в признании полномочий юридических лиц осуществлять деятельность в определенной сфере, связанную с выполнением публичных функций самими аккредитованными лицами или с выполнением таких функций иными органами и организациями, но на основе результатов работ (услуг) аккредитованных лиц.
Разрешительным документом, выдаваемым в связи с осуществлением государственной аккредитации, является свидетельство об аккредитации.
4. Государственная аттестация состоит в определении и признании квалификации физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, для целей наделения их специальным статусом, в том числе профессиональным, или отдельными специальными правами для осуществления профессиональной и иной деятельности.
Разрешительным документом, выдаваемым в связи с осуществлением государственной аттестации, является удостоверение об аттестации. О прохождении государственной аттестации в установленных законодательством о разрешительной деятельности случаях вместо выдачи разрешительного документа может производиться аттестационная разрешительная запись.
5. Нормирование хозяйственной деятельности состоит в определении для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по их заявлениям индивидуальных обязательных параметров (нормативов) их предпринимательской деятельности на определенный срок в целях рационального использования природных ресурсов, объектов инфраструктуры, а также в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду, финансовую систему Российской Федерации и ее внешнеторговый баланс.
Разрешительным документом, выдаваемым в связи с осуществлением нормирования хозяйственной деятельности, является решение разрешительного органа об утверждении нормативов хозяйственной деятельности.
6. В случае если федеральным законом предусмотрен вид разрешительной деятельности, содержание которого соответствует одному из установленных в части 2-5 настоящей статьей содержанию видов разрешительной деятельности, то наименование данного вида разрешительной деятельности должно соответствовать наименованию, предусмотренному соответствующей части настоящей статьи.
Статья 10. Запреты и ограничения при осуществлении разрешительной деятельности
При осуществлении разрешительной деятельности разрешительные органы, их должностные лица не вправе:
1) оценивать соблюдение соискателем разрешения или обладателем разрешения обязательных разрешительных требований, если их оценка не отнесена к компетенции соответствующего разрешительного органа, а равно проводить мероприятия по оценке соответствия стартовым разрешительным требованиям, не предусмотренных законодательством о разрешительной деятельности;
2) требовать от соискателя разрешения или обладателя разрешения представления документов, информации, проб (образцов) продукции, материалов, веществ, если это не предусмотрено законодательством о разрешительной деятельности, регулирующим соответствующую разрешительную процедуру;
3) оценивать соблюдение разрешительных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и не размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо не доведенных до соискателя разрешения, обладателя разрешения в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 8 настоящего Федерального закона;
4) отбирать при оценке соответствия стартовым разрешительным требованиям пробы (образцы) продукции, материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений без оформления протоколов об отборе указанных проб (образцов) по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований (испытаний) и измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения оценки соответствия стартовым разрешительным требованиям, разрешительного контроля и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения оценки соответствия разрешительным требованиям, разрешительного контроля;
7) требовать представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы (разрешительные записи), имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
8) осуществлять взимание в связи с разрешительной процедурой каких-либо денежных средств в формах, не предусмотренных федеральными законами;
9) нарушать при проведении разрешительного контроля иные запреты и ограничения, установленные для разрешительных органов и должностных лиц применительно к предоставлению государственных (муниципальных) услуг и к проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статья 11. Защита прав физических и юридических лиц при осуществлении разрешительной деятельности
1. Защита прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении разрешительной деятельности осуществляется в административном и в судебном порядке в соответствии с федеральными законами.
2. Заявление об обжаловании в суд действий (бездействия), решения разрешительного органа либо его должностного лица, нормативного правового акта, регулирующего разрешительную деятельность, подлежит рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Общественные объединения, объединения организаций, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке:
1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, регулирующие разрешительную деятельность;
2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении разрешительной деятельности прав или законных интересов физических и юридических лиц, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
4. Соискатель разрешения, обладатель разрешения имеют право на досудебное и внесудебное обжалование любых действий (бездействий) либо решений должностных лиц разрешительных органов, затрагивающих их права и законные интересы.
5. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий, бездействия и решений разрешительных органов и их должностных лиц может устанавливаться федеральными законами, регулирующими виды разрешительной деятельности или порядок предоставления разрешений на конкретный объект разрешительной деятельности или группу таких объектов. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий, бездействия и решений разрешительных органов и их должностных лиц в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
6. Для досудебного (внесудебного) обжалования решений об отказе в выдаче разрешения или об аннулировании разрешения в рамках разрешительных режимов лицензирования и аккредитации устанавливается коллегиальный порядок рассмотрения.
Статья 12. Уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется в уполномоченный орган государственной власти, определяемый Правительством Российской Федерации для каждого из таких видов деятельности. Соответствующий уполномоченный орган государственной власти осуществляет в части разрешительного контроля, приостановления и прекращения такой деятельности функции разрешительного органа, установленные настоящим Федеральным законом.
Форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, форма представления информации об изменении сведений о юридическом лице и порядок представления таких уведомлений и информации в уполномоченный орган, а также порядок их учета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Предъявление требований о получении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами, не допускается.
Глава 2. Организация разрешительной деятельности
Статья 13. Разрешительные органы
1. Нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий функции и полномочия разрешительного органа, должен содержать указание на наличие у данного органа функции разрешительного органа.
2. Нормативный правовой акт, предусматривающий разграничение полномочий между органом государственной власти, органом местного самоуправления и их территориальными органами, должен предусматривать разграничение полномочий между ними в сфере разрешительной деятельности.
Статья 14. Полномочия должностных лиц разрешительного органа
1. Должностные лица разрешительного органа осуществляют непосредственное исполнение функций разрешительных органов. В должностных регламентах или должностных инструкциях таких должностных лиц должны быть предусмотрены их обязанности в сфере разрешительной деятельности.
2. Должностные лица разрешительного органа при выполнении обязанностей в сфере разрешительной деятельности обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, организаций, в отношении которых осуществляется разрешительная деятельность;
2) проводить контроль за соблюдением стартовых и (или) функциональных разрешительных требований на законном основании и только во время исполнения ими служебных обязанностей;
3) при осуществлении разрешительной деятельности предъявлять служебные удостоверения, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также по первому требованию соискателя или обладателя разрешения, их представителя;
4) давать разъяснения соискателю разрешения, обладателю разрешения о своих действиях при осуществлении разрешительной деятельности, предоставлять соискателю разрешения, обладателю разрешения по их просьбе для ознакомления разрешительные требования по объекту разрешительной деятельности, относительно которого осуществляется разрешительная процедура, административный регламент, в соответствии с которым осуществляется разрешительная процедура;
5) знакомить соискателя разрешения, обладателя разрешения, их представителя с результатами мероприятий по оценке соответствия разрешительным требованиям, с результатами разрешительного контроля в отношении такого соискателя или обладателя разрешения;
6) соблюдать запреты и ограничения при осуществлении разрешительной деятельности, установленные статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 15. Эксперты, экспертные организации в разрешительной деятельности
1. В порядке и случаях, установленных законодательством о разрешительной деятельности, в целях осуществления оценки соответствия стартовым разрешительным требованиям и разрешительного контроля привлекаются эксперты, экспертные организации.
Выбор эксперта, экспертной организации должен осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В качестве экспертов привлекаются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения разрешительными органами к оценке соответствия стартовым разрешительным требованиям и мероприятиям разрешительного контроля.
3. В качестве экспертной организации могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые были аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве лиц, уполномоченных на осуществление экспертизы.
татья 16. Обобщение практики применения законодательства в сфере разрешительной деятельности
1. Осуществляющий разрешительную деятельность федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проводит регулярную (не реже одного раза в год) систематизацию и обобщение практики осуществления разрешительной деятельности и подготовку доклада о результатах обобщения, который размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
2. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 настоящей статьи, систематизации и обобщения практики осуществления разрешительной деятельности, в том числе к подготовке докладов.
3. Действия, совершаемые соискателями разрешений, обладателями разрешений, и (или) деятельность, осуществляемая ими, в соответствии с письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, указанным в части 1 настоящей статьи, к функциям которого относится проведение регулярной (не реже одного раза в год) систематизации и обобщения практики осуществления разрешительной деятельности, данными в пределах его компетенции по вопросам применения нормативных правовых актов о разрешительной деятельности, не могут квалифицироваться как нарушающие установленные соответствующими нормативными актами правила поведения до отмены или признания недействительными (недействующими) указанных разъяснений.
Порядок подготовки указанных разъяснений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере разрешительной деятельности
1. В области разрешительной деятельности используются следующие информационные ресурсы:
1) реестр объектов разрешительной деятельности, представляющий собой систематизированный по видам разрешительной деятельности исчерпывающий перечень объектов разрешительной деятельности, с указанием разрешительного органа, вида разрешительного документа или разрешительной записи, срока действия разрешения, а если срок разрешения на конкретный объект разрешительной деятельности может быть различным - возможные варианты сроков с указанием обстоятельств, от которых зависит их вариативность. Реестр объектов разрешительной деятельности ведется в электронном виде. Порядок формирования и ведения реестра объектов разрешительной деятельности определяется Правительством Российской Федерации;
2) реестры разрешений, представляющие собой исчерпывающие перечни предоставленных разрешений, с указанием обладателя разрешения и срока действия разрешения, если он установлен, а также объектов разрешительной деятельности. Указанные реестры ведутся в электронном виде разрешительными органами. Доступ к реестрам разрешений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является открытым, за исключением сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа. Порядок ведения реестров разрешений и обеспечения единого доступа к ним определяется Правительством Российской Федерации;
3) информационные ресурсы, используемые при предоставлении государственных и муниципальных услуг при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);
4) информационные ресурсы, используемые для информационного сопровождения научно-методической поддержки разрешительной деятельности и предоставления нормативно-справочной информации, формируемые уполномоченным в сфере разрешительной деятельности федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, и используемые им, разрешительными органами и федеральными органами исполнительной власти, к функциям которых относится осуществление нормативного регулирования по вопросам разрешительной деятельности;
5) информационные ресурсы, используемые для оценки результативности и эффективности деятельности разрешительных органов, формирования, предоставления и раскрытия их отчетности, информационного сопровождения, а также для осуществления иных полномочий, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. В информационно-коммуникационных системах, используемых в сфере разрешительной деятельности, при их создании, развитии, модернизации и эксплуатации обеспечиваются:
1) защита информации, имеющей значение для национальной безопасности;
2) открытость информации, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) недискриминационный доступ к общедоступной информации;
4) полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения;
5) однократность ввода идентичной информации;
6) обмен информацией с иными государственными информационными системами с использованием открытых и унифицированных форматов информационного взаимодействия;
7) использование информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, используемой при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
8) использование информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, используемой при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
9) применение единых справочников, классификаторов и реестров;
10) использование усиленной квалифицированной электронной подписи при размещении информации для совершения юридически значимых действий;
11) непрерывность и бесперебойность функционирования, надежность программных и технических средств.
Глава 3. Содержание и форма разрешений
Статья 18. Обязательность размещения информации о разрешениях в реестре разрешений
1. Формой предоставления разрешений, кроме разрешений по объектам разрешительной деятельности, для которых федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации установлено иное, является размещение разрешительной записи в реестре разрешений.
2. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации формой предоставления разрешения является внесение разрешительной записи в реестр разрешений. Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами может быть предусмотрено также предоставление разрешений на бумажном носителе или иной форме, а также выдача документа, подтверждающего факт внесения сведений о внесении разрешительной записи в реестр разрешений. В случае наличия противоречия между содержанием разрешительной записи, размещенной в реестре разрешений, и содержанием соответствующего разрешительного документа или разрешительной записи вне реестра разрешений достоверными признаются сведения, отраженные в реестре разрешений.
3. Если иное не установлено федеральным законом, разрешительный документ предоставляется в форме электронного разрешительного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью разрешительного органа или его должностного лица.
4. В случае если в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации размещение разрешительной записи в реестре разрешений не осуществляется, обязательна выдача разрешительного документа или осуществление разрешительной записи в иной форме, с отображением информации в соответствующем реестре разрешений в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Содержание разрешительного документа и разрешительной записи
1. Содержание разрешительного документа, разрешительной записи для каждого вида разрешительной деятельности, группы объектов разрешительной деятельности определяется законодательством о разрешительной деятельности.
2. В разрешительном документе, в разрешительной записи должны быть указаны:
1) наименование разрешительного органа, предоставившего разрешение;
2) обладатель разрешения;
3) дата предоставления разрешения;
4) срок действия разрешения, если разрешение предоставляется на определенный срок;
5) деятельность или действия, которые могут осуществляться или совершаться в соответствии с разрешением;
6) место, где осуществляется деятельность или совершается действие, если деятельность или действие связаны с конкретным местом.
3. Содержание объекта разрешительной деятельности, на который выдан разрешительный документ, может конкретизироваться в приложении к разрешительному документу.
Статья 20. Выписка из реестра, содержащего разрешительную запись
1. Если иное не установлено федеральным законом, обладатель разрешения, предоставляемого в виде разрешительной записи в реестре, вправе получить оформленную в виде отдельного документа выписку из реестра в порядке, установленном законодательством о разрешительной деятельности, которая должна содержать информацию, указанную в части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.
2. За предоставление выписки из реестра, содержащего разрешительную запись, может взиматься плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 21. Право обладателя разрешения потребовать разрешительный документ в бумажной форме
1. Обладатель разрешения, предоставленного в форме электронного разрешительного документа, если деятельность или действие, право на осуществление или совершение которых подтверждается разрешением, связано с поставкой товаров, работ, услуг физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, вправе в течение срока действия разрешения, но не позднее, чем за три месяца до его истечения, потребовать в порядке, установленном актами, регулирующие разрешительную процедуру, предоставление разрешительного документа в бумажной форме.
2. В заявлении о предоставлении разрешительного документа может быть указано об одновременной его выдаче на бумажном носителе. В этом случае разрешительный документ на бумажном носителе предоставляется одновременно с электронным разрешительным документом, что не исключает возможность получения обладателем электронного разрешительного документам разрешительного документа на бумажном носителе после принятия решения о его выдаче.
Статья 22. Изменение требований к содержанию и форме разрешения
1. Изменение требований к содержанию и форме разрешения не должно затрагивать уже предоставленные на день вступления в силу изменения требований разрешительные документы или сделанные на день вступления в силу изменения требований разрешительные записи, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.
2. Если изменение требований к содержанию и форме разрешения связано с интересами государственной безопасности или предотвращения преступлений, федеральным законом может быть предусмотрена замена разрешительных документов или изменение разрешительных записей без возложения на обладателей разрешений связанных с этим расходов.
Глава 4. Порядок предоставления разрешений, переоформления разрешений, продления срока действия разрешений, выдачи дубликатов разрешений, признания разрешений, выданных уполномоченными органами иностранных государств
Статья 23. Общие требования к порядку предоставления разрешений, переоформления разрешений, продления срока действия разрешений, выдачи дубликатов разрешений
1. К отношениям соискателя разрешения, обладателя разрешения с разрешительным органом по поводу предоставления разрешений, переоформления разрешений, продления срока действия разрешений, выдачи дубликатов разрешений применяются правила, установленные федеральным законом, регулирующим предоставление государственных услуг, муниципальных услуг с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, регулирующими конкретные виды разрешительной деятельности.
2. Положения статей 24 и 26 настоящего Федерального закона применяются также к взаимоотношениям обладателя разрешения с разрешительным органом по поводу приостановления действия разрешения, возобновления действия разрешения, прекращения действия разрешения по заявлению обладателя разрешения. Положения статей 25-28 настоящего Федерального закона применяются также к указанным взаимоотношениям и отношениям по поводу разрешительного контроля, приостановления действия разрешения, прекращения действия разрешения по инициативе разрешительного органа.
3. Состав документов, необходимых для предоставления разрешения, должен обеспечивать соответствие деятельности или действия, разрешение на которые запрашивается, стартовым разрешительным требованиям и устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими разрешительную деятельность, в том числе административными регламентами по каждому объекту разрешительной деятельности или их группе.
4. В случае выявления несоответствия документов установленным требованиям к их составу, включая формальные нарушения требований к оформлению заявления о предоставлении разрешения и (или) прилагаемых к нему документов, разрешительный орган уведомляет об этом соискателя разрешения и обеспечивает соискателю разрешения возможность устранить выявленные нарушения и (или) представить отсутствующие документы. Решение об отказе в предоставлении разрешения в таком случае не принимается. В случае неустранения указанного несоответствия документов установленным требованиям в течение месяца со дня уведомления соискателя разрешения, обладателя разрешения, если иной срок не установлен федеральными законами, регулирующими конкретные виды разрешительной деятельности, они возвращаются соискателю разрешения, обладателю разрешения без рассмотрения.
5. В случае отзыва соискателем разрешения заявления о предоставлении разрешения, а обладателем разрешения - заявления переоформлении разрешения, продлении срока действия разрешения, выдаче дубликата разрешения поданные им подлинники документов подлежат возврату, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 24. Заверение копий документов для целей разрешительной деятельности
1. Обладатель разрешительного документа вправе обратиться в разрешительный орган для заверения копии разрешительного документа, выданного на бумажном носителе путем проставления заверительной надписи, содержащей слово "верно", должности лица, заверившего копию, его личной подписи и ее расшифровки, даты заверения. Заверение копии документа осуществляет должностное лицо разрешительного органа при представлении подлинника документа. Взимание платы за заверение копий документов, предоставляемых соискателем разрешения, обладателем разрешения не допускается.
Статья 25. Уведомление соискателя разрешения, обладателя разрешения
1. В случаях, если нормативный правовой акт, регулирующий разрешительную процедуру, предусматривает возникновение или прекращение прав соискателя разрешения или обладателя разрешения с момента уведомления об отдельных фактах, то такое лицо считается уведомленным с момента вручения разрешительным органом уведомления непосредственно физическому лицу или его представителю, юридическому лицу или его представителю либо с момента вручения заказного почтового отправления либо с момента доставки электронного документа способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения. В случае, если в силу действий (бездействия) соискателя разрешения или обладателя разрешения невозможно вручить ему либо его представителю соответствующее уведомление (заказное почтовое отправление) соискатель разрешения или обладатель разрешения считаются уведомленными по истечении двадцати календарных дней с момента направления такого уведомления (заказного почтового отправления).
2. Федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами может быть предусмотрено, что в случае, если информация о совершении в отношении соискателя разрешения или обладателя разрешения юридически значимых действий размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для всеобщего доступа, то данное лицо считается уведомленным со дня, следующего за днем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо по истечении иного срока, установленного указанными нормативными правовыми актами.
3. Если настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации не установлен срок вручения или направления уведомления, он составляет три рабочих дня со дня принятия решения.
Статья 26. Cроки в разрешительной процедуре
1. Установленный законодательством о разрешительной деятельности срок определяется истечением периода времени, который исчисляется месяцами, календарными днями или рабочими днями.
2. Течение срока, исчисляемого месяцами или календарными днями, начинается на следующий календарный день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
4. Если последний день срока, исчисляемого месяцами или календарными днями, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
5. Течение срока, исчисляемого рабочими днями, начинается на следующий рабочий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
6. Установленные частями 2 - 5 настоящей статьи правила исчисления сроков применяются также для определения срока действия разрешения.
7. В случае пропуска срока принятия разрешительным органом решения в рамках разрешительной процедуры, запрашиваемого соискателем разрешения, обладателем разрешения, решение считается принятым в соответствии с заявлением соискателя разрешения, обладателя разрешения. Перечень таких случаев определяется постановлением Правительства Российской Федерации. В этом случае днем принятия соответствующего решения является последний день срока принятия разрешительным органом решения в рамках разрешительной процедуры, запрашиваемого соискателем разрешения, обладателем разрешения, а разрешительный орган обязан выдать в установленные сроки соответствующий разрешительный документ или сделать разрешительную запись, в том числе в реестре разрешений.
Статья 27. Порядок принятия решения о предоставлении разрешения
1. Основанием для предоставления разрешения является соответствие стартовым разрешительным требованиям, если федеральными законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи не установлено иное.
2. Если на осуществление деятельности или совершение действия, составляющих объект разрешительной деятельности, связанные с ограниченными ресурсами, претендует несколько соискателей разрешения, федеральными законами может предусматриваться проведение торгов или конкурсов как форма выбора соискателя разрешения, которому предоставляется разрешение, из соискателей разрешения, соответствующих разрешительным требованиям.
3. Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации может предусматриваться коллегиальный порядок принятия разрешительным органом решения о предоставлении разрешения.
4. Оценка соответствия соискателя разрешения стартовым разрешительным требованиям осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления деятельности по предоставлению конкретного разрешения, включая перечень мероприятий по оценке такого соответствия.
Статья 28. Вступление разрешения в силу
1. Разрешение вступает в силу со дня его включения в реестр, если иной срок вступления его в силу не установлен федеральными законами.
2. Внесение сведений о принятии решения о выдаче разрешительного документа происходит в соответствии с законодательством о разрешительной деятельности, а если этот срок не установлен, то в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Статья 29. Приостановление и отказ в предоставлении разрешения
Основания приостановления и отказа в предоставлении разрешения устанавливаются федеральными законами или принятыми в соответствии с ними положениями и носят исчерпывающий характер.
Статья 30. Переоформление разрешительного документа, разрешительной записи
1. Разрешительный документ (разрешительная запись) подлежит переоформлению в случае изменения сведений, указанных в разрешительном документе, если такое изменение не влечет за собой прекращение действия разрешения.
2. Действие разрешения сохраняется до момента его переоформления, если иное не установлено законодательством о разрешительной деятельности.
3. Для переоформления разрешения обладатель разрешения представляет или направляет в разрешительный орган заявление о переоформлении разрешения, подлинник действующего разрешительного документа, если он предоставлен в бумажной форме, а в случае необходимости - также необходимые для переоформления документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, определяющими порядок переоформления конкретного разрешения.
4. В случае если заявление о переоформлении разрешения оформлено с нарушением требований, и (или) прилагаемые документы представлены не в полном объеме, разрешительный орган обеспечивает для обладателя разрешения возможность устранить выявленные нарушения и (или) представить отсутствующие документы.
5. Отказ в переоформлении разрешения возможен только в случае, если изменение сведений, указанных в разрешительном документе, влечет за собой прекращение действия разрешения. В этом случае разрешительный орган принимает решение об аннулировании разрешения или обращается в суд с соответствующим заявлением.
Статья 31. Изменение сведений, предоставленных ранее в разрешительный орган для предоставления или переоформления разрешения
1. В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации обладатель разрешения, обязано подать в разрешительный орган уведомление об изменении сведений, которые ранее были предоставлены в разрешительный орган соискателем разрешения или обладателем разрешения, за исключением случаев, если изменение таких сведений является основанием для переоформления разрешения.
2. Если представленные сведения соответствуют требованиям законодательства о разрешительной деятельности, определяющего порядок осуществления разрешительной деятельности, разрешительный орган в срок не более 5 рабочих дней вносит представленные сведения в государственную (муниципальную) информационную систему, используемую для обеспечения разрешительной деятельности, и уведомляет об этом лицо, имеющее разрешение, в порядке установленном статьей 25 настоящего Федерального закона
3. Если представленные сведения не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления разрешительной деятельности, разрешительный орган в срок не более 5 рабочих дней уведомляет лицо, имеющее разрешение, о невозможности внесения сведений в государственную (муниципальную) информационную систему, используемую для обеспечения разрешительной деятельности, с мотивированным обоснованием причин.
4. Нормативными правовыми актами может быть предусмотрена возможность обладателя разрешения самостоятельно внести изменения сведений, предоставленных ранее в разрешительный орган для предоставления или переоформления разрешения. Указанная возможность обеспечивается соответствующими функциями информационных ресурсов, используемых в разрешительной деятельности.
Статья 32. Продление срока действия разрешения
1. Обладатель разрешения не ранее чем за три месяца и не позднее чем за срок, равный сроку рассмотрения заявления обладателя соответствующего разрешения о продлении срока действия разрешения, установленному соответствующими нормативными правовыми актами, до истечения срока действия разрешения вправе обратиться за продлением разрешения.
2. Для продления разрешения обладатель разрешения представляет документы, подтверждающие соблюдение функциональных разрешительных требований в той части, которая подтверждается продлением, установленных нормативными правовыми актами о разрешительной деятельности.
3. Решение о продлении разрешения оформляется путем выдачи нового разрешительного документа либо проставления в подлиннике представленного разрешительного документа разрешительной записи о продлении срока действия, либо проставления новой разрешительной записи взамен существующей.
Статья 33. Выдача дубликата разрешительного документа, повторное совершение разрешительной записи
1. В случае если разрешительный документ выдается в виде документа на бумажном носителе, обладатель разрешения вправе обратиться в разрешительный орган за получением дубликата указанного разрешительного документа или его копии в порядке и сроке, установленные законодательством о разрешительной деятельности.
В случае утраты разрешительного документа, документа с разрешительной записью или его порчи обладатель разрешения вправе обратиться в разрешительный орган с заявлением о предоставлении дубликата разрешительного документа, повторном совершении разрешительной записи. В случае порчи разрешительного документа, документа с разрешительной записью к заявлению о предоставлении дубликата, повторном совершении разрешительной записи прилагается испорченный документ. В случае порчи документа с разрешительной записью к заявлению о предоставлении дубликата также прилагается документ для совершения разрешительной записи.
2. За выдачу дубликата разрешительного документа, повторное совершение разрешительной записи взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 34. Признание разрешений, выданных уполномоченными органами иностранных государств
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законодательством о разрешительной деятельности, на территории предоставленных уполномоченными органами иностранных государств разрешений (далее - иностранные разрешения), признаются имеющими юридическую силу, аналогичную юридической силе разрешений, предоставленных в Российской Федерации, без осуществления процедуры признания.
Глава 5. Приостановление и прекращение действия разрешения
Статья 35. Приостановление действия разрешения
1. Федеральными законами может быть предусмотрено приостановление действия разрешения разрешительным органом в случае нарушения обладателем разрешения функциональных разрешительных требований, а также в иных случаях, связанных с предотвращениям вреда ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Разрешительный орган обязан приостановить действие разрешения в случае:
1) неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений разрешительных требований, выданного разрешительным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе при привлечении обладателя разрешения к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений разрешительных требований;
2) назначения обладателю разрешения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение разрешительных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) выявления нарушений разрешительных требований, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или повлекли причинение такого вреда либо вводят в заблуждение потребителей;
4) осуществления обладателем разрешения деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации.
3. Срок приостановления действия разрешения определяется временем, необходимым для устранения нарушения разрешительных требований. Предельный срок приостановления действия разрешения по видам разрешительной деятельности, объектам или группам объектов разрешительной деятельности устанавливается федеральными законами или положением о разрешительной деятельности, а если он не определен федеральным законом или положением о разрешительной деятельности - не может превышать 30 дней.
Положения абзаца первого настоящей части не применяются в случае, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
4. Продление срока приостановления действия разрешения допускается одновременно с началом производства об аннулировании (отзыве) разрешения в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.
5. Уведомление о приостановлении действия разрешения вручается обладателю разрешения непосредственно или его представителю под расписку либо направляется обладателю разрешения в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В случае вынесения решения о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности обладателя разрешения разрешительный орган приостанавливает со дня вступления этого решения в законную силу действие разрешения на срок административного приостановления деятельности обладателя разрешения.
7. Решение разрешительного органа о приостановлении действия разрешения может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае признания судом необоснованности приостановления действия разрешения разрешительный орган несет перед обладателем разрешения ответственность в размере понесенных им убытков, включая упущенную выгоду, а действие разрешения считается возобновленным с момента признания судом необоснованности его приостановления.
8. Действие разрешения возобновляется со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия разрешения или со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности обладателя разрешения или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности обладателя разрешения, либо в случаях, установленных федеральными законами, по решению разрешительного органа по результатам проверки, устанавливающей факт устранения выявленного нарушения разрешительных требований.
9. По истечении срока приостановления действия разрешения, административного наказания в виде административного приостановления деятельности обладателя разрешения разрешительный орган должен быть уведомлен в сроки, установленные законодательством о разрешительной деятельности, в письменной форме обладателем разрешения об устранении им нарушения разрешительных требований, повлекшего за собой приостановление действия разрешения, назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
10. Разрешительный орган в течение двадцати рабочих дней со дня получения от обладателя разрешения уведомления об устранении нарушения разрешительных требований проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении обладателя разрешения об устранении им нарушения разрешительных требований, повлекшего за собой приостановление действия разрешения, административное наказание в виде административного приостановления его деятельности.
В случае устранения обладателем разрешения выявленного нарушения разрешительный орган в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о возобновлении действия разрешения и вручает обладателю разрешения непосредственно или его представителю под расписку либо направляет обладателю разрешения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о принятом решении.
11. Сведения о приостановлении действия разрешения и возобновлении действия разрешения вносятся в реестр разрешений.
Статья 36. Аннулирование и отзыв разрешения
1. В случае если в установленный разрешительным органом срок приостановления действия разрешения обладатель разрешения не устранил нарушение разрешительных требований, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, связанных с предотвращениям вреда ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, разрешение подлежит аннулированию (отзыву).
2. Разрешение аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления разрешительного органа об аннулировании разрешения в случаях:
если разрешение связано с возможностью осуществлять деятельность, совершать действия с имуществом, которое в случае аннулирования (отзыва) разрешения подлежит принудительному отчуждению и (или) не может быть реализовано;
если разрешение связано с деятельностью, которая в силу установленных нормативными актами требований является основной или единственной для индивидуального предпринимателя, юридического лица;
иных случаях, установленных федеральными законами.
3. Разрешительный орган принимает решение об отзыве разрешения, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, в случае:
1) приостановления действия разрешения в связи с выявлением нарушения обладателем разрешения разрешительных требований, которые повлекли причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) неустранения обладателем разрешения, действие которого приостановлено, выявленного нарушения разрешительных требований в течение срока приостановления разрешения;
3) привлечения обладателя разрешения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица разрешительного органа, повлекшее невозможность проведения или завершения мероприятий по разрешительному контролю в отношении обладателя разрешения.
4. Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации может предусматриваться коллегиальный порядок принятия разрешительным органом решения об отзыве разрешения.
5. Решение разрешительного органа об отзыве разрешения оформляется и доводится до сведения бывшего обладателя разрешения в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Федерального закона.
6. Решение разрешительного органа об отзыве разрешения может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Статья 37. Прекращение действия разрешения
1. Действие разрешения прекращается в следующих случаях:
1) истечение срока действия разрешения;
2) совершения действий, на осуществление которых выдано разрешение;
3) представление обладателем разрешения в разрешительный орган заявления о прекращении разрешенного вида деятельности, совершения разрешенных действий;
4) смерти, признания безвестно отсутствующим или умершим обладателя разрешения;
5) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
6) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица разрешения на один и тот же вид деятельности);
7) принятия решения об аннулировании (отзыве) разрешения;
8) признания судом незаконности решения о предоставлении разрешения;
9) наличия иных предусмотренных федеральными законами оснований.
2. Решение о предоставлении разрешения не может быть признано судом незаконным исключительно по мотивам нарушения процедуры выдачи разрешения, если при этом имеются доказательства соответствия соискателя разрешения стартовым разрешительным требованиям на момент принятия решения о предоставлении разрешения.
3. Не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до дня фактического прекращения разрешенного вида деятельности обладатель разрешения, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в разрешительный орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении разрешенного вида деятельности.
4. Разрешительный орган принимает решение о прекращении действия разрешения:
1) при получении заявления обладателя разрешения о прекращении разрешенного вида деятельности - в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения;
2) при получении сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - незамедлительно в день получения сведений, с даты прекращения деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
3) при получении вступившего в законную силу решения суда об аннулировании разрешения или о признании незаконности решения о выдаче разрешения - незамедлительно в день получения данного решения, с даты его вступления в силу.
5. Решение разрешительного органа о прекращении действия разрешения оформляется приказом разрешительного органа. В течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения, решения об отзыве разрешения разрешительный орган вносит соответствующие сведения в реестр разрешений и уведомляет лицо, бывшее обладателем разрешения, в порядке, установленном статьей 25 настоящего Федерального закона.
6. Решение разрешительного органа о прекращении действия разрешения может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7. Федеральными законами может быть предусмотрен срок, до по истечения которого лицо, в отношении которых разрешительным органом принято решение о прекращении действия разрешения в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи либо иных случаях, установленных федеральными законами, не вправе обратиться за получением нового разрешения на тот же объект разрешительной деятельности. Данный срок не может превышать одного года, а в части разрешений, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов I класса опасности, гидротехнических сооружений I класса, объектов использования атомной энергии, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрешений в сфере обороны страны и государственной безопасности - трех лет.
Глава 6.Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 38. Заключительные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона прекращается предоставление разрешений на деятельность или действия, не указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, а также разрешительный контроль в связи с указанными разрешениями, за исключением разрешительного контроля по таким указанным в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону видами деятельности, по которым ранее требовалось предоставление разрешения.
2. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на объекты разрешительной деятельности, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в том числе те, по которым изменен вид разрешительной деятельности, продолжают действовать до истечения срока их действия. При этом разрешительный контроль применяется в соответствии с тем видом разрешительной деятельности, который установлен для соответствующих объектов разрешительной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его принятия за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Положения статьи 13 настоящего Федерального закона и Приложение 2 к нему вступают в силу с 1 января 2019 года. При этом с 1 января 2019 года положения настоящего Федерального закона о функциональных разрешительных требованиях, разрешительном контроле и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия разрешений применяются к деятельности, осуществляемой в уведомительном порядке
3. Положения части 5 статьи 8, пунктов 1-7 и 9 статьи 10, части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
4. Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и регулирующие вопросы разрешительной деятельности, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
См. Приложение N 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.