Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 84 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=61802.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок со 2 февраля по 15 февраля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 15 мая по 9 июня 2017 года.
Проектом акта предлагается установить запрет на принудительную высадку из транспортного средства безбилетного лица, не достигшего шестнадцати лет. При этом проектом акта предусматривается, что в случае неоплаты безбилетным лицом, не достигшим шестнадцати лет, проезда оплата производится родителями или иными законными представителями.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость установления соразмерной ответственности за правонарушения, совершенные несовершеннолетними.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
Согласно пунктам 49 и 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (далее - постановление N 112), продажа билетов производится в транспортных средствах (кондукторами или водителями), в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств, в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов.
В соответствии с пунктом 83 постановления N 112 безбилетным является лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета либо предъявившее билет, не отвечающий установленным требованиям (без отметки о гашении, поддельный билет, билет, срок действия которого истек, ранее использованный билет и т.д.).
Таким образом, лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, может быть признано безбилетным в случае отказа или невозможности оплатить проезд водителю или кондуктору транспортного средства либо при проверке оплаты проезда контролирующими органами.
Для взыскания оплаты проезда лица, не достигшего шестнадцати лет, с его родителей или иных законных представителей необходимо установить личность несовершеннолетнего пассажира.
Согласно пункту 2 постановления N 112 кондуктор должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве. Постановлением N 112 не установлены полномочия кондуктора или водителя транспортного средства по требованию у пассажиров удостоверения личности, а также не установлены обязанности пассажиров, в том числе не достигших шестнадцати лет, по предъявлению таких документов.
Контроль за оплатой проезда на регулярных маршрутах осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации. Например, в ряде субъектов Российской Федерации указанный контроль осуществляется должностными лицами исполнительных органов государственной власти и должностными лицами государственных учреждений или предприятий пассажирского транспорта*(1). Указанные лица также не наделены полномочиями по требованию у пассажиров удостоверения личности.
Таким образом, предлагаемая разработчиком норма может привести к тому, что в отсутствие возможности установления личности пассажиров, не достигших шестнадцати лет, указанные лица будут намеренно не оплачивать проезд, пользуясь тем, что должностные лица не будут иметь полномочий высадить их из транспортного средства, а взыскать оплату проезда с родителей и иных законных представителей будет затруднительно.
При этом только в ГУП "Мосгортранс" в 2015 году были привлечены к ответственности 264 тыс. человек*(2). Если предположить, что среди всех безбилетников 18% составляют лица до 16 лет*(3), при этом протоколы об административных правонарушениях на них составлены не были, то их число составило 57,9 тыс. человек.
Расходы перевозчиков на провоз одного пассажира в наземном транспорте могут быть оценены в 31 рубль.*(4) Таким образом, расходы только ГУП "Мосгортранс" на перевозку безбилетных пассажиров, не достигших шестнадцати лет, могут составить 1,79 млн. рублей. Расходы перевозчиков совокупно по стране могут составить до 100 млн. рублей в год.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным разработчику проработать вопрос наделения должностных лиц, проводящих контроль оплаты проезда, а также кондукторов и водителей транспортных средств полномочиями по требованию у пассажиров удостоверений личности и установления обязанности пассажиров предъявления такого документа.
Кроме того, в качестве альтернативы наделения полномочиями кондукторов и водителей транспортных средств по проверке удостоверений личности несовершеннолетних пассажиров Минэкономразвития России рекомендует разработчику доработать проект акта положениями, регламентирующими действия указанных участников правоотношений, по обеспечению удостоверения личности пассажира правоохранительными органами, например, в ближайшем отделении полиции, в том числе на автостанции или автовокзале конечной или промежуточной остановки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Закон Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 18.12.1997 N 332 "Об утверждении Правил пользования наземным пассажирским транспортом", постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве".
*(2) http://www.plusworld.ru/daily/platezhnyj-biznes/kolichestvo-bez biletnikov-na-transporte-uvelichilos-v-1-5-raza/
*(3) По данным Госкомстата, число нетрудоспособного населения (до 16 лет) составляет 18% от всего населения Российской Федерации.
*(4) http://www.fontanka.ru/2015/06/24/169/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.