Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства"
(от 26.06.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства" (далее соответственно - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=63621.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 3 апреля по 28 апреля 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АСМАП, Ассоциации "Российские автомобильные дилеры", ЗАО "РЕНО РОССИЯ", Ассоциации европейского бизнеса, ООО "УК КОМ", Российского автотранспортного союза, Российского союза автостраховщиков, ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус". Сведения о представленных позициях отражены в прилагаемой справке об итогах проведения публичных консультаций.
Также Минэкономразвития России были получены позиции Минсельхоза России и Объединенной лизинговой ассоциации.
Проект акта разработан в соответствии Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 156-ФЗ "О ратификации Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов".
1. В соответствии с пунктом 10 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122,в электронный паспорт транспортного средства (шасси, машины) могут включаться иные сведения, носящие информационный характер, в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, на территории которого выпускается в обращение и (или) зарегистрировано транспортное средство (шасси, машина).
Проектом акта предлагается утвердить дополнительные сведения, носящие информационный характер, указываемые в электронном паспорте транспортного средства и шасси транспортного средства. При этом проектом акта не определено, является ли внесение указанных дополнительных сведений обязательным для участников систем электронных паспортов, принимая во внимание, что в примечаниях к указанным дополнительным сведениям указан добровольный порядок внесения сведений только о собственнике транспортного средства.
В случае, если остальные дополнительные сведения являются обязательными для предоставления, проект акта вменяет обязанности по предоставлению различных данных на значительное количество хозяйствующих субъектов, таких как страховые организации, операторы технического осмотра, организации, оказывающие услуги населению по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, кредитные организации.
При условии, что технический осмотр ежегодно должен проводиться в отношении порядка 42 млн. транспортных средств, а стоимость внесения дополнительных сведений будет составлять 600 руб. (по аналогии с предложенным проектом акта предельным размером платы), только операторы технического осмотра будут вынуждены тратить 25,2 млрд. рублей на внесение дополнительных сведений в системы электронных паспортов. Отмечаем при этом, что средняя стоимость прохождения технического осмотра составляет 700 рублей.
Также отмечаем, что в случае сохранения текущих темпов производства транспортных средств на уровне 1,2 млн. единиц в год совокупные затраты организаций-изготовителей транспортных средств на оформление электронных паспортов транспортных средств составят 300 млн. рублей ежегодно при фактическом снижении издержек на оформление паспортов транспортного средства.
Учитывая изложенное, считаем необходимым однозначно определить, является ли предоставление дополнительных сведений в системы электронных паспортов обязательным.
2. Вместе с тем отмечаем, что отсутствие обязанности указывать сведения о собственнике транспортного средства может привести к изменению порядка выпуска в обращение транспортных средств.
Так, в соответствии с пунктом 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси). При этом под документом, идентифицирующим транспортное средство, согласно пункту 6 ТР ТС 018/2011, понимается документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента.
Таким образом, в случае, если информация о собственнике транспортного средства будет являться необязательной для предоставления, электронный паспорт транспортного средства не будет отвечать критериям документа, идентифицирующего транспортное средство. В этой связи для выпуска в обращение транспортного средства будет необходим документ, отличный от паспорта транспортного средства и не предусмотренный законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства"
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства"
N п/п |
Структурная единица проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1 |
2 |
3 |
1. |
По пункту 1 |
Серьезную озабоченность вызывает положение о необязательности внесения данных о собственнике транспортного средства. Эта информация отнесена постановлением к дополнительным сведениям с пометкой о добровольности их предоставления. С нашей точки зрения, отсутствие положения об обязательном внесении данных о собственнике транспортного средства в ЭПТС приведет к нарушению стабильности в сфере гражданского оборота, создаст благоприятную почву для мошеннических действий в отношении автомобилей. |
2. |
|
Согласно Правилам формирования дополнительных сведений, носящих информационный характер, указанных в электронном паспорте транспортного средства и электронном паспорте шасси транспортного средства, предусмотренным к утверждению проектом постановления, сведения о первом собственнике в электронные паспорта могут вноситься организацией-изготовителем или уполномоченной организацией при оформлении ими электронного паспорта с указанием (при наличии) документа, удостоверяющего право собственности. При этом внесение изменений в сведения о собственнике после присвоения уникального номера электронного паспорта - не допускается. Внесение сведений в электронные паспорта о втором и последующих собственниках осуществляется национальным оператором на основании: наличия согласия в системах электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (далее - Системы) прежнего собственника (в том числе продавца) о передаче транспортного средства (шасси транспортного средства) и нового собственника (в том числе покупателя) о получении транспортных(ого) средств(а) (шасси транспортного средства) в соответствии с условиями договора; электронного сообщения, автоматически преобразуемого Системами в заявление (далее - сообщение), многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ); сообщения службы судебных приставов в отношении транспортных средств (шасси транспортных средств), реализуемых в рамках исполнительного производства; сообщения в Системах ломбардов в отношении невостребованных транспортных средств (шасси транспортных средств), на которые обращено взыскание; сообщения судебных органов в отношении транспортных средств (шасси транспортных средств) в рамках исполнения судебных решений (постановлений); сообщения Федеральной нотариальной палаты в отношении транспортных средств (шасси транспортных средств), получаемых по наследству или иным основаниям; сообщения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении транспортных средств (шасси транспортных средств), обращенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, бесхозяйного и изъятого имущества, кладов, товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства); сообщения органов социальной защиты населения в отношении транспортных средств, выдаваемых инвалидам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Полагаем, что данные основания для внесения сведений в электронные паспорта о втором и последующих собственниках противоречат принципу добровольности указанному в соответствующих сносках. |
3. |
|
1. Проектом постановления предусмотрены дополнительные сведения, носящие информационный характер, указываемые в электронном паспорте транспортного средства и электронном паспорте шасси транспортного средства (далее - дополнительные сведения), в том числе сведения, содержащие информацию о собственнике транспортного средства. Согласно проекту постановления сведения о собственнике транспортного средства в Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - системы электронных паспортов), предоставляются собственником на добровольной основе, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" при наличии согласия на обработку персональных данных. Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) страхователь для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, а также персональные данные собственника транспортного средства. дня заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику документы, указанные в пункте 3 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, в том числе документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы). В настоящее время в паспортах транспортных средств, оформленных по форме и в соответствии с правилами, установленными Приказом МВД России М 496, Минпромэнерго РФ К 192, Минэкономразвития РФ К 134 от 23 июня 2005 года "Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", содержится информация о собственнике транспортного средства, в том числе сведения о месте жительства (месте нахождения) собственника, необходимые для расчета страховой премии при заключении договора ОСАГО. На основании изложенного считаем, что в целях обеспечения возможности исполнения требований Федерального закона ЗЧ 40-ФЗ сведения о собственнике транспортного средства, указанные в Дополнительных сведениях, должны предоставляться собственником в системы электронных паспортов в обязательном порядке. |
4. |
По пункту 2 "а" |
Введение электронных паспортов транспортных средств потребует серьезных финансовых затрат компаний и, не в последнюю очередь из-за установленного срока присвоения уникального номера электронного паспорта. 24 часа представляется нам избыточными из-за дополнительных расходов на хранение и проч., предлагаем заменить на 3 часа. |
|
|
Отсутствует положение о предоставлении таможенным органом информации национальному оператору систем. В связи с этим предлагается дополнить пункт 2 проекта постановления следующим положением: "Федеральная таможенная служба предоставляет информацию в электронный паспорт (или национальному оператору систем) о приходном ордере по оплате утилизационного сбора или об основаниях, когда утилизационный сбор не уплачивается, а также сведения, утвержденные "Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 (далее - Порядок) в срок, не превышающий 2 часов после выпуска товаров в обращение таможенным органом." |
5. |
По пункту 9 |
Предусмотренная пунктом 9 Проекта вариативность перечня и размера оплаты дополнительных услуг в отношении дополнительных сведений нуждается в детальном раскрытии размера платы за конкретные дополнительные услуги. Недостаточно чётко регламентирована процедура отражения в ЭПТС перехода права собственности на транспортное средство, например при реализации конечному клиенту через дилерскую сеть. |
6. |
По пункту 10 |
Пункт 10 проекта постановления также нельзя отнести к разряду повышающих прозрачность в связи с отсутствием в настоящий момент перечня, порядка предоставления и размера оплаты дополнительных услуг. |
7. |
|
Согласно пункту 10 проекта постановления перечень, порядок предоставления и размер оплаты дополнительных услуг в отношении дополнительных сведений, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 проекта постановления, определяются национальным оператором и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Полагаем необходимым во избежание злоупотреблений со стороны национального оператора в проекте постановления указать предельный размер платы за включение указанных дополнительных сведений, а также предусмотреть будут ли вносить указанную плату такие организации, как службы судебных приставов, судебные органы, Федеральная нотариальная палата, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и иные организации, указанные в проекте постановления, и в каких случаях собственник транспортного средства (шасси транспортного средства) обязан будет оплачивать внесение дополнительных сведений в электронный паспорт. Кроме того, из текста постановления правительства не усматривается будет ли внесение указанных дополнительных сведений являться оказанием государственной услуги. |
8. |
|
При вводе ЭПТС существенным негативным последствием станет финансовая составляющая, поскольку в настоящее время производители ТС обеспечиваются бланками ПТС безвозмездно и производят оформление ПТС на производимые ТС собственными силами. С учетом производства и ввоза ТС, расходы предприятия на оформление ЭПТС составят примерно около 70 млн. руб. в год. Поскольку проект содержит только максимальный размер оплаты за оформление ЭПТС и до настоящего момента администратором системы не опубликованы тарифы за предполагаемые дополнительные услуги, на официальном сайте в соответствии со ст. 11 Решения Коллегии ЕЭК N 122. для себя мы можем только предполагать, что общая стоимость за полное оформление ЭПТС (с учетом информации о собственнике и залоге) будет доходить до 1000 рублей. Если внесение информации о собственнике, залоге не будет включена в общую плату за оформление ЭПТС, более того, не станет безвозмездной, мы не видим для себя необходимости вносить эти сведения за дополнительную плату. В последующем, такая позиция повлечет за собой отсутствие полной истории транспортного средства в системе. Не предусмотрена и не разграничена ответственность между участниками системы. |
9. |
По проекту акта в целом |
Представляется излишним приведение в электронных паспортах перечисленных сведений, поскольку данные сведения либо не имеют отношения к транспортным средствам, либо не относятся к сведениям, носящим "информационный характер", либо являются персональными данными гражданина Российской Федерации, либо могут быть изменены и/или не поддаются проверке (например, мобильный телефон, адрес электронной почты). Вместе с тем представляется излишним требование о внесении в электронный паспорт сведений о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонте транспортного средства, так как сведения о техническом осмотре транспортного средства в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а сведения о проведении работ по техническому облуживанию и ремонту вносятся в сервисную книжку транспортного средства, а также требование о внесении сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КАСКО). |
10. |
|
Пункт 2 Порядка проекта акта, в части "наличия согласия в системах _" не подлежит однозначному толкованию и применению, в силу ранее заключенных договоров между нами и дилерской сетью, а также особенностями гражданского законодательства для нормативного закрепления порядка внесения сведений о смене собственника в ЭПТС требуется уточнение данного абзаца следующей примерной формулировкой: "Внесение сведений в ЭПТС о втором собственнике будет осуществляться национальным оператором на основании: - однократного подтверждения наличия заключенного Дилерского договора между прежним собственником (о передаче ТС) и новым собственником (о получении ТС) в системе ЭПТС. Для крупнейших автопроизводителей однократное подтверждение наличия заключенных ранее Дилерских договоров, в системе принципиально, поскольку в рамках Дилерских договор, в день будет производится около 500 изменений о смене собственника. |
11. |
|
1. Отсутствие прозрачной истории по ТС о собственнике и основаниях перехода права собственности. В проекте сведения о собственнике, а также документ, удостоверяющий право собственности, носят добровольный характер. Это может привести к ряду мошеннических схем, связанных с выводом из оборота бумажного ПТС, как единственного документа, отражающего историю всех переходов права собственности. 2. Нет понимания, какие действия с ЭПТС должны оплачивать дилеры (торгующие организации). Нужно ли оплачивать внесение изменений в ЭПТС, как исправлять допущенные ошибки и т.п. Кто будет утверждать тарифы на дополнительные услуги, о которых идет речь в п. 10 проекта Постановления? В случае если стоимость запроса/внесения данных в ЭПТС будет высокой, то торгующие организации получат дополнительную финансовую нагрузку. Тарифы на услуги, которые в обычном обороте обязательны (например, сведения о смене собственника), должны быть номинальные. 3. При отсутствии доступа к Системе в результате технических проблем на стороне Системы или дилера (торгующей организации), есть риск потерять клиентов и репутацию Компании. Должны быть созданы резервные каналы для доступа к ЭПТС. 4. 24 часа на передачу информации от регистрирующего органа в СЭП, является большим, т.к. за данное время могут быть совершены иные юридически значимые действия. Данный срок не должен превышать 1 часа (он-лайн это идеальное решение). 5. Нет понимания, будет ли ЭПТС признаваться государственными органами системой с данными, не требующими дополнительной проверки. Например, будут ли судебные приставы осуществлять какие-либо действия по ограничению/снятию обременений в отношении транспортного средства на основании данных в ЭПТС. |
12. |
|
Следует отметить невозможность начала согласования и заключения договоров с национальным оператором, из-за не предоставления АО "Электронный паспорт" проектов договоров с производителями и импортерами транспортных средств. В пояснительной записке сказано, что дополнительные сведения позволяют воссоздать историю транспортного средства, при этом не раскрыт порядок взаимодействия для получения подобной информации физическим лицом. Следует уточнить порядок получения и стоимость получения дополнительных сведений об автомобиле физическим и юридическим лицами. Финансовые организации должны иметь возможность вносить данные об обременении напрямую, без участия национального оператора Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность синхронизации с базой залогов Нотариата. Придание полю "собственник" статуса обязательного к заполнению является необходимым для укрепления стабильности отношений заинтересованных участников. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.