Доработанный текст проекта Приказа Министерства юстиции РФ "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающих объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования"
(подготовлен Минюстом России от 02.08.2017)
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, N 27, ст. 3213, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, ст. 20, N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7064, N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587, N 41, ст. 5531; 2013, N 14, ст. 1651, N 51, ст. 6699; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3371, N 30 (ч. 1), ст. 4268; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, N 13, ст. 1811, N 29 (ч. 1), ст. 4385; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, N 27 (ч. 2), ст. 4265, ст. 4293, ст. 4294) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г.
Министр |
А.В. Коновалов |
УТВЕРЖДЕН решением правления Федеральной нотариальной палаты
от _______________ N _____ |
|
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от _______________ N _____ |
Регламент
совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования
Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее - Регламент) разработан в соответствии с требованиями статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, ст. 357) (далее - Основы).
I Общие положения о получении информации
1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее - обстоятельства).
Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, установленном Регламентом.
2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий являются:
1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;
2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе, находящиеся в открытом доступе;
3) единая информационная система нотариата (далее - ЕИС);
4) заявления лиц, обратившихся для совершения нотариальных действий (далее - заявитель) и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.
Документы на бумажном носителе могут быть предоставлены нотариусу в виде подлинников или в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариально или в ином установленном порядке;
3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.
4. Нотариус не вправе требовать от заявителя информацию, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.
II Общие положения о фиксировании информации
5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия осуществляется следующими способами:
1) внесение информации в реестр регистрации нотариальных действий и (или) реестр нотариальных действий ЕИС;
2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;
3) фиксирование информации в виде документа или его копии, которые остаются в делах нотариуса;
4) фиксирование информации образом электронного документа на бумажном носителе;
5) составление протокола фиксирования информации.
Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.
6. Информация, полученная из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов, государственных регистров, находящаяся в открытом доступе, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа (документа удостоверенного, засвидетельствованного, совершенного, выданного нотариусом), или в виде отображения на бумажном носителе полученной информации, либо в протоколе фиксирования информации с указанием источника информации, даты и времени ее получения.
7. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, публичная информация государственных реестров, федерального информационного ресурса фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа или протоколе фиксирования информации или в заявлении.
8. При помещении в дела нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу. При этом нотариальное свидетельствование такой копии не требуется.
Если в делах нотариуса остается документ, составленный не на языке нотариального делопроизводства, к нему прилагается перевод на язык нотариального делопроизводства.
9. В протоколе фиксирования указываются информация о фамилии, имени и отчестве (при наличии) нотариуса, дате (число, месяц, год) прописью составления протокола, место совершения нотариального действия и сведения, позволяющие установить нотариальное действие для совершения которого фиксируется информация, например: наименование нотариального действия, сведения о заявителях или наследодателе, описание информации, которая подлежала фиксированию при совершении нотариального действия.
Протокол фиксирования информации составляется в одном экземпляре, подписывается нотариусом, а в случае фиксирования информации, полученной из объяснений заявителя, открытой информации, необходимой для удостоверения сделок, протокол подписывается также заявителем (рукоприкладчиком, переводчиком) и приобщается к экземпляру нотариального документа, хранящемуся в делах нотариуса.
III Объем информации о физических лицах, их представителях и порядок ее фиксирования
10. Информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности могут использоваться документы, исключающие любые сомнения относительно личности, в том числе:
1) паспорт гражданина Российской Федерации;
2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации
(в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);
3) удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
4) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
5) дипломатический или служебный паспорт;
6) удостоверение личности моряка;
7) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45летнего возраста;
8) удостоверение беженца;
9) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
10) свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
11) документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;
12) паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
13) копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);
14) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
15) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.
11. Полномочия законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица нотариус устанавливает на основании документов:
1) документов органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
2) акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя;
3) документа о временном возложении исполнения обязанностей опекуна или попечителя на орган опеки и попечительства;
4) документа о помещении недееспособного или не полностью дееспособного лица под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и документов, подтверждающих полномочия представителя такой организации;
5) документа иностранного государства, подтверждающего родственные отношения, опеку и попечительство.
12. Полномочия финансового управляющего физического лица нотариус устанавливает на основании копии судебного акта или заверенной судом резолютивной части судебного акта о назначении финансового управляющего и сведений о стадии дела о банкротстве из общедоступных сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
13. Место жительства (место пребывания) физического лица, нотариус устанавливает на основании документов, удостоверяющих его личность либо подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а при отсутствии документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания) и указаний на место жительства в документе, удостоверяющем личность, - из объяснений (со слов) лица или его представителя. Место жительства (место пребывания) представляемого устанавливается по сведениям доверенности, договора или из объяснений (со слов) представителя.
14. Информация о личности физического лица - заявителя, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081).
IV Объем информации о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности, и порядок ее фиксирования
15. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:
Едином государственном реестре юридических лиц;
учредительных документах юридического лица.
16. Правоспособность иностранного юридического лица нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:
иностранных реестрах;
документах, предусмотренных личным законом юридического лица.
17. Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, деятельностью, в связи с которой обязательно членство в саморегулируемой организации, устанавливается нотариусом в объеме, определяемом соответствующей лицензией или свидетельством саморегулируемой организации о допуске юридического лица к определенным видам деятельности.
18. Адрес российского юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о месте нахождения российского юридического лица - из учредительного документа, а для иных юридических лиц - по сведениям соответствующих иностранных реестров или иных документов, предусмотренных личным законом юридического лица.
19. Информацию об органе юридического лица, действующем без доверенности от имени юридического лица, нотариус устанавливает на основании:
1) учредительных документов юридического лица, договора об управлении, документа (протокола, решения) о назначении такого лица на соответствующую должность, судебного акта о назначении арбитражного управляющего, ином документе о наделении его полномочиями представителя и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или иностранных реестрах, за исключением подтверждения полномочий исполнительного органа юридического лица для внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц;
2) документов, предусмотренных личным законом иностранного юридического лица.
20. Информация о юридическом лице и его органе, действующем без доверенности, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и в реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081), а если экземпляр нотариального документа остается в делах нотариуса, указанная информация может фиксироваться на бумажных носителях, которые помещаются в дела нотариуса.
V Объем информации о представителях действующих на основании доверенности, договора, решения собрания
21. Полномочия представителя, нотариус устанавливает на основании:
доверенности;
договора, если это следует из его содержания;
решения собрания.
Нотариус получает информацию об отмене нотариально удостоверенной доверенности, совершенной после 01.01.2017 года, по сведениям ЕИС.
Информацию об отмене нотариально удостоверенной доверенности, совершенной до 01.01.2017 года, нотариус проверяет посредством ЕИС, а также по информации о публикации официального издания, в котором публикуются сведения о банкротстве, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Нотариус проверяет информацию об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, на основании информации, содержащейся в ЕИС и на основании информации о публикации официального издания, в котором опубликовываются сведения о банкротстве, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
22. Информация о представителе предусмотренная пунктом 21 Регламента фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и в реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081), а если экземпляр нотариального документа остается в делах нотариуса, указанная информация может фиксироваться на бумажных носителях, которые остаются в делах нотариуса.
VI Объем информации для удостоверения сделок и порядок ее фиксирования
23. Гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26 - 30 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст (пункт 10 Регламента).
Гражданскую дееспособность иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус устанавливает в соответствии со статьями 1195, 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании документа, удостоверяющего личность.
Полная гражданская дееспособность несовершеннолетнего гражданина устанавливается нотариусом на основании:
1) документа, удостоверяющего личность и подтверждающего возраст несовершеннолетнего;
2) решения органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;
3) судебного акта об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;
4) документов органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния), или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолетним.
Дееспособность несовершеннолетних граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нотариус устанавливает на основании документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его возраст.
24. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
25. Наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, установленного документа иностранного государства, подтверждающего регистрацию брака.
26. Информацию о наличии предварительного согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений). В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
27. При удостоверении заявления участника общества с ограниченной ответственностью о выходе из общества, требования участника общества о приобретении обществом принадлежащей такому участнику доли в уставном капитале общества, оферты, нотариус устанавливает информацию о статусе заявителя на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
28. При удостоверении завещания информацию о наследниках, душеприказчиках (исполнителях завещаний), наследственном имуществе, распределении наследственного имущества между наследниками, лишении наследства, содержании подназначений, завещательных отказов, возложений, об иных распоряжениях завещателя нотариус устанавливает со слов заявителя.
29. При удостоверении доверенности информацию о представителе, имуществе, указанном в доверенности, полномочиях представителя, сроках действия доверенности, нотариус устанавливает со слов заявителя.
Информация о праве представителя передать свои полномочия, сроке передачи полномочий, объеме полномочий, которые могут быть переданы, устанавливается нотариусом по доверенности, на основании которой действует представитель. Информация об ограничении предусмотренных доверенностью сроков ее действия и полномочий для лица, которому передаются полномочия, устанавливается нотариусом со слов представителя, передающего свои полномочия.
При удостоверении безотзывной доверенности информация об осуществлении доверителем предпринимательской деятельности устанавливается нотариусом на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
30. Информацию об условиях сделки, юридически значимых сообщениях, заявлениях, заверениях об обстоятельствах ее участника (участников), информацию о соответствии условий проекта сделки действительным намерениям ее участника (участников), информацию о понимании участником (участниками) сделки разъяснений нотариуса о правовых последствиях совершаемой сделки, нотариус устанавливает лично и непосредственно из объяснений (со слов) заявителя (заявителей).
31. Информация, предусмотренная пунктами 23-29 Регламента фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и (или) реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081).
Информация, предусмотренная пунктом 30 Регламента, фиксируется в тексте сделки и (или) в протоколе фиксирования.
VII Объем информации, необходимый для удостоверения договоров и порядок ее фиксирования
32. При удостоверении договора нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) судебного акта о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.
33. При удостоверении договора, направленного на отчуждение или залог, недвижимого имущества, нотариус дополнительно устанавливает следующий объем информации:
1) о принадлежности имущества, основаниях для регистрации прав, кроме случаев, когда имущество на момент заключения договора еще не принадлежит лицу, его отчуждающему (закладывающему), - по сведениям Единого государственного реестра недвижимости. В случае если право возникает в силу закона без регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости, - на основании документов, подтверждающих возникновение права;
2) в случае отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, права на который возникли до 31.01.1998, нотариус устанавливает информацию о принадлежности недвижимого имущества, его характеристиках, обременениях, правах третьих лиц из документов, подтверждающих принадлежность имущества;
3) о кадастровом номере недвижимости, ее описании, об ограничениях прав и обременениях объектах недвижимости, сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости - по сведениям Единого государственного реестра недвижимости;
4) о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимого имущества - по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, из документов, на основании которых возникло право, за исключением документов, которые в силу закона не подлежат возврату правообладателю органом регистрации прав, а также из заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора;
5) о правах третьих лиц в отношении жилой недвижимости, если такие права не подлежат государственной регистрации, - на основании документов, подтверждающих принадлежность имущества, документов органов регистрационного учета граждан по месту жительства, управляющих компаний, органов местного самоуправления о зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания лицах и заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора;
6) при удостоверении договора, объектом которого являются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, маломерные суда, информацию о характеристиках, принадлежности, об обременениях, правопритязаниях, арестах и запрещениях -по сведениям Единого государственного реестра прав на воздушные суда на основании свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно, сделки с воздушным судном со специальной регистрационной надписью, по сведениям государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, реестра строящихся судов и реестра арендованных иностранных судов на основании свидетельства о праве собственности на судно или выписки из реестра об ином вещном праве, сделки с судном со специальной записью о регистрации. Информацию о наличии или отсутствии прав третьих лиц, в том числе обременений, не подлежащих государственной регистрации, ареста такого имущества нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность имущества и (или)заверений об обстоятельствах участников сделки.
34. При удостоверении договора, объектом которого являются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, подлежащие государственной регистрации, информацию о государственной регистрации исключительного права, государственной регистрации отчуждения и распоряжения исключительным правом, в том числе залога, на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору, принадлежность исключительного права автору нотариус устанавливает по свидетельству о государственной регистрации или патенту выдаваемому федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в отношении селекционного достижения - по патенту федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям. Информацию о наличии/отсутствии прав третьих лиц, в том числе обременений, не подлежащих государственной регистрации, ареста такого имущества нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность имущества и (или) заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
35. Информацию о наличии права стороны договора на его заключение в отношении движимого имущества, которое подлежит специальной регистрации или учету (например, автотранспорт, оружие, ценные бумаги) нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность такого имущества имущества (например, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившего супруга, договора) и (или) документов, подтверждающих такую регистрацию или учет. Информацию о наличии/отсутствии прав третьих лиц, в том числе обременений, ареста такого имущества нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность имущества и (или) заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
36. Информацию о наличии права стороны договора на его заключение в отношении имущества, права на которое не подлежат государственной регистрации, специальной регистрации или учету, а также информацию о наличии/ отсутствии прав третьих лиц, в том числе обременений, ареста такого имущества, нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих принадлежность данного имущества и (или) заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
37. Информацию о залоге движимого имущества, права на которое не подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества ЕИС и заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
38. Информацию о наличии права на заключение договора с имуществом лицом, которому это имущество еще не принадлежит, нотариус устанавливает на основании заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
39. Информацию о соблюдении заявителем (продавцом) обязанности по извещению лиц, имеющих преимущественное право покупки, о цене и иных условиях договора купли-продажи, нотариус устанавливает по документам, подтверждающим отказ таких лиц от использования преимущественного права покупки на предложенных условиях, или по документам, подтверждающим исполнение указанной обязанности заявителем.
Информацию об отсутствии согласия лиц, имеющих преимущественное право покупки, заключить договор купли-продажи на предложенных условиях в установленный законом срок или о не реализации права преимущественной покупки, нотариус устанавливает из заверений об обстоятельствах продавца.
Информацию об отсутствии акцепта лиц, имеющих преимущественное право покупки доли (части доли) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на условиях оферты, нотариус устанавливает по сведениям, предоставленным обществом с ограниченной ответственностью об отсутствии акцепта в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации или уставом общества, и (или) из заверений об обстоятельствах участника договора, отчуждающего долю (часть доли).
40. Нотариус устанавливает дополнительный объем информации при удостоверении договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:
1) полномочия лица на распоряжение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и документов, подтверждающих принадлежность доли в соответствии с пунктом 13.1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 29);
2) об оплате отчуждаемой доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - на основании списка участников общества с ограниченной ответственностью или выписки из него либо иных документов, подтверждающих оплату доли в уставном капитале участником общества с ограниченной ответственностью;
3) о наличии дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью - на основании учредительных документов общества с ограниченной ответственностью.
41. При удостоверении безотзывной оферты, акцепта безотзывной оферты, в результате которого заключается договор об отчуждении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в порядке опциона, информацию о принадлежности доли в уставном капитале отчуждающему лицу, ее оплате, наличии предварительных согласий физических, юридических лиц, органов юридических лиц, об отказе от преимущественного права покупки, правах третьих лиц, наступлении или ненаступлении определенных опционом условий нотариус получает из документов, предусмотренных Регламентом, и в том объеме, который требуется от соответствующей стороны договора (оферента или акцептанта).
42. Информацию о стоимости имущества являющегося объектом договора, нотариус устанавливает из соглашения сторон, а в установленных законом случаях - документов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации или Основами.
43. Отсутствие заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, нотариус устанавливает через личный кабинет нотариуса на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
44. Информация, предусмотренная пунктом 36 - 39 Регламента фиксируется в тексте сделки и (или) в протоколе фиксирования.
45. Иная информация, полученная из представленных нотариусу документов, предусмотренная пунктами 33 - 42 Регламента, фиксируется в виде копий документов, которые помещаются в дела нотариуса.
VIII Объем информации, необходимой при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества и порядок ее фиксирования
46. Факт и время открытия наследства нотариус устанавливает на основании:
1) документа органов записи актов гражданского состояния, подтверждающего регистрацию смерти наследодателя;
2) документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства, подтверждающего смерть наследодателя;
3) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
47. Место открытия наследства нотариус устанавливает на основании:
1) документа, подтверждающего последнее место жительства наследодателя на территории Российской Федерации (например, документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, выданных органами регистрационного учета граждан; управляющими организациями; органами местного самоуправления);
2) документа, подтверждающего место нахождения наследственного имущества на территории Российской Федерации, а также, если наследственное имущество находится в разных нотариальных округах, - документа о стоимости входящего в состав наследства имущества, выдаваемого согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;
3) судебного акта.
48. Основания для наследования по завещанию нотариус устанавливает по сведениям представленного заявителем:
1) завещания;
2) нотариально удостоверенной копии протокола вскрытия конверта с закрытым завещанием;
3) завещательного распоряжения правами на денежные средства в банке или сведений банка, в том числе в электронной форме посредством ЕИС, об удостоверении завещательного распоряжения правами на денежные средства в банке с приложением копии (электронной копии) завещательного распоряжения.
Информацию о наличии последующих завещаний, достоверности представленного завещания нотариус устанавливает по сведениям ЕИС или информации полученной от нотариуса, или соответствующего органа, удостоверившего или хранящего завещание.
Информацию о действительности завещательного распоряжения нотариус устанавливает по сведениям банка, в котором было удостоверено завещательное распоряжение.
49. Информацию о наличии оснований наследования по закону нотариус устанавливает на основании:
1) представленного заявителем документа органа записи актов гражданского состояния;
2) представленной заявителем выписки из метрических книг;
3) представленного заявителем судебного акта;
4) представленного заявителем установленного документа иностранного государства, подтверждающего родственные отношения;
5) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
50. Информацию о наличии прав заявителя на обязательную долю в наследстве нотариус устанавливает на основании:
1) документа, удостоверяющего личность и возраст заявителя;
2) справки об установлении инвалидности заявителя;
3) судебного акта.
51. Информацию о принятии наследства, отказе от наследства, отсутствии или наличии наследников по закону, в том числе имеющих право на обязательную долю в наследстве, их количество, информацию об именах, месте жительства, родственных отношениях с наследодателем, включении в число наследников наследника, пропустившего срок для принятия наследства, родственных отношениях с наследодателем наследника, лишенного возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, нотариус устанавливает на основании заявлений (согласий), предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и Основами.
52. Информацию о фактическом принятии наследства нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих совершение наследником действий, свидетельствующих о принятии наследства, например:
документов, выданных органами регистрационного учета граждан о регистрации по месту жительства или месту пребывания, органами местного самоуправления или управляющей организацией и иных документов, подтверждающих совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства, если такой наследник не сообщает в заявлении о не совершении им действий по фактическому принятию наследства;
судебного акта.
53. Информацию о наличии оснований для признания наследника недостойным нотариус устанавливает на основании представленной ему копии приговора или судебного акта.
54. Информацию о наличии права собственности на долю в общем имуществе пережившего супруга, нотариус устанавливает по документам, подтверждающим, что имущество принадлежало супругам на праве общей совместной собственности и из заявления пережившего супруга.
55. Наличие оснований для осуществления полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим, нотариус устанавливает по документам, предусмотренным пунктами 46 - 47 Регламента, и по сведениям Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Наличие оснований для приостановления производства по наследственному делу о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим, нотариус устанавливает из уведомления (заявления) финансового управляющего.
56. Состав, место нахождения наследственного имущества нотариус проверяет по документам, предусмотренным пунктами 33 - 35 Регламента, по документам, признаваемым Регламентом в качестве источников информации, описи наследственного имущества. Информацию о принадлежности наследодателю доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью нотариус устанавливает на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
57. Информацию о стоимости наследственного имущества нотариус устанавливает из документов (сведений), выданных органами (лицами), перечень которых установлен налоговым законодательством Российской Федерации.
58. Информацию об обременениях, арестах наследственного имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений государственных реестров, а в отношении движимого имущества - на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества ЕИС. Информацию об обременениях ценных бумаг нотариус получает от юридических лиц уполномоченных учитывать обременения ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
59. Наличие оснований для выдачи свидетельства о подтверждении полномочий исполнителя завещания нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 46 - 47, 49 Регламента, а также из заявления исполнителя завещания.
60. Наличие оснований для вынесения постановления о выдаче денежных средств для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя, за счет принадлежавших ему денежных средств, нотариус устанавливает на основании информации о факте открытия наследства (пункт 46 Регламента).
Наличие оснований для вынесения постановления о возмещении расходов на похороны наследодателя нотариус устанавливает на основании информации о факте открытия наследства (пункт 46 Регламента) и из документов, представленных заявителем, подтверждающих его расходы, предусмотренные законом.
61. Наличие оснований для принятия мер к охране наследственного имущества нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 46 и 47 Регламента, а также из обращения (заявления) заявителя.
При производстве описи наследственного имущества, информация, поступившая нотариусу от заинтересованного лица о принадлежности ему имущества, фиксируется нотариусом в акте описи. Информация о личности заинтересованного лица (пункт 10 Регламента), а также о том, что заинтересованному лицу известно о судебном порядке исключения принадлежащего ему имущества из акта описи, фиксируется нотариусом в акте описи или протоколе фиксирования, подписанного заинтересованным лицом и нотариусом.
Информацию о кандидатуре наследника, которому по описи нотариуса передается на хранение наследственное имущество, нотариус устанавливает из заявления наследников.
Информация о кандидатуре доверительного управляющего, размере вознаграждения доверительному управляющему (отсутствии вознаграждения) при учреждении доверительного управления наследственным имуществом устанавливается нотариусом из заявления наследника (наследников), а при отсутствии наследников - из заявления лица, обратившегося для учреждения доверительного управления или судебного акта.
62. Информацию о факте открытия наследства, месте открытия наследства, основаниях наследования, составе наследства, иную информацию, установленную по документам, представленным заявителем, нотариус фиксирует в копиях таких документов, которые остаются в наследственном деле. В случае, если информация получена на основании запроса нотариуса, документы, подтверждающие указанную информацию, остаются в наследственном деле. Информация о составе наследства, подтвержденная актом описи наследственного имущества, фиксируется нотариусом в виде оригинала указанного акта, который помещается в наследственное дело.
Завещание и документ о месте открытия наследства остается в наследственном деле.
Информация о стоимости наследственного имущества, установленная на основании документов, представленных заявителем, фиксируется в виде копии документов, позволяющих установить лицо, производящее оценку, предмет оценки и стоимость наследства на дату открытия наследства.
Иная юридически значимая информация устанавливается нотариусом из заявлений, которые остаются в наследственном деле.
IX Объем информации, необходимой при совершении исполнительной надписи, и порядок ее фиксирования
63. Информацию для совершения исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребования имущества нотариус устанавливает на основании:
1) заявления о совершении исполнительной надписи;
2) документа, по которому взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи;
3) расчета задолженности по денежным обязательствам, подписанного взыскателем, с указанием платежных реквизитов счета взыскателя;
4) копии уведомления о наличии задолженности, направленного взыскателем должнику не менее чем за четырнадцать дней до обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи;
5) документа, подтверждающего направление указанного уведомления.
В случае, если исполнение обязательства зависит от наступления срока, не определяемого календарной датой или периодом, или выполнения условий, нотариусу представляются документы, подтверждающие наступление сроков или выполнение условий исполнения обязательства.
64. Информация, предусмотренная подпунктами 1, 3 - 5 пункта 63 Регламента, фиксируется представленными нотариусу документами, которые помещаются в дела нотариуса.
Информация, предусмотренная подпунктом 2 и абзацем седьмым пункта 63 Регламента, фиксируется в виде копий представленных документов, которые остаются в делах нотариуса.
65. Информацию о возможности совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество нотариус устанавливает на основании:
1) договора, обязательства по которому обеспечены залогом;
2) нотариально удостоверенного договора о залоге или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение залога, в том числе ипотеки, в силу закона, которые содержат условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке (нотариально удостоверенный договор, обязательства по которому обеспечены залогом, или нотариально удостоверенный договор о залоге и нотариально удостоверенное соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке), и (или) в случае если права залогодержателя по обеспеченному данной ипотекой обязательству и по договору об ипотеке удостоверены закладной, - на основании закладной;
3) расчета задолженности должника, подписанного залогодержателем и содержащего обязательно также информацию о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору;
4) заявления залогодержателя о начальной продажной цене (цене реализации) или в установленных федеральным законом случаях отчете об оценке заложенного имущества;
5) информации из Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра прав на воздушные суда, реестра судов Российской Федерации или судовой книги.
При совершении исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество нотариус не истребует информацию, указанную в пункте 63 Регламента.
66. При представлении нотариусу закладной нотариус устанавливает информацию о возможности совершения исполнительной надписи на основании представленных ему нотариально удостоверенного договора об ипотеке, содержащего условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, либо нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона и содержащего условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке. В случае, если у залогодержателя такие договоры отсутствуют, нотариус устанавливает указанную информацию по выданной органом регистрации прав и заверенной этим органом копии соответствующего договора.
67. Информация, предусмотренная подпунктами 1, 2 пункта 65 Регламента, фиксируется в виде копий документов, которые помещаются в дела нотариуса.
Информация, предусмотренная подпунктами 3, 4 пункта 65 Регламента, фиксируется в виде оригиналов документов, которые помещаются в дела нотариуса.
X Объем информации, необходимой при удостоверении решения органа управления юридического лица, и порядок ее фиксирования
68. Информацию о правоспособности юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.
69. Информацию о полномочиях лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания, вопросах повестки дня нотариус устанавливает на основании учредительного документа юридического лица и соответствующего внутреннего документа юридического лица.
70. Информацию о статусе органа управления юридического лица, его компетенции, необходимом кворуме для работы органа управления и необходимом кворуме для принятия решения, порядке голосования нотариус устанавливает на основании учредительных документов юридического лица и внутренних документов юридического лица (при их наличии).
71. Информацию о перечне лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании органа управления юридического лица, нотариус устанавливает на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц, сведений, полученных от лица, ведущего в соответствии с законом реестр акционеров, списков участников общества с ограниченной ответственностью, или внутренних документов юридического лица об избрании органа управления. Наличие права лица на участие в собрании в силу закона или договора нотариус устанавливает со слов лица, организующего проведение собрания, и договора. Информация о наличии или отсутствии лиц, имеющих право на участие в собрании в силу закона, или договора фиксируется в письменном заявлении лица, организующего проведение собрания. Информация о наличии права лица участвовать в собрании в силу договора фиксируется в виде копии договора, которая помещается в дела нотариуса. Информация о лицах, имеющих право участвовать в избранном органе управления юридического лица, фиксируется в виде копии внутреннего документа юридического лица, которая помещается в дела нотариуса.
72. Состав участников (членов) органа управления юридического лица, присутствующих на его собрании, заседании, полномочия их представителей, нотариус устанавливает лично на основании документов, предусмотренных пунктами 10, 15, 16, 19, 21 Регламента или на основании документа, подтверждающего регистрацию участников, членов органа управления юридического лица. Состав участников (членов) органа управления юридического лица, присутствующих на собрании (заседании), фиксируется в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа.
73. Результаты голосования (результаты подсчета голосов) нотариус устанавливает на основании соответствующего документа, представленного счетной комиссией или лицом, уполномоченным на подсчет голосов. При принятии решения нотариус фиксирует информацию о количестве поданных голосов в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа.
74. Информация, предусмотренная пунктом 68 Регламента, фиксируется в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа. Информация, предусмотренная пунктом 69 Регламента, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС. Информация о наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания, о вопросах повестки дня фиксируется в виде копии решения, которая помещается в делах нотариуса. Информация, предусмотренная пунктом 70 Регламента, фиксируется в виде копии учредительных и внутренних документов юридического лица позволяющую определить указанную информацию.
В случае, если учредительным документом юридического лица является типовой устав, его копия в дела нотариуса не помещается.
XI Объем информации, необходимой для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека), и порядок ее фиксирования
75. Информация о наличии векселя у заявителя устанавливается нотариусом только при предъявлении его оригинала или копии, выданной в порядке, установленном вексельным законодательством Российской Федерации.
76. Информация о соответствии представленного для протеста документа требованиям вексельного законодательства для квалификации его в качестве векселя; о наличии у заявителя статуса законного держателя векселя, наступлении или пропуске срока для совершения протеста; месте предъявления требования по векселю устанавливается нотариусом из предъявленного векселя.
77. Информация о предъявлении векселя векселедержателем обязанному по векселю лицу устанавливается нотариусом из заявления векселедержателя или, в предусмотренных вексельным законодательством Российской Федерации случаях, по наличию соответствующих надписей (отметок) на векселе.
78. Информация об отказе обязанного по векселю лица произвести платеж, акцепт или совершить иные предусмотренные вексельным законодательством Российской Федерации действия устанавливается нотариусом лично и непосредственно со слов такого лица.
79. Информация о необходимости вынесения протеста устанавливается нотариусом и фиксируется письменным заявлением векселедержателя.
Информация, предусмотренная пунктами 75- 78 Регламента, фиксируется в виде копии векселя и экземпляром протеста, которые помещаются в дела нотариуса. При предъявлении требования обязанному по векселю лицу лично нотариусом информация об отказе и мотивы отказа исполнения по векселю фиксируются в тексте протеста. При неисполнении требования по векселю ввиду отсутствия обязанного по векселю лица или недопуска нотариуса к обязанному по векселю лицу указанная информация фиксируется в протоколе фиксирования информации и в тексте протеста.
80. Для предъявления чека к платежу и удостоверения неоплаты чека информация о наличии чека у заявителя устанавливается нотариусом только при предъявлении его оригинала.
Копия чека помещается в дело нотариуса.
81. Информация о соответствии представленного для оплаты документа требованиям гражданского законодательства, Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.1992 N 2174-I "О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 200) и банковским правилам для квалификации его в качестве чека, о наличии у заявителя статуса законного чекодержателя, наступлении или пропуске срока для платежа и протеста, плательщике устанавливается нотариусом из предъявленного чека.
82. Информация о предъявление плательщику чека и отказ плательщика произвести платеж по чеку устанавливается нотариусом лично и непосредственно со слов такого плательщика.
83. Информация о необходимости вынесения протеста устанавливается нотариусом и фиксируется в виде письменного заявления чекодержателя.
Информация, предусмотренная пунктами 81, 82 Регламента, фиксируется в виде копии чека, которая помещается в дела нотариуса. При предъявлении требования плательщику по чеку лично нотариусом информация об отказе и мотивы отказа исполнения по чеку фиксируются в тексте протеста. При неисполнении требования по чеку ввиду отсутствия плательщика или недопуска нотариуса к плательщику указанная информация фиксируется в протоколе фиксирования информации и в тексте протеста.
XII Объем информации, необходимой для совершения морского протеста, и порядок ее фиксирования
85. Информация о соблюдении установленного законом срока подачи капитаном судна заявления о морском протесте или причинах пропуска указанного срока устанавливается нотариусом из судового журнала и заявления капитана судна о морском протесте, а в случае гибели судового журнала - из заявления капитана судна о морском протесте.
86. Информация о происшествии и обстоятельствах происшествия, в связи с которыми заявлен морской протест, о мерах, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества, устанавливается нотариусом на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды.
87. Информация, предусмотренная пунктами 85, 86 Регламента, фиксируется в акте о морском протесте нотариуса, один экземпляр которого помещается в дела нотариуса, заявлении капитана судна о морском протесте, выписке из судового журнала, заверенной капитаном судна, которые помещаются в дела нотариуса. Результаты опроса капитана судна, свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды, могут быть дополнительно зафиксированы нотариусом в виде письменных объяснений, которые остаются в делах нотариуса. Информацию о причинах невозможности опроса свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды, а также о причинах пропуска срока для заявления о морском протесте, о факте гибели судового журнала нотариус фиксирует в акте о морском протесте.
XIII Объем информации для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса и порядок её фиксирования
88. Основания внесения денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса (исполнение обязательства, иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), данные о должнике и кредиторах нотариус устанавливает из заявления должника или иного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
89. Место исполнения обязательства нотариус устанавливает из заявления должника, в котором указывается место жительства (место нахождения) кредитора, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - должника.
90. Основания внесения денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг, место исполнения обязательства, сроки и условия выдачи (возврата) денежных средств и (или) ценных бумаг в случае внесения их в депозит нотариуса с целью расчета по сделкам нотариус устанавливает из соответствующего договора (соглашения).
91. Информация, предусмотренная пунктами 88, 89 Регламента, фиксируется нотариусом в заявлении должника, которое хранится в делах нотариуса.
С целью фиксирования информации, предусмотренной пунктом 90 Регламента, при расчетах по сделкам (договорам, соглашениям) в дела нотариуса помещается копия соответствующего договора (соглашения).
92. Отсутствие заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, нотариус устанавливает через личный кабинет нотариуса на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
93. Поступление денежных средств, ценных бумаг в депозит нотариуса фиксируется нотариусом в реестре регистрации нотариальных действий и (или) реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081), в книгах специального учета, предусмотренных Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2014, регистрационный N 32095), с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 21.12.2016 N 297 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2016, регистрационный N 44883) (далее - Правила нотариального делопроизводства), на основании данных, полученных из выписок по депозитному счету нотариуса.
XIV Объем информации при ведении списков участников обществ с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из списка участников общества с ограниченной ответственностью и порядок ее фиксирования
94. Информацию о решении передать ведение списка участников общества с ограниченной ответственностью в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИС нотариус устанавливает на основании протокола общего собрания (решения единственного участника) общества с ограниченной ответственностью.
При первоначальном внесении сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИС информацию о сведениях, вносимых в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИС, нотариус устанавливает на основании представленного заявителем списка участников и сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
95. Информация об основаниях внесения изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью устанавливается нотариусом по документам, подтверждающим в соответствии с законодательством такие основания (например, договоры, свидетельства о праве на наследство, протоколы, решения, банковские документы, передаточные акты).
96. Информацию о полномочиях заявителя при внесении списка участников общества с ограниченной ответственностью в ЕИС нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 15, 16, 19, 21 Регламента. При внесении изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из него информацию о надлежащем статусе заявителя нотариус устанавливает в соответствии с пунктами 15, 16, 19, 21, Регламента, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - сведениям Единого государственного реестра юридических лиц.
97. Информация, предусмотренная пунктом 94 Регламента, фиксируется в реестре нотариальных действий ЕИС с оставлением в делах нотариуса копии протокола (решения единственного участника) о передаче права вести список участников общества с ограниченной ответственностью Федеральной нотариальной палате в ЕИС. Указанные сведения фиксируются путем оставления в делах нотариуса документов (копий документов), сохранения сведений в ЕИС нотариата, записи в реестр нотариальных действий ЕИС.
Информация, предусмотренная пунктом 95 Регламента, фиксируется в реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826).
Информация, предусмотренная пунктом 96 Регламента, фиксируется в виде копий документов, подтверждающих основания для внесения изменений в список участников общества с ограниченной ответственностью, которые помещаются в дела нотариуса.
XV. Объем информации для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, выдачи выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и порядок ее фиксирования
98. Информацию о статусе заявителя при регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и выдачи выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества нотариус устанавливает из поступившего для регистрации уведомления о возникновении, об изменении или о прекращении залога движимого имущества.
Информацию о статусе заявителя при выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества нотариус устанавливает из заявления обратившегося лица.
99. Наличие всех предусмотренных Основами сведений для регистрации уведомления о возникновении, изменении или прекращении залога движимого имущества нотариус устанавливает по поступившему уведомлению.
100. Соответствие электронной подписи заявителя требованиям Основ и Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон об электронной подписи) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3889) нотариус устанавливает посредством ЕИС.
101. Информация, предусмотренная пунктами 98 - 100 Регламента, фиксируется нотариусом путем выдачи свидетельства о регистрации уведомления.
Информация о статусе заявителя при выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества фиксируется нотариусом в реестре регистрации нотариальных действий и реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081).
XVI Объем информации при передаче нотариусом документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам и порядок ее фиксирования
102. Информацию о документах физических и юридических лиц, подлежащих передаче другим физическим и юридическим лицам, нотариус устанавливает из предъявляемых заявителем подлинников передаваемых документов.
103. При передаче электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, информацию о проверке квалифицированной электронной подписи и принадлежности ее лицу, от которого исходят электронные документы, на соответствие Федеральному закону "Об электронной подписи", нотариус устанавливает средствами ЕИС или иных программ, отвечающих требованиям нормативных актов в области информационной безопасности, в том числе Федерального законодательства об электронной подписи.
104. Информация о лице, которому передаются электронные документы и его адресе, способе передачи устанавливается нотариусом из объяснений (со слов) заявителя и фиксируется в протоколе фиксирования, который подписывается нотариусом и заявителем.
105. Информация о документах физических и юридических лиц, подлежащих передаче другим физическим и юридическим лицам, фиксируется их копиями, которые остаются в делах нотариуса, или в протоколе фиксирования. Информация о передаче документов физическим и юридическим лицам фиксируется нотариусом в протоколе фиксирования подписанном нотариусом и лицом, которому вручены документы. Отказ лица в подписании протокола фиксируется в протоколе фиксирования.
XVII Объем информации при представлении документов на государственную регистрацию прав, представлении документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя и порядок ее фиксирования
106. Информация о документах, принятых для государственной регистрации прав фиксируется распиской нотариуса в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства.
107. Информация о документах, принятых для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя фиксируется протоколом фиксирования или заявлением.
XVIII Объем информации при принятии документов на хранение
и порядок ее фиксирования
108. Информация о составе передаваемых на хранение документов устанавливается нотариусом лично и непосредственно и фиксируется в описи документов.
109. Информация о приеме документов без описи устанавливается нотариусом из обращения (со слов) заявителя и фиксируется в его заявлении, которое помещается в дела нотариуса.
110. Информацию, предусмотренную пунктом 108 Регламента нотариус фиксирует путем приобщения описи к свидетельству о принятии документов на хранение, а если документы переданы в запечатанном конверте - путем указания об этом в свидетельстве.
111. Информация о возврате документов переданных на хранение отражается в протоколе фиксирования.
XIX Объем информации при выдаче дубликатов и порядок ее фиксирования
112. Информацию о надлежащем статусе заявителя нотариус устанавливает из подлинника экземпляра нотариального удостоверенного документа, хранящегося в архиве нотариуса, документов, подтверждающих его личность, полномочия, правопреемство.
113. При обращении для получения дубликата завещания нотариус устанавливает дополнительную информацию о смерти завещателя из представленного документа органа записи актов гражданского состояния и (или) по сведениям Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
114. При обращении для получения дубликата договора, на основании которого построены или приобретены прежним собственником здание, строение, нотариус устанавливает дополнительную информацию о принадлежности указанного имущества заявителю по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости по документам, подтверждающим принадлежность указанного имущества.
115. Информация, предусмотренная пунктами 112-114 Регламента, фиксируется в реестре для нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826).
XX. Объем информации, необходимой при совершении прочих нотариальных действий удостоверяющих бесспорные факты и порядок ее фиксирования
116. Информацию о наличии соответствующего факта при совершении нотариальных действий по свидетельствованию и удостоверению бесспорных фактов нотариус устанавливает лично и непосредственно и фиксирует в тексте удостоверительной надписи или свидетельства.
К таким фактам относятся, в том числе:
верности копии;
равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;
подлинности подписи;
верности перевода;
подлинности подписи переводчика;
времени предъявления документа;
нахождения гражданина в живых;
нахождения гражданина в определенном месте;
сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
117. При удостоверении равнозначности документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, представленному нотариусу электронному документу, информация о принадлежности квалифицированной электронной подписи лицу, от которого исходит электронный документ, и положительной проверке подписи на соответствие Федеральному закону об электронной подписи устанавливается нотариусом посредством ЕИС или иных программ, отвечающих требованиям нормативных актов в области информационной безопасности, в том числе Федерального закона об электронной подписи. Информация о проверке и принадлежности квалифицированной электронной подписи фиксируется нотариусом в удостоверительной надписи.
118. Информация о способе выдачи заявителю изготовленного нотариусом электронного документа при удостоверении его равнозначности представленному нотариусу документу на бумажном носителе устанавливается нотариусом со слов заявителя. Указанная информация фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826).
119. При свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц и удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность президента Российской Федерации нотариус лично и непосредственно устанавливает информацию о соответствии сведений указанные в данных документах предъявленному нотариусу документу удостоверяющему личность (пункт 10 Регламента) и фиксирует ее в тексте удостоверительной надписи.
120. При свидетельствовании подлинности подписи переводчика, информацию о статусе переводчика, знание иностранного языка, языка малочисленных народов Российской Федерации, жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) нотариус устанавливает из объяснений (со слов) заявителя и фиксирует ее в реестре регистрации нотариальных действий или в реестре регистрации нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826).
121. При обеспечении доказательств информацию о заинтересованных лицах, основаниях невозможности или затруднения представления доказательств в суде или административном органе, об отсутствии определенности в составе участников дела, а также о наличии обстоятельств, в результате которых обеспечение доказательств не терпит отлагательства, нотариус устанавливает из объяснений заявителя. Указанная информация фиксируется в соответствующем письменном заявлении или в протоколе допроса свидетеля, протоколе осмотра письменных и вещественных доказательств, постановлении о назначении экспертизы.
122. При удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи нотариус устанавливает наличие инвалидности на основании документа, подтверждающего инвалидность по зрению, сведения о котором фиксируются нотариусом в реестре регистрации нотариальных действий и реестре нотариальных действий ЕИС в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и в порядке, установленном приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2014, регистрационный N 32711) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 29.06.2015 N 153 (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный N 37826) и (или) приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2016, регистрационный N 45046) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 16.06.2017 N 108 (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2017, регистрационный N 47081).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется регламентировать установление нотариусами объема информации, необходимой для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
Согласно проекту нотариус устанавливает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение.
Источниками информации являются, в частности, документы госорганов, решения судов, должностных лиц, нотариусов, документы, исходящие от юр- и физлиц, сведения из госреестров, федеральных ресурсов, госрегистров. Документы представляются нотариусу на бумажном носителе/в электронной форме.
Если нотариус не может самостоятельно получить, а лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не предоставляет информацию, в совершении нотариального действия должно быть отказано. При этом нотариус самостоятельно получает информацию из ЕГРН, ЕГРЮЛ.
Полученная информация вносится в реестр регистрации нотариальных действий, в текст нотариально оформленного документа, закрепляется в протоколе фиксирования и т.д. Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации.
Определяется объем информации по каждому виду нотариального действия.