Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 20 октября по 17 ноября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 8 декабря 2016 г. по 18 января 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/08-16/00052485).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 8 по 19 июня 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступили замечания и предложения от РСПП, ОПОРЫ России, Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), Содружества производителей фирменных торговых марок "РусБренд", Союза участников потребительского рынка, Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Ассоциации прямых продаж, Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции, Российского союза производителей соков, Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППИК БХ), Союза производителей пищевых ингредиентов, Ассоциации производителей шин (АПШ), Российской парфюмерно-косметической ассоциации, Национального обувного союза (НОБС), Союза российских пивоваров, ООО "ИКС 5 Ритейл групп", ООО "АТОЛ", ООО "ОРИМИ", ООО "Группа Компаний ПТИ", ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус", ООО "МИШЛЕН Русская компания по производству шин", АО "Нижегородский масложировой комбинат", ООО "ТД "Си Эль парфюм", АО "Егорьевск-обувь" (ТМ "Котофей") (справка прилагается).
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в целях создания правовых основ для обеспечения прослеживаемости оборота отдельных видов товаров, противодействия недобросовестной конкуренции, противодействия незаконному ввозу товаров и "серому" рынку, а также создания условий для защиты интересов производителей и потребителей указанных товаров.
Проектом акта предусмотрены следующие положения:
запрещается оборот на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками (далее - КИЗ), не маркированных соответствующим образом;
предусматривается создание федеральной государственной информационной системы маркировки товаров КИЗ, объединяющей следующие ресурсы: реестр уполномоченных эмитентов КИЗ, регистр КИЗ, реестр участников оборота товаров, реестр добровольных систем маркировки товаров КИЗ, перечень номенклатуры товаров участников оборота товаров, осуществляющих выпуск товаров в оборот (порядки ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации);
проектируется положение о создании логистических портов, обеспечивающих обмен информацией и документами об обороте товаров между его участниками, эмитентами КИЗ, органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ (порядок работы логистических портов, перечень операторов устанавливается Правительством Российской Федерации);
предусматривается размещение в информационной системе маркировки товаров КИЗ как общедоступной информации (ее состав, порядок размещения на официальном сайте и порядок ведения такого сайта устанавливается Правительством Российской Федерации);
предусматриваются полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оператора информационной системы маркировки товаров КИЗ (устанавливаются Правительством Российской Федерации);
проектируются системы обязательной и добровольной маркировки товаров КИЗ (порядок ведения определяется Правительством Российской Федерации);
предлагается установление платы за направление сведений "на логистические порты" (размер платы, порядок взимания и возврата устанавливается Правительством Российской Федерации);
проектируется установление платы за регистрацию систем добровольной маркировки товаров КИЗ (и внесение в них изменений) (порядок регистрации в системе, размер платы, порядок ее взимания и возврата определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с маркировкой товаров КИЗ);
предусматриваются разнообразные виды и типы КИЗ: к видам относятся простой КИЗ, микроэлектронный КИЗ (полиграфический простой КИЗ и микроэлектронный простой КИЗ) и защищенный КИЗ (полиграфический защищенный КИЗ и микроэлектронный защищенный КИЗ); к типам относятся непосредственный КИЗ (наносится на товар (этикетку товара) и внешний КИЗ (наносится на вторичную (групповую, транспортную) упаковку товара);
определяются требования к КИЗ, состав информации, содержащейся в КИЗ, и способы ее предоставления, особенности изготовления защищенных КИЗ;
проектируются положения в части государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ (в том числе таможенного контроля, государственного контроля за оборотом на территории Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной маркировке КИЗ, налогового контроля, государственного контроля (надзора) за исполнением эмитентом защищенных КИЗ законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ);
определяется ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ (в том числе вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
I. Обращаем внимание на следующие концептуальные замечания к проектируемому регулированию.
1. Проект акта разрабатывается и планируется к введению в действие параллельно (либо сразу после) с введением аналогичных систем прослеживаемости оборота продукции - ЕГАИС для алкогольной продукции, ККТ с передачей информации о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде, пилотный проект по маркированию шуб, пилотный проект по маркированию лекарственных средств, проектируемая Россельхознадзором государственная информационная система "Меркурий" (система прослеживаемости пищевой продукции посредством электронных ветеринарных сопроводительных документов). Хозяйствующие субъекты несут существенные расходы при введении в силу каждой из систем прослеживаемости (по данным только одной торговой сети, стоимость внедрения ЕГАИС составила порядка 600 млн. руб., ГИС "Меркурий" - 300 млн. руб.), они не унифицированы, для каждой нужно свое оборудование, программное обеспечение, в том числе позволяющее считывать новые знаки.
По данным изготовителей лекарственных препаратов, участвующих в эксперименте по маркировке КИЗ и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения, издержки связаны в том числе с закупкой производственного оборудования или его переналадкой и могут составлять от 6 до 32 млн. руб. для одной компании.
Исходя из этого, помимо затрат на закупку КИЗ, издержки изготовителей пищевой продукции возрастут в связи с закупкой оборудования для маркирования или переналадкой установленного оборудования и могут составить более 1,5 млрд. руб.
Представители пивоваренной отрасли обращают внимание, что проектируемая система избыточна для производителей алкогольной продукции, все участники алкогольного рынка, в том числе производители пива и пивных напитков (напитков на основе пива), направляют информацию в ЕГАИС, что позволяет прослеживать движения продукции на пути от производства до реализации.
Вместе с тем, если будет принято решение о включении алкогольной продукции (в частности, пива) в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировкой КИЗ, производители столкнутся со следующими затратами.
Средняя рыночная стоимость радиометок составляет 15-20 руб. за 1 шт., стоимость считывающих устройств - порядка 300 тыс. руб. за единицу, стоимость автоматов для нанесения маркировки - порядка 350 тыс. евро за единицу. Таким образом, введение маркировки потребует значительных инвестиций и расходов на закупку оборудования, КИЗ, программного обеспечения, изменение бизнес-операций и интеграцию информационных систем, приведет к замедлению скорости производственных линий и снижению эффективности производства, росту себестоимости и существенному удорожанию продукции на полке.
При этом разовые затраты на закупку соответствующих технических систем по всей пивоваренной индустрии могут составить более 10 млрд. руб. Принимая во внимание объем рынка пива (миллиарды единиц продукции в год), дополнительные затраты участников рынка только на приобретение КИЗ (даже в случае, если это будут не радиометки, а бумажные марки) могут составить десятки миллиардов рублей в год. В условиях сохранения негативной динамики рынка пива и сокращения потребительского спроса рост цены и расходов может еще больше усугубить состояние отрасли, в том числе привести к закрытию малых и средних предприятий, для которых такие расходы могут оказаться непомерными.
Кроме того, из-за снижения скорости и мощности линий, ввиду необходимости включения дополнительных технических операций, связанных с установлением КИЗ на каждую единицу упаковки, прогнозируемые потери объемов производства в индустрии (с учетом фактора "сезонности" в производстве и потреблении пива) могут составить 7-10%, что, по оценкам, приведёт к недополучению бюджетом Российской Федерации 12-16 млрд.руб. налоговых отчислений в виде акциза.
Представители хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства парфюмерно-косметической продукции, указывая на опыт внедрения ЕГАИС для спиртосодержащей продукции, также полагают неизбежными существенные финансовые и временные издержки в связи с необходимостью оснащения технологического оборудования средствами нанесения КИЗ, перестройкой бизнес-процессов, а также вероятными остановками продаж продукции на период внедрения системы маркировки (сбои в системе, нарушения и пр.).
По расчетам экспертов, для одной компании парфюмерно-косметической отрасли введение обязательной системы маркировки КИЗ приведет к следующим затратам:
на приобретение контрольных знаков - 18 млн. руб./год;
на процесс маркировки, включая затраты трудовых ресурсов - 6 млн. руб./год.
При организации бизнес-процесса компании путем формирования небольших заказов, которые доставляются почтой по всей России и оплачиваются по безналичному расчету, переход на учет каждой единицы продукции потребует существенных финансовых затрат на закупку и техническую интеграцию дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, которое, по данным участников публичных консультаций, не производится в Российской Федерации.
Для некоторых дорогостоящих товаров в категории "премиум", "люкс" дополнительные затраты на маркировку могут быть обусловлены бизнес-необходимостью и не отразятся значительно на розничной цене для покупателей, поскольку дополнительные издержки на маркировку несущественны по отношению к стоимости товаров данной категории.
Стоимость товаров народного потребления для конечного потребителя массового сегмента существенно возрастет, так как компании будут вынуждены перекладывать затраты частично или полностью на конечного покупателя, что при текущей экономической ситуации может заставить потребителей отказаться от покупки целого ряда товаров или существенно сократить их потребление.
В особенности, по оценкам специалистов, проектируемая система создаст сложности для импортеров продукции, которые должны обеспечить маркировку до таможенного оформления, что возможно только двумя способами: маркировка изготовителем (при этом возникают определенные трудности по отправке КИЗ в другую страну ввиду установленных требований к экспорту КИЗ); маркировка на таможенном складе (возникают дополнительные затраты по хранению продукции на складе временного хранения на период маркирования).
Приблизительные затраты компании-импортера парфюмерно-косметической продукции с учетом маркировки каждой единицы продукции в год оцениваются следующим образом:
финансовые затраты на приобретение знаков - 18 млн. руб.;
финансовые затраты на процесс маркировки - 6 млн. руб.;
иные затраты, в том числе связанные с приобретением считывающего оборудования, возможной регистрацией и абонентской палатой за систему учета, установкой специального программного обеспечения и т.п., которые потребуют перестройки всей системы складского учета на учет по каждой единице продукции. Затраты на такие изменения оцениваются не менее 1 млн. долларов и являются самыми значительными (конкретная стоимость может быть рассчитана по конкретному техническому заданию).
Кроме того, в части парфюмерно-косметической продукции возникает вопрос относительно маркировки продукции, которая не предназначена для продажи, в частности, пробников продукции, которые должны быть предоставлены потребителю для ознакомления со свойствами товаров, а также бесплатных образцов, которые могут предоставляться потребителям.
1.1. Учитывая ожидаемые существенные затраты хозяйствующих субъектов по маркированию КИЗ товаров, которые войдут в перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке КИЗ, представляется целесообразным при доработке проекта акта предусмотреть возможность унификации всех действующих систем прослеживаемости на единой платформе.
1.2. Одновременно представляется целесообразным предусмотреть меры стимулирования участников рынка к внедрению системы маркировки товаров КИЗ, к которым можно отнести, например, автоматическое снижение категории риска в системе контроля и надзора при риск-ориентированном подходе, а также налоговые вычеты или льготы. Такой механизм, кроме прочего, отвечает принципу "one in - one out", предусмотренному пунктом 8 (1) Правил проведения оценки регулирующего воздействия, согласно которому в случае, если проекты актов, регулирующих отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства и пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
2. В настоящее время в высокой степени готовности находится проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее - Соглашение), которым, в частности, предусматривается, что перечень видов продукции, подлежащей обязательному маркированию средствами идентификации, а также порядок маркировки будут определяться решением Совета Евразийской экономической комиссии.
Представляется, что введение в одностороннем порядке норм, предусмотренных проектом акта, без взаимоувязки с положениями Соглашения является преждевременным и может привести к возникновению барьеров в торговле на территории Евразийского экономического пространства.
Обращаем внимание, что согласно статье 53 Договора о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Таможенного союза (Евразийского экономического союза), выпускается в обращение на территории Союза без предъявления дополнительных требований к такой продукции.
3. Проект акта носит рамочный характер, состоит из большого количества отсылочных норм на акты Правительства Российской Федерации, которые будут разработаны. В связи с этим механизм и конкретные требования и, соответственно, риски остаются до конца неясными.
4. Проектом акта не определяется перечень видов продукции, подлежащих обязательной маркировке идентификационными знаками, нет критериев определения таких видов товаров, а также характеристик состояния рынка, экономики в целом, иных факторов, при которых введение маркировки для отдельных видов товаров может быть обоснованным (например, рост доли контрафактной продукции).
5. Проектом акта предусмотрена многоярусная система реестров, вести которые будут организации-посредники (механизм похож на ККТ с фискальным посредником): громоздкая система с не продуманным до конца функционалом. По мнению участников публичных консультаций, появление дополнительных участников отношений, дополнительных этапов обработки информации усложняет регулирование и повышает риски сбоев в работе информационной системы маркировки КИЗ.
II. Замечания к конкретным нормам проекта акта.
1. Согласно подпункту 18 статьи 8 Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с маркировкой товаров контрольными (идентификационными) знаками, следующие полномочия: "Определяет особенности реализации положений, установленных правом Евразийского экономического союза и (или) иных международных договоров, при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в части товаров, в отношении которых решение о маркировке их контрольными (идентификационными) знаками принято в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) иных международных договоров на территории Российской Федерации".
Обращаем внимание, что право Евразийского экономического союза - наднациональное. Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по определению "особенностей реализации положений", установленных правом ЕАЭС.
2. Согласно положениям статьи 12 проекта акта при создании контрольного (идентификационного) знака должны быть соблюдены следующие обязательные требования: "материал контрольного (идентификационного) знака должен обеспечивать целостность контрольного (идентификационного) знака и его крепления на товаре, читаемость информации, содержащейся в контрольном (идентификационном) знаке, до реализации товара конечному покупателю, разрушение основы при попытке повторного использования, морозоустойчивость (сохранение работоспособности при температуре до - 40оC и ниже); формат информации, содержащейся в контрольном (идентификационном) знаке, должен обеспечивать ее машиночитаемость и возможность цифровой обработки". Согласно пункту 5 статьи 12 проекта акта требования к изготовлению микроэлектронного контрольного (идентификационного) знака (микроэлектронного простого контрольного (идентификационного) знака или микроэлектронного защищенного контрольного (идентификационного) знака) должны также предусматривать установление диапазона частот работы радиочастотной метки, протокола передачи данных, объема хранения информации, диапазона температур хранения и использования радиочастотной метки, минимальное число циклов записи информации на радиочастотную метку.
Обращаем внимание на неопределенность понятий "крепление на товаре", "машиночитаемость", "радиочастотная метка", "протокол передачи данных", "читаемость информации", не ясно также, что является "основой" знака.
Одновременно полагаем, что "крепление" на товаре знака относится не только к характеристике материала изготовления КИЗ, но и к самому товару, на который он наносится. Таким образом, требование о "креплении" на товаре должно относиться скорее к способу размещения (технологии) такого знака на товаре.
Остается неясным вопрос размещения КИЗ на товарах небольшого размера, например, на плитках шоколада, глазированных сырках, тюбиках крема, гигиенической помады и других товарах, обязательная маркировка которых занимает всю площадь упаковки (требования к маркировке уже определены техническими регламентами Таможенного союза (Евразийского экономического союза).
3. Статьями 14 и 15 проекта акта определяется порядок приобретения КИЗ.
Согласно пункту 4 статьи 14 проекта акта эмитент защищенных КИЗ осуществляет реализацию изготовленных знаков участникам оборота товаров на основании договоров с участниками оборота товаров.
Согласно механизму, предусмотренному статьей 15 проекта акта, участник оборота товаров направляет заявление в федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором информационной системы маркировки товаров знаками, который после однодневной проверки полученной информации передает ее эмитенту защищенных КИЗ для начала их изготовления. Указанный эмитент направляет заявителю уведомление о готовности КИЗ. Согласно пункту 6 статьи 15 проекта акта эмитент защищенных КИЗ не позднее одного дня, следующего за днем передачи изготовленных защищенных КИЗ участнику оборота товаров, направляет в информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками сведения о переданных участнику оборота товарах, осуществляющему выпуск товара в оборот, защищенных КИЗ.
В случае передачи эмитентом защищенных КИЗ участнику оборота товаров, осуществляющему выпуск товара в оборот, через организацию, уполномоченную эмитентом защищенных КИЗ на осуществление их доставки и (или) передачи, эмитент защищенных КИЗ не позднее одного дня, следующего за днем передачи защищенных КИЗ данной организации, направляет в информационную систему маркировки товаров КИЗ сведения о переданных данной организации защищенных КИЗ.
Обращаем внимание, что проектом акта не предусмотрены положения о заключении договора об изготовлении защищенных контрольных (идентификационных) знаков. Между тем согласно пункту 4 статьи 14 проекта акта эмитент знаков осуществляет их реализацию на основании договора о реализации. Кроме того, остается неопределенным механизм передачи знаков непосредственно от их эмитента к заявителю без участия посредника-доставщика (остается также неясной необходимость привлечения такого посредника и описание его функционала в проекте акта).
4. Согласно положениям статьи 14 проекта акта эмитент КИЗ может быть исключен из реестра уполномоченных эмитентов КИЗ, что согласно абзацу второму пункта 4 указанной статьи влечет досрочное расторжение договоров с участниками оборота товаров без обращения в суд. Представляется необходимым определить механизм передачи заявлений производителей товаров, подлежащих маркировке КИЗ, другим эмитентам в таком случае. Иначе существует риск остановки производства соответствующих товаров и необоснованных расходов производителей товаров.
5. Согласно пункту 4 статьи 19 проекта акта в реестр участников оборота товаров включается следующая информация об участниках оборота товаров:
"6) сведения об участии участника оборота товаров в системах добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками с указанием реестрового номера соответствующей системы (систем) добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
7) сведения об осуществлении участником оборота товаров выпуска товаров в оборот, включая сведения о товарах, выпускаемых участником оборота товаров в оборот, и способах их выпуска в оборот, а также сведения о системах добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, в рамках которых участник оборота товаров осуществляет выпуск товаров в оборот;
8) сведения об осуществлении участником оборота товаров вывода товаров из оборота путем реализации (продажи) или передачи товаров конечному покупателю, возврат для личных (бытовых) нужд или использование таких товаров в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврата физическим лицам нереализованных товаров, полученных ранее в рамках договоров по договорам комиссии товаров;
9) сведения об осуществлении участником оборота товаров, в том числе являющимся производителем указанных товаров, вывода товаров из оборота путем использования для осуществления предпринимательской деятельности или для собственного потребления их в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг".
Вместе с тем остается неясным, какие конкретно "сведения" о товарах, способах выпуска в оборот и выводе из оборота будут включаться в реестр участников оборота товаров.
6. Согласно проектируемому пункту 1 статьи 20 проекта акта для включения сведений в реестр участников оборота товаров юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функций оператора информационной системы маркировки товаров КИЗ, заявление о включении его в реестр участников оборота товаров с приложением к заявлению документов, подтверждающих соответствие юридического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, требованиям, предъявляемым к участнику оборота товаров и предусмотренным порядком ведения реестра участников оборота товаров.
Согласно пункту 2 статьи 20 проекта акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора системы маркировки товаров КИЗ, проверяет наличие и соответствие предусмотренных частью 1 настоящей статьи документов и соответствие юридического или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, требованиям, установленным порядком ведения реестра участников оборота товаров, и в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и документов включает сведения о юридическом или физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя, в реестр участников оборота товаров, а также направляет юридическому или физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уведомление о включении сведений о нем в реестр участников оборота товаров.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 20 проекта акта в случае, если измененные сведения, представленные участником оборота товаров в соответствии с пунктом 4 указанной статьи, приводят к несоответствию участника оборота товаров требованиям, установленным порядком ведения реестра участников оборота товаров, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора информационной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, после изменения сведений об участнике оборота товаров в реестре участников оборота товаров осуществляет исключение сведений об участнике оборота товаров из реестра в соответствии с пунктом 6 статьи 20 проекта акта.
6.1. Остается неясным, о каких требованиях "к участникам оборота товаров" идет речь.
6.2. Не определен перечень документов, подтверждающих соответствие организации или физического лица таким "требованиям".
7. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 проекта акта "товары, сведения о которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, не переданы в информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками на логистический порт либо переданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, в том числе в случае передачи недостоверных сведений, считаются не маркированными".
В связи с неопределенностью в части "сведений" о товарах существует риск необоснованного невключения товара в информационную систему маркировки, что может привести к приостановлению оборота такой продукции.
Пунктами 3, 4 статьи 22 проекта акта определяется обязанность "участников оборота товаров, осуществляющих выпуск товара в оборот" по представлению следующих "сведений":
"1) сведения о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
2) сведения о возврате покупателем товара в случае его непродажи по истечении времени, если это предусмотрено договором и законодательством Российской Федерации;
3) сведения о возврате физическому лицу нереализованного товара, полученного ранее в рамках договора комиссии;
4) сведения о безвозвратной утрате товара;
5) сведения об отзыве товара;
6) сведения о приостановлении реализации товара" (для оптовиков "сведений" меньше)".
Обращаем внимание, что указанные требования касаются только товаров, подлежащих обязательной или добровольной маркировке. Остальные участники оборота товаров, осуществляющие выпуск товара в оборот, не обязаны никому представлять какие либо "сведения". При этом в пункте 5 статьи 22 проекта акта предусмотрена норма, что требование о предоставлении "сведений" распространяется на участников товарооборота, "если это предусмотрено положениями об обязательной маркировке товаров_ или правилами функционирования систем добровольной маркировки". Представляется целесообразным в пунктах 3 и 4 статьи 22 проекта акта также указать, что сведения предоставляются только участниками систем добровольной и обязательной маркировок.
8. Согласно пункту 9 статьи 22 проекта акта "за направление в информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками на логистические порты сведений, указанных в частях 4-7 настоящей статьи, с участников оборота товаров может взиматься плата.
Плата за направление сведений в информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками подлежит зачислению в федеральный бюджет".
Согласно пункту 10 статьи 22 проекта акта "ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых на логистические порты сведений, указанных в частях 4-7 настоящей статьи, несут участники оборота товаров".
Таким образом, проектируется обязанность по предоставлению "сведений", которые вместе с тем будут вноситься в информационную систему маркировки товаров КИЗ (с определением ответственности за непредоставление таких сведений), за осуществление которой предлагается заплатить. Представляется избыточным установление такой платы.
9. Согласно пункту 6 статьи 25 проекта акта для регистрации системы добровольной маркировки товаров КИЗ в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора информационной системы маркировки товаров КИЗ, лицом или лицами, создающими систему добровольной маркировки товаров КИЗ, представляется в том числе "свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя".
Согласно пункту 12 статьи 25 проекта акта "в целях внесения изменений в информацию и документы, на основании которых осуществлена регистрация системы добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, указанные в части 6 настоящей статьи, в том числе при прекращении действия системы добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, лицо или лица, создавшие систему добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора информационной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, измененные документы, указанные в абзацах третьем и четвертом части 6 настоящей статьи".
Вместе с тем абзацы третий и четвертый пункта 6 статьи 25 проекта акта не содержат перечень документов (абзац третий: "правила функционирования системы добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи"; абзац четвертый: "изображение контрольного (идентификационного) знака (за исключением случаев применения микроэлектронного контрольного (идентификационного) знака, применяемого в системе добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;)"). Таким образом, остается неясным, что делать, если систему создают несколько лиц (что допускается), свидетельство о чьей регистрации необходимо представлять и как менять сведения, если меняются участники системы добровольной маркировки.
10. Представляются избыточными положения в части осуществления государственного контроля, изложенные в статье 28 проекта акта.
10.1. Согласно пункту 3 статьи 28 проекта акта "при осуществлении государственного контроля (надзора) за оборотом на территории Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной маркировке КИЗ, и государственного контроля (надзора) за исполнением эмитентом защищенных КИЗ законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ, предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки участников оборота товаров, эмитентов КИЗ, а также их предварительное уведомление о начале проведения этой проверки не требуется. Органы прокуратуры извещаются о проведении внеплановой проверки участников оборота товаров, эмитентов КИЗ посредством направления соответствующих документов в течение трех рабочих дней с момента окончания проведения указанной внеплановой проверки".
Согласно пункту 4 статьи 28 проекта акта "для осуществления контроля федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор)_имеют право_при наличии информации от контролирующих органов и иных лиц о фактах приобретения и (или) реализации (продажи) товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками, запрашивать и получать в пятидневный срок от соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию и документы, подтверждающие приобретение и (или) реализацию (продажу) товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знакам".
Указанные меры представляются избыточными и необоснованными.
Обращаем внимание, что согласно статье 18 проекта акта к товарам, подлежащим обязательной маркировке КИЗ, относятся товары, оборот которых без обеспечения их прослеживаемости может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как маркировкой товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, культурным ценностям, безопасности государства органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, проектируемое регулирование противоречит действующему законодательству в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
10.2. Кроме того, в части положения о праве федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров КИЗ, получать в пятидневный срок от соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию и документы, подтверждающие приобретение и (или) реализацию (продажу) товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками, обращаем внимание на неопределенность устанавливаемого пятидневного срока: с какого момента пойдет отсчет времени, что считать моментом направления ответа, в какой форме и каким образом может быть направлен запрос федерального органа исполнительной власти и может быть представлена информация участником оборота товара. Одновременно обращаем внимание на спорность возможности получения запроса, сбора необходимой информации и ее направления хозяйствующим субъектом за "5 дней". Представляется необходимым существенно доработать механизм запроса и получения соответствующей информации.
Считаем необходимым обратить внимание на замечания и предложения представителей предпринимательского сообщества, изложенные в прилагаемой справке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 78 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.