Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 11 января по 1 февраля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 14 апреля по 21 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/01-17/00061009).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 13 по 19 июля 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых позиции представили СРО "Ассоциация "Винодельческий союз", ЗАО "Абрау-Дюрсо", ООО "Комбинат шампанских вин", ОАО "Московский комбинат шампанских вин", Ассоциация производителей игристых вин (справка прилагается).
Проектом акта предусмотрено дополнение пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" новым требованием к маркировке: на потребительской таре (упаковке) или размещенной на ней этикетке вина, игристого вина (шампанского) указывается информация о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для их производства" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Одновременно определяются условия обращения алкогольной продукции с уже нанесенной маркировкой, согласно которым розничная продажа вина, игристого вина (шампанского), на потребительской таре (упаковке) или этикетах которых не содержатся указанные выше сведения и "требования к которым действовали на дату их нанесения на потребительскую тару (упаковку) или этикетку, допускается до окончания срока годности такой продукции".
Согласно данным пояснительной записки и сводного отчета основной целью разработки проекта акта является информированность общества и уполномоченных органов контроля (надзора) о стране происхождения основного сырья для производства вина, игристого вина (шампанского).
Минэкономразвития России концептуально не поддерживает проектируемое регулирование.
Обращаем внимание на следующие риски, связанные с применением проекта акта в представленной редакции.
1. В условиях падения платежеспособного спроса, падения объемов продаж вина в последние годы (в 2016 году по экспертным данным объем продаж вин в России составил 951 млн. литров в абсолютном алкоголе, что на 6,2% меньше показателя 2015 года) проектируемая мера может привести к удорожанию вина, игристого вина (шампанского), к еще большему сокращению спроса на указанную продукцию и одновременному росту спроса на более дешевые винные напитки.
1.1. При производстве вина, игристого вина допускается купажирование, смешение различных виноматериалов, в том числе поступающих из разных стран. Производитель такой продукции для соответствия проектируемым требованиям будет вынужден ввести дополнительный учет сырья не только по сортам винограда, но и странам их происхождения, что приведет к увеличению затрат на производство, увеличению площадей и емкостей для хранения виноматериалов, что, в свою очередь, может увеличить стоимость конечной продукции.
1.2. К удорожанию продукции и соответствующему снижению спроса на нее может привести и необходимость постоянного внесения изменений в маркировку продукции (например, при замене виноматериалов одной страны производства на виноматериалы из другой, при изменении поставщиков виноматериалов) либо смешение виноматериалов под уже напечатанную маркировку (такая схема может привести, кроме прочего, к срывам сроков поставки готового продукта, штрафным санкциям со стороны организаций торговли).
Согласно экспертным данным указание на этикетке страны происхождения сырья потребует изготовления комплекта этикеток на каждый купаж и акратофор. Чем меньше партия этикеток, тем выше цена. Дробный заказ этикеток приведет, по информации участников публичных консультаций, к увеличению их стоимости в среднем на 1-2 рубля за комплект. При выпуске продукции 15 млн. бутылок в год завод понесет дополнительные расходы 15-30 млн. рублей.
2. Согласно экспертным данным отсутствуют методы лабораторного подтверждения страны происхождения виноматериалов. Соответственно, остается неясным механизм контроля исполнения проектируемых требований.
3. Обращаем внимание, что алкогольная продукция является объектом регулирования технического регламента "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)", соответственно, в отношении нее действуют требования технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)", которым не определено требование об указании страны происхождения ингредиентов, используемых при производстве пищевой продукции. Согласно положениям статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
4. Кроме того, проектируемые требования носят неопределенный характер - остается неясным, какая именно информация "о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов", использованных для производства вина, игристых вин (шампанского) и в какой форме предполагается к указанию.
5. Неопределенный характер носят и проектируемые положения о возможности розничной продажи вина, игристого вина, на потребительской таре (упаковке) или этикетках которых не содержатся сведения о странах-изготовителях виноматериалов, из которых указанная продукция изготовлена и "требования к которым действовали до даты их нанесения на потребительскую тару (упаковку) или этикетку" до окончания срока годности такой продукции.
5.1. Остается неясным, чем обусловлено ограничение оборота алкогольной продукции со "старой" маркировкой в розничной продаже и почему оптовое звено не может продолжить реализацию такой продукции до срока истечения ее годности.
5.2. Не определены источники информации, подтверждающие "дату нанесения" сведений в маркировку алкогольной продукции. Для реализации вина, игристого вина (шампанского), имеющих "старую" маркировку, поставщику необходимо будет обеспечить подтверждение "даты нанесения".
6. Проектируемое регулирование согласно данным сводного отчета (пункт 3.1) направлено на решение следующей проблемы: "четверть произведенного в России вина и более 80% игристого вина (шампанского) изготовлено с применением импортных виноматериалов. Потребитель, сознательно выбирая отечественный продукт, может быть введен в заблуждение и тем самым будет стимулировать зарубежное сельское хозяйство_ Возможность устанавливать факты подделки или введения в заблуждение потребителя относительно происхождения вина, игристого вина (шампанского) важны как с административной, так и с научной и культурной точек зрения. Формируемая в процессе практических исследований база данных позволит также ее использовать для идентификации страны происхождения винодельческой продукции, в том числе категорий с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения. Стимулирование научно-практического изучения состава винодельческой продукции и совершенствование методик идентификации страны его подлинного происхождения создадут возможность для фундаментальных исследований глубинных процессов влияния почвенно-климатических условий региона на качественные характеристики произведенной на его территории винодельческой продукции". Указанные предпосылки регулирования представляются некорректными.
6.1. Разработчиком не представлено данных исследований о влиянии информации о стране происхождения основного сырья для производства вина, игристого вина (шампанского) на предпочтения потребителей при выборе указанной алкогольной продукции.
6.2. Разработчиком не представлена информация о возможности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций, осуществляющих производство винограда, обеспечить в полном объеме сырьем надлежащего качества (с надлежащими органолептическими и физико-химическими показателями) производителей вина, игристого вина (шампанского).
6.3. Для установления фактов подделки вина или введения в заблуждение потребителя принятие нового нормативного правового акта не требуется. Для этого существуют методики идентификации натуральности вин, купажные листы на предприятиях, другие меры.
6.4. Представляется некорректным перекладывать затраты на осуществление научной работы в области исследования "глубинных процессов влияния почвенно-климатических условий региона на качественные характеристики произведенной на его территории винодельческой продукции" на хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию вина, игристого вина (шампанского). Как указано в том же пункте 3.1 сводного отчета, протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 27 мая 2014 г. N ДМ-П11-44пр, состоявшегося в Краснодарском крае, с. Абрау-Дюрсо, предусмотрена актуализация мер государственной поддержки производства винограда и проведения научных исследований в этой сфере деятельности.
7. Кроме того, согласно данным пункта 7.1.4 сводного отчета разработчиком планируется после принятия проекта акта разместить официальное разъяснение, что информацию о происхождении винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства вина, игристого вина (шампанского) "необходимо указывать комплексно с учетом всех заключенных контрактов (сделок)". Разработчик заранее предполагает, что "отдельные производители или импортеры могут ошибочно предположить о необходимости каждый раз указывать сведения о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства вина, игристого вина (шампанского)". Представляется, что включение в нормативный правовой акт заведомо неопределенных, неясных требований является некорректным. Кроме того, остается неясным, что предполагается понимать под "комплексным" пониманием информации о стране (странах) происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства вина, игристого вина (шампанского), "с учетом всех заключенных контрактов (сделок)". И каким образом такой "комплексный" подход обеспечит информацией конечного потребителя о происхождении приобретенного им вина, игристого вина (шампанского).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, согласно данным сводного отчета (пункт 6.1) предполагается подготовка проекта изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 474 "О представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции" в части введения обязательного указания в уведомлении участниками алкогольного рынка сведений о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства вина, игристого вина (шампанского) (далее - проект изменений). Обращаем внимание, что проект изменений регулирует отношения в области осуществления юридическими лицами своей деятельности, установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам производства, реализации. Таким образом, в соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, проект изменений подлежит оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 29 июня по 5 июля 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых позиции представили Ассоциация производителей игристых вин, СРО "Ассоциация "Винодельческий союз", ЗАО "Абрау-Дюрсо", ООО "Комбинат шампанских вин", ОАО "Московский комбинат шампанских вин".
Ассоциация производителей игристых вин: проблема, заявленная разработчиком, не актуальна. "Для продвижения российского вина есть географические указания. Актуальной является проблема роста потребления иностранной продукции, большое количество поддельного российского виноматериала, нехватка российского виноматериала. Если не решить проблему с подделками до принятия данного закона, указание что виноматериал из России будет информировать потребителя о низком качестве. А указание Франции или Италии позволит "паразитировать" на имидже вин из этих стран.
Не ожидается какого-то эффекта, так как потребитель не читает контрэтикетку. Это показывает рост продаж винных напитков. Согласно маркетинговым исследованиям, проведенным по заказу Ассоциации, потребитель считает винные напитки "дешевкой" и предпочитает вино и шампанское, но в реальности статистика говорит об обратном".
"Необходимо усилить контроль над рынком российского виноматериала, предприятия, использующие поддельный виноматериал, подрывают развитие отечественных виноградников и виноделия, гораздо больше, чем импортируемые виноматериалы".
"Дополнительный контроль, как результат падение производства всего российского вина, рост импортируемой продукции. Уже сейчас себестоимость вина в России дороже производства в Европе. За счет более высокой пошлины на виноматериал 15% и 12,5% на бутилированную продукцию российские производители будут проигрывать и по ценам. Таким образом, поддерживается как иностранное сельское хозяйство, так и винодельческая промышленность.
В сводном отчете, указан ТНВЭД 2204301000, по которому завозится сусло с пониженной таможенной пошлиной для производства российского вина, однако согласно данным ФТС за 2015-2016 годы не было завезено ни одного литра по данному коду ТНВЭД.
В сводном отчете, указано, что в 2020 году планируется 140 тысяч гектар виноградников, однако на данный момент есть 70 тысяч гектар и не представлены данные о закладке виноградников. Таким образом, есть основания считать, что импортозамещения 80% не достижимо к 2020 году".
Необходимо усилить контроль над рынком российского виноматериала, предприятия, использующие поддельный виноматериал, подрывают развитие отечественных виноградников и виноделия, гораздо больше, чем импортируемые виноматериалы".
Проект акта содержит ли нормы, противоречащие действующему законодательству: "нарушение Закона N135-ФЗ "О Защите конкуренции". Предприятия, использующие поддельный российский виноматериал при производстве, смогут рекламировать свою продукцию, в отличие от предприятий, использующих качественный, но импортный виноматериал.
Столовые вина в низком ценовом сегменте, без географического указания, как импортные, так и российские невозможно идентифицировать по происхождению виноматериала, так как они делаются из смеси виноматериалов из разных стран и регионов. Таким образом, информацию иностранного производителя, что вино полностью из французского вина невозможно проверить, а российского производителя будут дополнительно контролировать по этому поводу, усложняя его работу, и, следовательно, увеличивая затраты".
Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно: указание "этикетка" в тексте законопроекта, заменить на "контрэтикетка".
Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике: "Не существует технической возможности определить из каких точно стран, как виноматериал, так и бутилированная винодельческая продукция, если речь о купаже вин из разных стран и регионов.
Необходимо разъяснение заранее по странам на этикетке. Всего стран, откуда поставляется виноматериал более 20. Заранее нанести информацию обо всех странах невозможно. Одно предприятие может в течение 1-2-х лет виноматериал в 6-8 странах в зависимости от конъюнктуры рынка. Какой максимум стран должен быть размещен на этикетке.
Есть ли ограничения по проценту виноматериала из каждой страны, чтобы информация о ней попадала на этикетку? Из опыта ЕС: Особый виноматериал Россиссимо производится в единственном регионе Италии Эмилья Романья всего тремя предприятиями. Данный виноматериал производится по особой технологии и винограда сорта Анчилотта и характеризуется ярко выраженными фруктово-ягодными нотками и высокой цветностью. Данный виноматериал приобретается (но не афишируется ими) практически всеми выдающимися винными домами Европы и используются в купажах в пределах 5%, но чаще от 1 до 3%".
Кроме того, заявитель указал о необходимости 2-летнего переходного периода.
СРО "Ассоциация винодельческий союз": "Описанная разработчиком проблема в сводном отчете является актуальной. Принятие данной законодательной инициативы позволит информировать общество и уполномоченных органов контроля (надзора) о стране происхождения основного сырья для производства вина, игристого вина (шампанского), а также стимулирует отечественных производителей винодельческой продукции к использованию отечественного сырья, что в свою очередь приведет к расширению площадей виноградных насаждений и увеличению рабочих мест. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" необходимо не только с целью возможности устанавливать фактов подделки или введения в заблуждение потребителя, но и также будет иметь большое значение для научных и практических целей.
Принятие данного законопроекта позволит создать равные конкурентные условия для организаций, осуществляющих производство винодельческой продукции из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, и организаций, которые используют при производстве винодельческой продукции иностранное сырье. В связи с этим потребитель получит большие сведения о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства винодельческой продукции, что позволит ему сделать правильный выбор такой продукции. Кроме того, качественный уровень вин будет повышаться в силу высокой информированности населения о продукте. Это в свою очередь будет формироваться более высокий уровень культуры потребления вина среди широких слоев населения, что напрямую влияет на снижение алкоголизации в стране.
В случае принятия данного проекта негативных последствий для бизнеса не должно возникнуть.
Без вмешательства со стороны государства данная проблема не может быть решена, поскольку соответствующие изменения в федеральный закон могут быть внесены только другим федеральным законом.
Принятие данного законопроекта очень важно для дальнейшего развития виноградарско-винодельческой отрасли России., а также дополнительно необходимо предусмотреть включение информации о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов о происхождении в ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Проект акта не содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно.
Проект акта не содержит нормы невыполнимые на практике.
Переходный период не требуется.
Проект акта не содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. Кроме того, принятие законопроекта не потребует дополнительных изменений, приостановлений или признания утратившими силу федеральных законов, а также не повлечет дополнительных негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, выделения дополнительных ассигнований из бюджетной системы РФ. Также, нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и другим положениям иных международных договоров Российской Федерации".
ООО "Комбинат шампанских вин": "Исходя из описания проблемы в сводном отчете, она актуальна и имеет принципиальное значение для алкогольной продукции с защищенным наименованием места происхождения и с защищенным географическим указанием (далее - ЗНМП и ЗГУ). Распространение предлагаемых изменений об указании информации о стране происхождения сырья и на остальную алкогольную продукцию считаем чрезмерным и излишним.
При производстве той или иной партии алкогольной продукции производитель может использовать виноматериал, полученный от любого поставщика из любого географического региона мира. При этом, даже при производстве одного и того же наименования алкогольной продукции в течение определенного периода времени, использоваться может разный виноматериал. Поиск поставщиков сырья для всех производителей винодельческой отрасли - это неотъемлемый процесс их хозяйственной деятельности. Списочный состав данных поставщиков и географический регион их местонахождения постоянно меняется, в рамках происходящих изменений в конъюнктуре рынка. Заранее определить, в какой именно стране будет закуплен виноматериал, который будет использован в процессе производства алкогольной продукции, не всегда представляется возможным, при этом комплектующие (упаковка, этикетка) для алкогольной продукции с указанием определенного текста (информации для потребителя) заказываются заранее крупными партиями, чтобы снизить себестоимость готовой продукции и обеспечить постоянное наличие комплектующих у производителя для непрерывного процесса производства.
Создавая рецептуры и технологические инструкции для винодельческой продукции, специалисты предприятий ориентируются, в первую очередь, на органолептические и физико-химические показатели - потребительские свойства вина, а не на конкретное сырьё, поставляемое одним из возможных поставщиков из того или иного географического региона мира. В рамках решения задачи выпуска высококачественной винодельческой продукции для отечественного потребителя, отраслевые специалисты выбирают сырьё, способное дать именно тот вкус, который задумывался при создании данного продукта. При этом основой для высококачественного российского вина может стать винодельческое сырьё, произведенное как в России, так и зарубежном, учитывая, что внутренний рынок обеспечивает только 30 % потребности российских производителей в отечественном винограде, необходимом для производства шампанских, игристых и тихих вин.
Принятие законопроекта в текущей редакции повлечёт за собой, помимо вышеуказанных неудобств для производителей в использовании комплектующих, очередной рост отпускных и розничных цен на продукцию Российских производителей шампанских, игристых и тихих вин, а также способствовать снижению объемов продаж шампанских, игристых и тихих вин отечественного производства на территории Российской Федерации. Учитывая многообразие поставщиков сырья, российским производителям винодельческой продукции придется заказывать комплектующие, необходимые для производства отдельных категорий винодельческой продукции, под каждый конкретный купаж, что многократно увеличит себестоимость выпускаемой отечественной продукции.
В настоящее время маркировка готовой пищевой продукции осуществляется в соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки", в котором прописаны все необходимые пункты для указания на потребительской упаковке. Добросовестные производители наносят всю необходимую информацию, что обеспечивает возможность обоснованного выбора пищевой продукции потребителем. Все необходимые данные о составе винодельческой продукции в обязательном порядке содержатся на упаковках/этикетках и в технологической документации.
Считаем, что принятие закона об указании страны происхождения винограда, виноградного сусла и/или виноматериалов для всех видов алкогольной продукции - это излишнее требование. Указание такой информации несет первостепенную смысловую нагрузку и имеет принципиальное значение для алкогольной продукции с ЗНМП и ЗГУ. Поэтому при дальнейшей разработке проекта просим внести соответствующее уточнение, согласно которому указание необходимой информации о происхождении сырья будет обязательным только для алкогольной продукции с ЗНМП и ЗГУ.
Проект содержит нормы, выполнение которых на практике будет создавать значительные сложности для производителей: учитывая многообразие поставщиков сырья, производителям придется заказывать упаковку/этикетку, необходимые для производства отдельных категорий винодельческой продукции, под каждый конкретный купаж, что многократно увеличит себестоимость выпускаемой отечественной продукции. Если проект будет принят, требуется переходный период не менее 1 года".
ЗАО "Абрау-Дюрсо": "Риски и негативные последствия для бизнеса в случае принятия данного проекта:
1. На производителя ляжет дополнительная нагрузка по учету поступающих виноматериалов внутри производства, так как надо будет отделять виноматериалы не только по сортам винограда, но и по странам происхождения, что приведет не только к увеличению трудозатрат, но и к увеличению емкостного парка для хранения виноматериалов, что в конечном итоге скажется на цене конечного продукта.
2. В случае если, при производстве продукции используются виноматериалы не только разных сортов, но разных стран происхождения, потребуется дополнительное указание на это в маркировке продукции. Однако, данное обстоятельство приведет к существенному увеличению сроков поставки элементов маркировки и приведет к удорожанию конечного продукта.
3. Если производитель работает с поставщиками виноматериалов из разных стран, он не сможет оперативно заменять виноматериалы разных стран происхождения для производства конечного продукта, так как элементы маркировки продукции заказываются заранее и под этот заказ формируется конкретная информация о стране происхождения виноматериала. Это может влечь за собой не только трудозатраты и увеличение накладных расходов и, как следствие удорожание продукции и срыв сроков поставки готового продукта, но и может создать негативное впечатление у конечных потребителей, поскольку оперативная замена виноматериала может быть использована для поддержания качества продукции. Дополнительные затраты на замену маркировки и штрафные санкции оптовых покупателей в виду срыва сроков поставки, в конечном итоге скажется на цене единицы продукции для конечного потребителя.
4. Так же ограничения срока оборота, включая розничную продажу продукции выпущенной до вступления в силу новых требований, приведет к массовым возвратам производителю продукции несоответствующей новым требованиям, которую производитель будет вынужден уничтожать, а с учетом того, что акциз ранее уплаченный по возвращаемой продукции в настоящее время не подлежит зачету в счет будущих платежей, вся стоимость возвращенной продукции, а также транспортные расходы тяжелым бременем ляжет на плечи производителя, что прямо или косвенно впоследствии отразиться на цене вновь выпускаемой продукции.
5. Производители вина и игристых вин (шампанского) ставятся в заведомо невыгодное положение по сравнению с производителями другой винодельческой продукции, в производстве которой используются виноград, виноградное сусло, виноматериалы, так как на них не ложится дополнительная нагрузка и контроль, а, следовательно, нет и увеличения накладных расходов при производстве продукции".
"Проблемы не существует, поскольку производители, выпуская в продажу продукцию с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения товара, гарантируют конечному потребителю производство продукции из российского сырья".
Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике:
"- Отсутствуют механизмы лабораторного подтверждения страны происхождения виноматериалов
- не урегулирован вопрос порядка указания информации/сведений о стране или странах происхождения винограда, сусла, виноматериала?
- В ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" не содержит информацию о порядке включения страны или странах происхождения винограда, сусла, виноматериалов.Замещение импортного виноматериала отечественным не будет столь быстрым, а займет более длительное время (от 10-ти лет)".
"1. Введение в силу данного изменения в ФЗ, как видно из пояснительной записки, якобы нацелено на стимулирование отечественного производителя использовать отечественный виноматериал для производства вина и игристого вина (шампанского). Основной посыл в том, что до потребителя не доводится информация о стране происхождения виноматериала из которого изготавливается продукт и под видом российского продукта потребитель покупает переработанный импортный продукт. На самом деле нет очевидной связи между доведением информации о происхождении виноматериала до потребителя и переориентацией производителя на использование отечественного виноматериала, т.к.:
не представлены научные данные или результаты официальных социальных опросов о том, что российский потребитель предпочитает вина или игристые вина (шампанские) из отечественного виноматериала;
так же нет подтверждений о том, что отечественный потребитель не осведомлен о происхождении основного сырья для производства вина и игристого вина (шампанского);
стимулирование отечественного производителя не должно быть завязано только на какой-то отдельный вид стимулирования, а подход должен быть комплексным. В текущей редакции законопроект выглядит однобоким и по большей части негативным по отношению к отечественному производителю;
как видно из пояснительной записки, Минсельхоз обладает исчерпывающей информацией по импорту виноматериала (объемы, страны происхождения, стоимость) и не нуждается в дополнительной информации, что ставит под сомнение целесообразность данного изменения в ФЗ;
в настоящее время Федеральный закон N 171-ФЗ предоставляет возможность российским производителем вина уплачивать акциз в меньшем размере при производстве продукции с защищенным наименованием места происхождения товара, а также с защищенным географическим указанием, что является достаточным стимулом для российских производителей изготавливать вино из отечественного винограда. Вина данной категории могут быть изготовлены только из отечественного сырья, что является гарантией донесения до конечного потребителя корректной информации о российском происхождении сырья.
2. При вступлении в силу данного изменения, производителям придется указывать информацию по использованному виноматериалу на этикетке. В частности, для Абрау-Дюрсо с производством резервуарного шампанского в объеме более 1,5 млн дал в год и использующего купажи виноматериалов от разных производителей по всему миру это повлечет серьезные трудности:
необходимость указания всех стран производителей виноматериала на этикетке;
соответственно поставки этикеток будет ограничена небольшими тиражами (1-2 акратофора или 100 тыс. штук при текущих тиражах 1 млн. штук), чтобы информация на этикетке отражала реальный состав использованных виноматериалов в купажах;
это повлияет на стоимость этикеток, т.к. чем меньше тираж, тем дороже одна этикетка;
соответственно это повлияет на себестоимость продукта и увеличит конечную стоимость отечественного продукта при неизменности цены импортного продукта".
ОАО "Московский комбинат шампанских вин": "Предлагаемый законопроект не является актуальным, поскольку из пояснительной записки не ясно в чем проблема. Основные цели введения законопроекта также не понятны (п.1.4 формы сводного отчета):
1. Информированность общества о стране происхождения основного сырья для производства игристого вина (шампанского) в конечном итоге ничего не дает для потребителя. Качество продукции не зависит от страны происхождения сырья. Отечественное сырье не лучше импортного.
2. Стимулировать отечественных производителей шампанского к использованию отечественного сырья и расширению площадей виноградников путем введения требования об указании в маркировке продукции страны происхождения сырья невозможно. Применение более 80% импортных виноматериалов при производстве шампанского заводами, находящихся в невиноградных зонах, вызвано острым дефицитом качественного отечественного сырья. А для стимулирования заводов к расширению площадей виноградников необходимо не только государственная поддержка, но и снижение акцизов на вино, а не их увеличение в 2 раза, как это произошло в 2017 году.
3. Требования об указании в маркировке страны происхождения сырья не создает равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов. А наоборот, производителей, использующих при производстве игристого вина иностранное сырье, поступающего из разных стран, будут вынуждены изготавливать этикетки на каждый купаж и каждый акратофор. А указания автором законопроекта в п. 7.1.4 положения о том, что после принятия законопроекта последует официальное разъяснение является введением в заблуждение производителей, так как подзаконный акт не может отменить норму закона (ст.1)
Для установления фактов подделки или введения в заблуждение потребителя не требуется принятие данного законопроекта. Для этого существуют методики идентификации натуральности вин, купажные листы на предприятиях и т.д.".
К положительным эффектам, которые следует ожидать в случае принятия данного проекта заявитель относит "создание конкурентных преимуществ для производителей, имеющих собственную сырьевую базу в России и экономический ущерб для предприятий, использующих импортное сырье".
К рискам и негативным последствиям для бизнеса, которые могут возникнуть в случае принятия данного проекта, относятся следующие: "Применение данного законопроекта приведет к дополнительным финансовым затратам для отечественных производителей игристого вина (шампанского), использующих импортное сырье. Производство шампанского осуществляется из купажей из разных сортов виноматериалов, получаемых из разных стран. Указание на этикетке страны происхождения сырья потребует изготовление комплекта этикеток на каждый купаж и акратофор. Чем меньше партия этикетки, тем выше цена, поэтому дробный заказ этикеток приведет к увеличению их стоимости в среднем на 1-2 рубля за комплект. При выпуске продукции 15 млн. бутылок в год завод понесет дополнительные расходы 15-30 млн. рублей".
Проект акта содержит нормы, противоречащие действующему законодательству в части нарушения Федерального закона "О конкуренции".
Проект акта содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно: "В статье 1 законопроекта необходимо указать "размещенной на контрэтикетке". На этикетке указать страну происхождения вина невозможно".
Проектируемые "нормы выполнимы, но несут дополнительную организационную, техническую и финансовую нагрузку для бизнеса".
Требуется переходный период "не менее 2-х лет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.