Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 31.07.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. N 141 "О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета" (далее - Указ).
В соответствии с Указом Министерству экономического развития Российской Федерации были переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, ранее возлагавшиеся на Федеральную службу государственной статистики.
При этом функции, не связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере официального статистического учета, Министерству переданы не были и остаются возложенными на Росстат.
До настоящего времени в некоторых законодательных актах для предоставления Росстату отдельных полномочий использовался термин "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета".
Вступление в силу Указа привело к смене органа государственной власти, понимаемого в таких актах под термином "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета".
Вместе с тем, в отдельных случаях указанный термин использовался законодателем для предоставления Росстату полномочий, которые не связаны с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере официального статистического учета, и сохраняются за Росстатом несмотря на его передачу в ведение Минэкономразвития России (например, функции по организации и проведению федеральных статистических наблюдений, формированию официальной статистической информации по отдельным показателям).
С учетом изложенного возникла ситуация, при которой в отдельных случаях Минэкономразвития России оказались переданы функции, фактическая реализация которых остается возложенной на Росстат.
1. Так, отдельными законодательными актами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, наделялся полномочиями по формированию официальной статистической информации по отдельным показателям (Федеральные законы от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
С вступлением в силу Указа реализация данных полномочий оказывается возложенной на Минэкономразвития России, тогда как фактическое формирование официальной статистической информации по указанным показателям продолжает осуществляться Росстатом.
2. Пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и его территориальных органов, по заключению контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в порядке, предусмотренном для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Среди лиц, привлекаемых для выполнения работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений, преобладают пенсионеры, студенты, домохозяйки, незанятые или частично занятые лица, для которых соблюдение общей процедуры проведения закупок, предусмотренной Законом о контрактной системе (в том числе регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, подготовки предложения, внесения личных денежных средств в качестве обеспечения заявок) представляет сложность.
В этой связи возможность использования упрощенного порядка при заключении государственных контрактов с такими лицами является критически важной для проведения Росстатом федеральных статистических наблюдений.
С вступлением в силу Указа реализация полномочий по заключению государственных контрактов с физическими лицами в порядке, предусмотренном пунктом 42 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, оказалась возложена на Минэкономразвития России, что препятствует эффективной организации и проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений, и ставит под угрозу обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также граждан и организаций качественной, актуальной и достоверной официальной статистической информацией.
В целях устранения данной правовой коллизии законопроектом предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, заменив термин "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета" термином "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации", в случаях, когда под указанным федеральным органом исполнительной власти фактически понимается Росстат.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Законопроект способствует реализации подпрограммы 9 "Официальная статистика" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.