Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минфином России 02.08.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) подготовлен в обеспечения нормативного правового реализации возможности списания заказчиками принятой к учету задолженности по уплате неустоек, если указанная задолженность сложилась до 1 января 2017 года по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме в 2015 и 2016 годах, и размер задолженности соответствует условиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 года N 190 (далее - постановление N 190).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в качестве антикризисной меры сроком по 31.12.2016 была введена в действие часть 6.1 статьи 34 о том, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления N 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения в порядке, определенном для заказчиков, осуществляющих закупки в целях обеспечения нужд Российской Федерации приказом Минфина России от 12.04.2016 N 44н "О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - приказ N 44н).
Указанные нормы определили право поставщика (подрядчика, исполнителя) при выполнении им определенных постановлением 190 и приказом N 44н условий получить списание его задолженности перед заказчиком по возникшим до 1 января 2017 года обязательствам об уплате неустойки.
Вышеназванные правовые акты определили обязанность заказчиков осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (далее - задолженность) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, при соблюдении следующих условий:
1) завершение в полном объеме в 2015 или 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств;
2) задолженность по уплате неустойки возникла до 01.01.2017;
3) общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта или общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2016 финансового года поставщик (подрядчик, исполнитель) оплатил 50 процентов задолженности;
4) по результатам проведенной заказчиком сверки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) задолженность подтверждена документальными данными заказчика.
Начисление задолженности осуществляется заказчиком в установленном порядке на основании данных, имеющих документальное подтверждение согласно учетной политике в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета и выбранного способа ведения бухгалтерского учета, допускаемых федеральными стандартами (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ и приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" принятые к учету (в том числе по результатам инвентаризации) факты финансово-хозяйственной деятельности заказчика в отношении начисления задолженности для принятия решения о списания должны быть подтверждены дебитором (поставщиком, подрядчиком, исполнителем), что обеспечивается проведением сверки задолженности с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем право поставщика (подрядчика, исполнителя) на списание задолженности не может быть обусловлено выполнением заказчиком обязанности по принятию задолженности к учету, в этой связи если задолженность, возникшая до 1 января 2017 года, по различным причинам не была принята к учету заказчиком в срок до 01.01.2017 (срок окончания действия постановления N 190), то после проведения сверки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик осуществляет проведение инвентаризации обязательств для постановки образовавшейся до 1 января 2017 года задолженности на учет.
Складывающаяся в настоящее время судебная практика исходит из того, что при наличии материально-правовых оснований для списания неустойки соответствующая субъективная обязанность заказчика должна быть исполнена, и заказчик не вправе в обоснование своего бездействия ссылаться на обстоятельства, находящиеся вне сферы его контроля.
Положения законопроекта направлены на обеспечение исполнения обязанности заказчика по списанию образовавшейся до 1 января 2017 года задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по уплате неустоек (штрафов, пеней).
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.