Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 28.07.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" (далее - проект федерального закона) призван восполнить существующий пробел в правовом регулировании в области установления ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.
В настоящее время в 63 субъектах Российской Федерации (из 85) в соответствии с принятыми региональными кодексами об административных правонарушений установлена административная ответственность за безбилетный проезд, а также разработаны и проходят согласование с заинтересованными ведомствами дополнения к Кодексу об административных правонарушениях Республики Дагестан в части административной ответственности за безбилетный проезд.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, полученной от 17 субъектов Российской Федерации, в которых не установлена административная ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты, в 8 субъектах Российской Федерации региональное законодательство в части административной ответственности за безбилетный проезд было признано утратившими силу, в том числе в соответствии с решениями, принятыми органами региональной прокуратуры (Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская области, Хабаровский край), в Воронежской области в связи со сложностью процесса администрирования, в Липецкой области в связи с неэффективной правоприменительной практикой.
Ответственность за безбилетный проезд в Красноярском крае не была установлена в соответствии с заключением прокуратуры, в Ульяновской области - в связи с отсутствием необходимых полномочий.
Указанные решения были основаны на неправомерности установления административной или иной юридической ответственности за безбилетный проезд законами субъектов Российской Федерации, поскольку перевозки на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) и утверждаемыми в соответствии с ним Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (далее - Правила)), что исключает установление административной ответственности за нарушение требований указанных нормативных правовых актов региональными законами в соответствии с предметом ведения субъектов Российской Федерации, установленными статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем в пункте 2 определения Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 429-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Томской области о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что согласно Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73); административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1).
В соответствии с названными конституционными нормами в статье 1.3 КоАП определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части первой), при этом под вопросами, имеющими федеральное значение, в данной статье понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Таким образом, КоАП не предусматривает положений, в том числе компетенции, по установлению административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по вопросам, отнесенным в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации и, следовательно, не имеющим федерального значения.
Положениями проекта федерального закона предусматривается внесение изменения в пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП с одновременным исключением части 3 статьи 11.18 и части 2 статьи 11.19 из КоАП с целью реализации возможности установления законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не только административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, но и административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по вопросам, не имеющим федерального значения.
В этой связи также подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Устав и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.